Книга Фомы Атлета
Слова сокровенные, какие сказал Спаситель
Иуде Фоме, которые сам я, Матфей, записал. Шел я и слушал их, как
беседовали они друг с
другом. Спаситель
сказал: Брат Фома, покуда время есть у тебя в мире, услышь меня, и я
открою тебе, о чем помыслил ты в сердце своем. Поскольку сказано,
что ты – близнец мой и друг мой истинный, испытуй себя и познай, кто
ты и как был или как будешь. Ибо называют тебя братом моим, коему не
пристало, чтобы он пребывал себя самого не познавшим. И я знаю, если
даже сам ты не знаешь, что уже познал ты, ибо, идя вместе со мной,
уже познал ты меня. Уже познал ты, и назовут тебя познавшим себя
самого, ибо тот, кто себя не познал, не познал ничего. Но тот, кто
познал себя самого, уже получил знание о глубине всего. Вот потому
ты, брат мой Фома, увидел сокрытое от людей, о что претыкаются они,
ибо не знают этого.
Сказал Фома Господу: Поэтому и прошу я тебя, дабы сказал ты мне то,
о чем перед вознесением твоим я вопрошаю тебя. И если услышу от тебя
о касаемом сокрытого, тогда будет можно мне рассказать об этом, и
откроется мне то, что людям трудно – делать Истину.
Ответил Спаситель,
сказал он: Если явленное вам сокрыто от вас, как можно вам слушать о
неявленном? Если дела истины, явленные в мире, трудны, чтобы вам
делать их, как ныне хотите вы делать то, что принадлежит величию
возвышенному, и то, что принадлежит исполнению, которые не явлены?
Как назовут вас делателями? Потому вы – ученики и не получили еще
величия совершенства.
Ответил Фома, сказал Спасителю: Расскажи нам об этих вещах, о коих
говоришь ты, что они не явлены, а сокрыты от нас.
Сказал Спаситель: Все
тела [возникли как] скоты, они родились […] они явлены как создания
[…] этот самый. Те которые свыше […], которые явлены, но они
единственные явлены от корня их. И плоды их – то, что питает их.
Тела же сии, которые явлены, поедаемы созданиями, им подобными.
Потому-то тела изменяются. Но то, что изменяется, погибнет и
оскудеет, и нет уже (у них) надежды на жизнь, ибо тело – скотское.
Как у скотов погибают тела их, так погибнут и эти изделия. Разве не
от соития он, как принадлежащий скотам? Если он также от него, как
обретет он превосходство большее, чем они? Потому-то вы малы, покуда
не станете совершенными.
Ответил Фома: Потому
говорю тебе, Господи, что говорящие о неявленном и трудноизъяснимом
подобны тем, кто огонь свой в ночи простирает во знамение.
Простирают они огонь свой как некоторые, дабы простирать во
знамение, а оно не явно. Но если свет выходит наружу и скрывает
тьму, тогда дело каждого должно открыться. Ты – наш свет, ибо ты
светишь Господи.
Иисус сказал: Свет в свете.
Заговорил Фома,
сказал: Господи, почему свет явленный, который светит для людей,
восходит и заходит?
Спаситель сказал: О блаженный Фома, ведь свет явленный стал светить
для вас, дабы вы не остались в этом месте, ушли из него. Но если все
избранные покинут скотскую сущность, тогда возвратится свет к своей
сущности. И его (света) сущность воспримет его, ибо он – помощник
добрый. Спаситель продолжил, сказал он: О недостижимая любовь
света, о горечь огня, который пылает в телах людей и в их мозгу,
который пылает в них денно и нощно, и сжигает члены людей, и
опьяняет их сердца, и смущает их души […] их в мужчинах и женщинах
де[нно и нощ]но, и волнует их волнением, [волнуя] в сокрытом и
явленном. Ибо мужежен[щины мечутся без женщин] и женщины без мужчин.
Тогда сказал он: Тот, кто вопрошает об истине у истинно мудрого,
уготовит себе крылья, дабы полететь, спасаясь от страсти; которая
сжигает духи людей. И он уготовит себе крылья, спасаясь от того
духа, который явлен.
Фома ответил, сказал: Господи, ведь это – то, о чем спрашиваю я
тебя, ибо, как сказал ты, я познал, что ты – тот, кто нужен нам.
