Приватная библиотека

Андросов В. П.
Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних тестов.
М. Восточная литература. 2001 г., 509 стр., 2.000 экз.

PDF - 28 Мб.

Отрывок:

Медитативные практики Пути освобождения от Страдания.
Умение концентрировать внимание и погружаться в созерцание (самадхи) описывается в учении о дхьянах - уровнях транссостояний сознания. Но прежде чем вникать в это сложнейшее учение, нужно более или менее отчетливо представлять себе содержание технических понятий древних медитативных практик, а именно самадхи, випащъяны и шаматхи. Впрочем, их древность не является препятствием для применения современными монахами, а также интеллектуалами, ищущими в буддизме решение своих духовных чаяний.

Самадхи (санскр. samadhi; сосредоточение ума)- 1) "правильное самадхи" есть последняя ступень Восьмеричного Пути, 2) термин, обозначающий комплекс практических наставлений по работе над собственным сознанием, 3) в более узком смысле термин означает упражнения по сосредоточению ума на одном объекте. В буддизме акцентируется внимание на первом значении. "Правильное самадхи" - это способность ума пребывать в четырех медитативных созерцаниях (дхьяна) объектов сферы цветов и форм (рупа-дхату). Высшим уровнем этой практики считается созерцательное проникновение на четыре неба сферы вне цветов и форм (арупа-дхату). Для обыденного понимания достаточно знать, что к "правильному самадхи" готовятся посредством сосредоточения на совершении благих дел (карма). Кроме того, этим термином маркируются различные практики, являющиеся составной частью духовных высот буддизма. Так, самадхи - одно из семи звеньев Просветления (бодхи), одна из трех высших духовных способностей, одна из высших духовных сил и т.д. При обучении сосредоточению буддисты традиционно используют 40 видов объектов: от таких возвышенных, как три Драгоценности, до таких, как разлагающийся труп, - всё зависит от степени духовной развитости ума и от конкретных целей упражнения.

Випащьяна (санскр. vipasyana, пали vipassana; проникновенное вИдение)- практический комплекс занятий по сосредоточенному созерцанию четырех Благородных истин и основополагающих идей о невечности (анитъя), об отсутствии вечной души (анатман), о взаимозависимом происхождении и т.д. Цель этих упражнений медитации - создать в сознании адепта условия для возникновения интуитивной мудрости (праджня), развитие которой ведет к состоянию святости. Випащьяне учатся большинство монахов, но практиковать ее рекомендуется в паре с шаматхой (невозмутимый покой). Эту пару называют динамической (или аналитической) и статической соответственно системами медитации. Если задача первой - убедить собственный ум посредством анализа, доводов рассудка и прочего в истинности положений Слова Будды и Его различных учений о при- чинности, Пути и т.д., то задача второй - полностью "опустошить" ум, вплоть до отождествления себя с созерцаемым объектом, отвлечься от всего содержания сознания посредством сосредоточения на одной точке, в качестве которой хороши пустота, пространство, чистый свет.
Практиковать випащьяну монахи могут только после освоения правил поведения (винаи), после обучения контролю собственного познания (путем изучения сутр и Абхидхармы) и после опыта упражнений по сосредоточению (самадхи) на простых точечных объектах (сучке дерева, пламени свели и т.д.). В школах хинаяны випащьяна оценивается выше шаматхи, в махаяне они равнозначны и взаимодополняю- щи, в ваджраяне превозносится випащьяна.

Шаматха (санскр. samatha; спокойствие)- духовная практика сосредоточения (самадхи), позволяющая пребывать на любом из уровней созерцания (дхьяна) в состоянии нерушимого покоя, чистоты и свободы от каких бы то ни было движений сознания. Считается, что эта практика позволяет адептам накопить огромную умственную силу, используемую затем в випащьяне - интуитивном прорыве, в медитации на сверхглубинных уровнях сознания, на которых постигаются смыслы буддийских истин. Поэтому шаматха и випащьяна- две неразрывные стороны духовного развития (бхавана, подробнее см. [Кхантипалло 1994]).
Даже из сказанного очевидно, что задачи названных медитативных техник - дополнять друг друга и научить мастерскому владению тонкими "материями" ума, которые систематизированы в учениио дхьянах.

Дхьяна (санскр. dhyana, пали jhana; созерцание, вИдение умом, интуитивное вИдение) - понятие индийских духовных практик, обозначающее особую сосредоточенность сознания на объекте созерцания. В буддийских исследованиях зачастую переводится на европей- ские языки как "медитация", "трансмедитация" или "транс". В буддизме дхъяна ассоциируется прежде всего с древней практикой восьми последовательных стадий, или способов, созерцания, приближающих особь к главной цели - освобождению (мокша, вимокша) от страданий и круга рождений. Первые четыре - это способы созерцания миров космической сферы форм и цветов (рупа-дхату).

Посредством 1-й дхьяны достигается непривязанность к чувствам и желаниям, 2-й - к рассудочным моделям мышления, 3-й - обретается уравновешенность и внимательность, 4-й - состояние, в котором сознание уже не подвластно испытанию удовольствием (сукха) и страданием (духкха). Следующие четыре дхьяны суть способы созерцания миров сферы вне форм и цветов (арупа-дхату), а именно: бесконечного пространства, бесконечного сознания, абсолютного ничто (осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет) и "неба", которое не воспринимается ни присутствием сознания, ни его отсутствием. Для святых Малой колесницы (анагаминов и архатов, см. ниже) добавлялась практика 9-й дхьяны - медитативное погружение в состояние полного прекращения (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц.

С овладением этими способами созерцания приходит обладание пятью и более чудесными способностями (абхиджня): ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей и т.д. Одновременно практика дхьяны развивает две взаимодополняющие стороны буддийского искусства медитации (бхавана) - випашъяну (проникновенное видение) и шаматху (невозмутимый покой) или, в иной интерпретации, праджню (проникновенную мудрость) и самадхи (сосредоточение).
В Великой колеснице практики созерцания разрабатывались в учении о дхьяна-парамите (совершенствовании созерцанием) - состав- ной части отдела Закона о паротитах. Махаянские сутры советовали заниматься дхьяна-парамитой только монахам-бодхисаттвам (но не мирянам), которые должны странствовать или жить уединенно, укре- пляясь в медитации четырех совершенных состояний: Любви, Сострадания, Радости и Невозмутимости. В махаяне также считается, что каждым из девяти описанных выше способов созерцания бодхисаттва должен заниматься несколько лет и, следовательно, пребывать годы в достигнутом медитативном погружении.



Помещено с сайта http://www.hanzi.ru

Библиотека "Тело Света"
http://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm

Hosted by uCoz