В соответствии с конфуцианством, досужие жалобы
являются проявлением природы человека, и люди ничего не могут с ними
поделать. Однако в буддизме мы видим это по-другому. Буддизм утверждает,
что мы можем избавиться от трех ядов: алчности, гнева и досужих жалоб.
Глупо считать, что человек не может избавиться от своих пороков, и в
качестве довода утверждать, что они составляют неотъемлемую часть его
природы.
Не избавившись от пороков, мы не преуспеем в нашем
искусстве. Каждая вещь обладает мудростью и глупостью. Если мастер,
изготовляющий луки, не знает тайн своего ремесла, его нельзя назвать
мастером. Если же он всегда стремится улучшить свое мастерство, он
достигает совершенства.
Без практики невозможно стать мастером. Это относиться
не только к изготовлению луков и мечей, но и к другим ремеслам, не
говоря уж об учениях буддизма, конфуцианства и даосизма. Неведение можно
преодолеть, если настойчиво учиться. Тот, кто не совладал со своей
врожденной глупостью, никогда не станет мудрым. Если вы настойчиво
тренируетесь, то постигаете мудрость своего искусства. Так, человек
может быть глупым, но если он настойчиво занимается, его глупость
исчезает, а на ее месте возникает мудрость.
Путь охватывает все вещи, и поэтому, постигнув одну
вещь, вы овладеваете всеми остальными. Некоторые люди утверждают, что
достигнув совершенства на каком-то одном Пути, человек не является
мастером всех Путей. Хотя он мудрец, он может, например, не уметь ездить
на лошади. Действительно, в таких рассуждениях есть доля истины, но мы
не должны забывать, что все проявления реальности имеют два аспекта,
дзи и ри.
Здесь все не так просто, как может показаться.
Дзи -- это техника, ри -- это принцип. Тот, кто
знает принцип, может не практиковать искусство, и все же обладать
некоторым пониманием его сути. Так, человек может быть хорошим
наездником, но не уметь подчинить себе лошадь. Он может знать, как нужно
обращаться с лошадью, но при этом плохо согласовывать свое намерение с
намерением лошади. Если же вы можете достичь гармонии с лошадью, она
всегда будет вас слушаться. Дополняя безукоризненную технику пониманием
принципа, вы становитесь безупречным, и тогда в искусстве верховой езды
с вами никто не сравнится.
Скульптор создает произведение при помощи резца, но сам
резец изготовлен кузнецом. Скульптор знает, хороший или плохой у него
резец, можно ли этим резцом обрабатывать дерево, или только бамбук, но
один только кузнец может сказать, в чем различие между процессами
изготовления резца по дереву и резца по бамбуку. Таким образом, кузнец
знает принцип, а скульптор -- технику. Человеку, который овладел
техникой и постиг принцип, нету равных.