Снова ответил
Спаситель, сказал он: Поэтому нам надлежит сказать вам, что это –
учение для совершенных. Если ныне желаете вы стать совершенными,
следуйте этому, если нет, ваше имя – незнающий. Ибо нельзя мудрому
жить вместе с глупцом. Ведь мудрый исполнен всякой мудрости, для
глупца добро и зло равны полностью, ибо мудрый станет питаться от
истины и он будет как дерево, которое растет от ливня. Ибо
существуют некоторые, имеющие крылья, спешащие к явленному, те, кто
далек от истины. Ведь тот, кто ведет их и пленит их сладостью тьмы и
овладеет ими наслаждением пахнущим. И он сделает их слепыми в
страсти ненасытной и сожжет их души и будет для них как столп,
который в их сердце, так что невозможно для них когда-нибудь
выдернуть его. И как узда во рту он тянет собственным их желанием. И
сковал их он их же цепями, и все члены их связал он горечью оков
страсти. То, что явлено, что погибнет, и что изменится, и что
отвернется ради соблазна, притягивает их постоянно от неба к земле,
убивая их, побуждая их вслед за всеми скотами к осквернению.
Фома ответил, сказал
он: Это явлено, и говорят, что […] то, что не знают […] душа.
Но [Спаситель
ответ]ил, сказал: [Так вот] с мудрым человеком, который стал [искать
истину]. Когда нашел он ее, он успокоился в ней навеки и не убоялся
тех, которые пожелали смутить его.
Фома ответил, он
сказал: Нам надобно, Господи, успокоиться в том, что принадлежит
нам. Спаситель
сказал: Это и есть полезное. И это – добро для вас, ибо то, что
явлено у людей, погибнет. Ведь сосуд плоти пропадет, и, когда
пропадет, он будет в явленном, в том, что видимо. И тогда огонь,
который видим, накажет их за любовь к вере, которая была у них до
того времени. Снова соберутся они к явленному. Те, которые смотрят
не на явленное, но без первой любви, погибнут в заботах жизни и жаре
огня. Пройдет немного времени, пока явленное погибнет. Тогда будут
призраки, не имеющие образа, и будут они среди могил вечно в
наказание и на погибель душевную.
Фома ответил, он
сказал: Что имеем мы, чтобы сказать этим (людям), что должны мы
сказать слепым людям, какое знание должны высказать несчастным
смертным, которые говорят: Мы пришли к добру и не к проклятию? Снова
скажут они: Если бы нас не во плоти породили, мы бы не знали огня.
Спаситель сказал:
Поистине не признавая сих за людей, но считай их скотами, ведь как
скоты поедают друг друга, так же у этих, такого рода людей – они
поедают друг друга, они изъяты из истины, ибо любят сладость огня и
рабы смертных и стремятся к делам осквернения, выполняют желания
отцов своих. Они будут брошены в бездну и бичеваны принуждением
горечи их злой природы. Ведь накажут их, дабы устремились они
головой к месту, какого не знают, и [погубят] их члены не в
стойкости, но откладываются [они] от тебя и радуются [заботе и]
глупости и изумлению […] за изумлением сердца и [не] знают своей
глупости, в то время как [они думают], что мудры, и любят свое тело.
Словом, сердце их к нему обращается, мысль их у их дел. Огонь сожжет
их. Фома ответил, он
сказал: Господи, что будет делать тот, кого бросили к ним? Ибо я
очень печалюсь о них, ибо многие борются против них.
Спаситель ответил, он
сказал: Есть у тебя то, что открыто тебе.
Иуда, которого
называют Фомой, сказал: Тебе, Господи, подобает говорить, мне же
слушать тебя.
Спаситель ответил: Слушай то, что я скажу тебе, и поверь в истину.
Тот, кто сеет, и то, что сеют, погибнут в своем огне, в огне и
воде. И сокроются они в могиле тьмы. И по истечении долгого времени
откроют они плоды злых деревьев, меж тем они накажут их и умертвят
их пастью скотов и людей, движением дня, ветра, воздуха и света,
который освещает верхнюю часть.
Фома ответил: Убедил
ты нас, Господи. Обдумали мы в сердце своем, и стало ясно нам, что
это – [истина] и что слова твои без лукавства. Но слова, которые ты
нам говоришь, - для мира смех и глумление, ибо не понимают их. Как
ныне сможем пойти мы, дабы провозгласить их, ведь [не] причисляют
нас к миру. Спаситель
ответил, он сказал: [Воистину] я говорю вам: кто услышит слова сии и
отвернет лицо свое или станет глумиться или губы свои кривить –
воистину говорю я вам: отдадут его верховному архонту, который
начальствует над всеми властями, царствуя над ними. И такого он
повергнет и сбросит с неба к основанию ада, и заточат его в место
узкое, темное. Не может он тогда повернуться или двинуться из-за
большой глубины тартара и [тяжел]ого страдания преисподней, которая
охраняема. И [вносят] их к нему, дабы […] не простят [вашей
глу]пости […], станут вас преследовать [и] предадут [вас ангелу]
тартара. […] огонь, в то время как он преследует их огненным бичом,
они бросают искры в лицо того, кто преследуем. Когда направляется он
на запад, он находит огонь. Когда поворачивается он к югу, он также
находит его там. Когда поворачивается он на север, его встречает
кипящая угроза огненная. Не может он найти дороги на восток, дабы
направиться туда и спастись. Ибо не нашел ее в день, когда был в
теле, дабы мог он найти ее в день суда.
