Б о н с к и й  Д з о г ч е н

Из книги «Чудеса Естественного Ума» Тензина Вангьяла Ринпоче

Самовозникающая мудрость это основа всего.

Пять отрицательных эмоций являют собой проявление энергии.

Считать эмоции заблуждениями ошибочно

Позволение им пребывать в их природе есть метод

Обнаружения недвойственного состояния Освобождения.

Превосхождение всякой надежды и страха – вот результат.

Хотя во всех духовных традициях Тибета существовали практики Дзогчен, такие как Пятый Далай Лама из школы Гелугпа, Третий Кармапа Ранжунг Дордже из Кагьюпа и Граспа Гьялцен из шкалы Сакьяпа, наиболее важные линии передачи учения Дзогчен принадлежат Бон, традиционной религии Тибета, а так же Ньингмапа (древней) Тибетской Буддийской Школе. Обе эти традиции подразделяют свои учения на «девять путей» или методов практики, ведущих к просветлению и реализации, и, в обеих классификациях, Дзогчен - это девятый и самый высокий Путь.

В настоящее время мастера всех Тибетских сект начали преподавать Дзогчен, и Дзогчен, похоже, становится своего рода модой на Западе.

Дзогчен

Дзогчен (rdzogs chen) буквально означает 'совершенство', 'достижение', или 'исполнение' (rdzogs), которое является 'полным' или 'великим' (chen).

Хотя Дзогчен - 'единая великая сфера', для удобства это описано как наличие трех аспектов основы, пути, и плода: 'основы', потому что основа Дзогчен – изначальное состояние индивидуума; 'путь', потому что Дзогчен - высший прямой и немедленный путь к реализации; и 'плод', потому что Дзогчен это окончательное просветление, освобождение из круга иллюзорного блуждания в самсаре в течении одной жизни.

Чтобы лучше понимать Дзогчен, давайте подробнее рассмотрим разделение на основу, путь и плод.

Согласно учению Дзогчен, сущность основы всего - пуста и изначально чиста; природа основы - ясность, которая спонтанно совершенна; неразделимое единение изначально чистой сущности и спонтанно совершенной природы являет собой свободный поток энергии или сострадания. Для индивидуального ума, эта основа - естественное состояние. Она является одновременно и источником самсары для введенного в заблуждение ума (ma rigpa) и нирваны для ума, в котором знание (rigpa) пробуждено.

Сущность kunzhi-основы называется мать (ma), пробужденное понимание (rigpa) называется сын (bu), и неразделимость матери и сына есть поток энергии (rtsal).

Путь состоит в получении проникновения в видение Дзогчен, являющееся знанием истинного состояния основы ума, и создании потока rigpa, взращенного с помощью медитации, продолжающегося и после медитации, так, чтобы оно могло быть интегрировано в нашем поведении, отношении и деятельности в обычной жизни. Плод это осуществление нераздельности трех кайй в течении лишь одной жизни и высшей его точкой становится достижение радужного тела или тела света в конце жизни, таким образом, что во время смерти материальное тело исчезает, не оставляя никаких следов, но растворяется в своей природе, которая есть свет.

Дзогчен в Контексте Духовной Практики Бон

Дзогчен это самая высокая духовная традиция в Бон. В прошлом, практикующие, знавшие Дзогчен в Тибете, были немногочисленны, даже внутри традиций Бон и Ньингма. Одной из причин этого было то, что получить эти учения было не легко: их держали в секрете, всего несколько мастеров передавали его, и лишь немногим студентам. Даже теперь, обучающиеся традиции Бон в Тибете обычно проводят много времени, выполняя девять предварительных практик ньендро и пхову, в то время как монахи в монастырях занимаются главным образом интеллектуальным изучением философии, участвуют в дебатах, декламации ритуальных и литургических текстов.

Множество мастеров настаивали (множество мастеров продолжают настаивать и теперь), чтобы практикующие завершали предварительные практики Ньендро прежде чем начинать изучение Дзогчен. Эти предварительные практики описаны в Nyams rgyud rgyal ba'i phyang krid. Каждая из этих девяти практик должна быть выполнена сто тысяч раз. Вот эти девять методов: 

Однако, когда я получал учение Шанг Шунг Ньян Гьюд (Zhang Zhung Nyan Gyud), Лопон Санже Тензин указывал, что сохранение учения Дзогчен в секрете возможно было оправдано в древние времена. В наше же беспокойное время лучше передавать учения более открыто и свободно (но не уменьшая таким образом их ценность), иначе имеется опасность, что они прервутся.