Тогда Спаситель
продолжил, сказал:
Горе вам, безбожникам, не имеющим надежды на то, что не должно
случиться. Горе вам,
уповающим на плоть и темницу, которая погибнет. До каких пор будете
пребывать вы в забвении и думать о негибнущем, что оно также
погибнет, в то время как ваша надежда на мир крепка и ваш бог – эта
жизнь, где губите вы души ваши?
Горе вам в огне,
который горит в вас, ибо он ненасытен.
Горе вам из-за
колеса, которое вращается в мыслях ваших.
Горе вам из-за
горения, которое в вас, ибо оно пожрет плоть вашу в явленном и
расколет души ваши в сокрытом и вынудит вас друг друга прикончить.
Горе вам, пленникам,
ибо прикованы вы в пещере.
Вы смеетесь, радуясь
в глупом смехе. Вы не сознаете вашей гибели и не сознаете, откуда
вы, и не познали, что пребываете вы во тьме и смерти, но опьянены
огнем и [полны] горечью. Ваше сердце повернулось из-за [го]рения,
которое в вас. И сладостны вам отрава и удар врагов ваших. И тьма
светит вам как свет, ибо свободу вашу вы отдали рабству. Сердца ваши
вы превратили в темные сердца, и мысли ваши вы отдали безумию. И вы
наполнили мысли ваши дымом огня, который в вас. И свет ваш скрылся в
облаке тьмы. И одежда, которая на вас, […] и они сдержали вас. […]
нет надежды. И кто поверил ему? Вы [не] знаете, ибо [вы] все в вашем
[…] вам как […]. Души ваши вы погрузили в воду тьмы, вы последовали
за желаниями вашими.
Горе вам, которые пребывают в заблуждении, не видя света солнца,
который все определяет, который все освещает, ибо окружит он все
тела, дабы и врагов заставить служить. И также не знаете вы луны,
что денно и нощно освещает и смотрит на тела убитых ваших.
Горе вам, которые
любят общение с женским началом и грязное сосуществование с
ним. И горе вам из-за
властей тел ваших, ибо каждый станет терзать вас.
Горе вам из-за деяний
злых демонов. Горе
вам, которые влекут свои члены в огонь. Кто тот, кто одождит вас
росой покойной, дабы излилась она с огнем великим из вас и жара
вашего? Кто даст вам, чтобы солнце взошло над вами, дабы уничтожить
тьму, которая в вас, и сокрыть тьму и грязь? Солнце и луна дадут вам
благовоние, и воздух, и дух, и землю, и воду. Ибо, когда солнце
взойдет над телами, они сгниют и погибнут, подобно тому как растение
или трава. Когда солнце восходит над этим, это становится сильным и
заглушает виноградную лозу. Но когда виноградная лоза сильна и
отбрасывает тень на растения и все остальные кусты, которые выросли
вместе с ней, и распространяется и ширится, - одна она наследует
землю, на какой выросла, и господствует над тем местом, на какое
отбросила тень. Тогда-то она увеличивается и господствует над всей
землей и несет изобилие своему господину и становится более [ему]
дорога, ибо должен он был бы потратить многие труды на растения,
дабы вырвать их, но виноградная лоза одна захватила их там и
заглушила их. Они умерли и стали как земля.
Тогда Иисус
продолжил, он сказал им: Горе вам, ибо вы не овладели учением, и те
кто […] чтобы они воскресли от смерти.
Блаженны вы, которые
уже познали обольщение и бежали от чуждого.
Блаженны вы, которых
поносят и не признают из-за любви, какую питает к ним их господин.
Блаженны вы, плачущие
и мучимые теми, у коих нет надежды, ибо вы будете освобождены от
всех оков. Бодрствуйте и просите, дабы вы не пошли в плоть, но вышли
из оков горечи жизни. И вы обретете покой, ибо вы оставили за собой
муку и поношение сердца. Ибо когда вы выйдете из мук и страданий
тела, вы достигните ваш покой через благо и восцарствуете с царем,
став одно с ним. И он будет одно с вами отныне и вовеки веков.
Аминь. Книга Фомы Атлета, которую он пишет для
совершенных. Помяните меня, братья мои, в ваших молитвах. Мир
святым и духовным.
|