Дзогчен в Бон и Ньингмапа

Мы видели, что Дзогчен близок к Бон и Буддизму Ньингмапа, и что эти две духовных традиции обе имеют девять основных разделов их Путей или способов соблюдения религии. Однако, имеются существенные различия между соответствующими разделами девяти Путей Бонпо и Ньингмапа. Стоит отметить, что в других Тибетских школах Буддизма существует шесть, а не девять, видов практики. Кагьюпа, Сакьяпа и Гелугпа придерживаются новой традиции более поздних переводов Буддийского канона, возникшей в течение второго распространения Буддизма в Тибете в десятом и одиннадцатом столетиях. Девять Путей Буддизма включают в себя только традиционный буддийский материал, и строго говоря, два более низких пути, принадлежащих буддизму Хинаяны, фактически не соответствуют практикам тибетского буддизма, основывающегося на буддизме Махаяны. Несмотря на это, кроме самих практик буддизма, девять Путей Бонпо содержат в себе полный спектр тибетских мирских и религиозных верований и методов, включая медицину, астрологию и космологию, гадания и предсказания, умиротворение и изгнание злых духов и призраков, ритуалы для процветания и тантрические ритуалы истребления врагов, выкупа и повелевания мертвыми, нравственную дисциплину для мирских практикующих и монахов, тантрические практики и обряды, и самый высокий духовный путь - Дзогчен. В этом отношении Бон может быть назван истинной религией Тибета, охватывающей и коренные и привнесенные религиозные пути.

Также имеются множество точек соприкосновения между Бон и буддизмом Ньингмапа. Как отмечено, обе традиции официально передают учения Дзогчен. Между тем как в других Тибетских традициях владение Дзогчен обнаруживаются лишь у некоторых одаренных практикующих, которые не принадлежат линии передачи Дзогчен. И Бон и Ньингмапа поклоняются Кунтузангпо как высшему изначальному АдиБудде, в то время как другие три школы Тибетского буддизма поклоняются как АдиБудде Ваджрадхаре. Обе имеют традицию скрытых духовных сокровищ терма, вновь обнаруживаемых тертонами (лицами, предсказывающими место и время обнаружения терма в благоприятные времена). Фактически много известных тертонов принадлежит обеим традициям.

 Кроме того, Ньингмапа - единственные Тибетские Буддисты, широко известные как Буддисты того учения неиндийского происхождения, которое было распространено до первого привнесения Буддизма в Тибет во время царствования короля Сонгцена Гампо, и второго, в восьмом столетии, харизматическим мастером Падмасамбхавой и его союзниками. Эти привнесенные учения включают течения Буддизма, прибывшие из Китая и центральной Азии, а также из Индии. Во время второго распространении Буддизма в Тибете в десятых и одиннадцатых столетиях, все буддийские учения не индийского происхождения были исключены из буддийского канона, составленного тремя более поздними школами тибетского Буддизма. Бонпо утверждают, что, как и Будда Шакьямуни был учеником Тонпа Шенраб Мивоче, так и все буддийские учения, возникшие в Индии ли, или в другом месте - фактически являются учениями вечного Бон.

Три Течения Дзогчен в Бон

В Бон Дзогчен традиционно был разделен на три течения, известные все вместе как А Дзог Ньян Гьюд (A-rdzogs-snyan-rgyud), а именно А-хрид (A-khrid), Дзогчен и Шанг Шунг Ньян Гьюд. Первый два – традиции терма, основанные на вновь обнаруженных текстах, в то время как третий - устная традиция, основанная на непрерывной линии передачи мастеров.

Система А-хрид была основана в11-ом столетии святым Дампо Миу Гонгжад Ритро Ченпо (1038-1096), который извлек оригинальное учение из цикла учений Тонпа Шенраба «Хро ргьюд».

Буквально А-хрид означает «Путеводное А». «А» воплощает не обусловленное изначальное состояние, естественное состояние ума; Оно белого цвета, как воплощение врожденной чистоты ума. Практикующий участвует в практике шине(zhine), начинающейся с фиксации, использующей белое тибетское «А» для сосредоточения и концентрации, чтобы развить способность проникновения в суть и обнаружения естественного состояния ума. Это перекликается с дзогченским циклом учений семде связанных с умом, который принадлежит традиции Ньингмапа.

Название «rDzogs chen», данное второму течению не относится к Дзогчен в его основном значении, но вместо этого обозначает специфический тип учения Дзогчен с собственной линией передачи. Эта система соответствует системе лонгде в Дзогчене Ньингмапа, связанной с ясностью и пространством.

Третее течение включает учение Дзогчен Шанг Шунг Ньян Гьюд, Устная Передача Шанг Шунг, самую старую и наиболее важную традицию Дзогчен и систему медитации в Бон. Эта серия учений систематизирована мастером из Шанг Шунг, Гиерпунгом Нангжер Лодпо, который получил их от своего учителя Тапахрицы в восьмом столетии. Однако, как мы увидим ниже, эти учения не были составлены человеком; они не выдуманы, но самопорождены. Они успешно непрерывно передавались как «долгая линия», целые столетия и никогда не были скрыты и вновь обнаружены как терма, которые имеют «короткую» или прямую передачу со времени их открытия. Это течение учений соответствует Упадеша, в Дзогчене Ньингмапа, серия «тайные наставления».

Хотя все три течения Дзогчен имеют свои собственные предварительные практики и своих мастеров линии передачи, тем не менее сущность и цель всех трех одна: введение в естественное состояние Дзогчен. Некоторые мастера линии имеют все три передачи. В Тибете эта передача от мастера ученику, кто в свою очередь становится мастером, передающим учение его собственному ученику, называется «горячей», потому что личная передача прямого опыта защищает его так, чтобы опыт остался живым, без того, чтобы превратиться во что-то холодное и лишь интеллектуальное, полученное из книг и концептуальной мысли.

назад




Hosted by uCoz