из книги Нисаргадатты Махараджа «Я есть То»
«Я ЕСТЬ» - ЭТО ИСТИНА, А ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ -
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
перевод Л. Майзельс
Предшествует ли тот, кто воспринимает мир («воспринимающий») появлению самого
мира, или он появляется одновременно с миром?
Тело появляется в вашем уме, ваш ум является содержанием вашего сознания: вы -
это неподвижный свидетель потока сознания, который постоянно меняется, не
затрагивая своими изменениями вас, неизменного. Ваша собственная неизменность
настолько очевидна, что вы ее не замечаете. Но вглядитесь в себя более
внимательно, и все неправильные представления исчезнут. Подобно маленьким
водным организмам, которые существуют только в воде и без нее существовать не
могут, - вселенная существует внутри вас, и без вас - ее не может быть.
Бог является только идеей в вашем уме. Действительностью являетесь вы.
Единственное, что вы знаете наверняка - это то, что «здесь и сейчас я есть».
Уберите отсюда «здесь и сейчас», - «я есть» остается, и это - неоспоримо. Слово
существует в памяти, память входит в сознание; сознание существует в
осознавании, а осознавание есть отражение света на водах существования.
Даже мысль: «Я — это –мир, а- мир — это я», уже
является проявлением неведения. Но если свою тождественность миру я храню в уме
и подтверждаю ее своей жизнью, во мне возникает некая сила, которая уничтожает
неведение, полностью сжигая его.
Все, что я действительно могу сказать. - это: «я есть», а все остальное - предположение. И такое
предположение стало привычкой. Избавьтесь от привычки рассуждать и воображать.
Ощущение «я есть» - это проявление более глубокой причины, которую можно
назвать Бог, Реальность, Истинное Я, или как-то еще. «Я есть» находится в мире,
но это тот ключ, которым можно открыть дверь для выхода из этого мира.
Исследуйте движение изменения. То, что меняется, пока вы остаетесь неизменным, -можно назвать независимым от вас. Но то, что является
неизменным, должно быть единым со всем тем, что неизменно. Так. двойственность предполагает
взаимодействие, а взаимодействие означает изменение. Иными словами, абсолютно
материальное и абсолютно духовное (так же как
полностью объективное и полностью субъективное) - это одно и то же, по
субстанции и сути.
Главное, что надо понять - следующее: вы спроецировали на себя мир собственного
воображения, основанный на воспоминаниях, желаниях и страхах, и заточили себя в
этот мир как в тюрьму. Разрушьте чары и освободитесь.
Как разрушить чары? Отстаивайте внутри себя свою независимость в мышлении и
действии. Этот мир нарисован на экране вашего сознания и является полностью
вашим собственным, личным миром. Только ваше ощущение «я есть» не принадлежит
этому миру, хотя и находится в нем. Ни логикой, ни воображением вы не сможете
превратить «я есть» в «меня нет». Ибо самим отрицанием своего бытия вы
утверждаете его.
Как только вы поняли, что мир - это ваш собственный вымысел, ваша собственная
проекция, - вы свободны от него. Вам нет необходимости освобождать себя от того
мира, которого нигде, кроме вашего воображения, - не существует.
Какова бы ни была эта картина - красива или уродлива, - это же вы рисуете ее,
поэтому она не может быть ограничением для вас. Поймите, что никто не вынуждает
вас принять ее, но это происходит в силу привычки принимать воображаемое за
реальность. Смотрите на воображаемое как на нереальное
и будьте свободны от страха.
Тот, кто испытывает переживание, - второстепенен. Первичным является
безграничное пространство сознания, извечная возможность, неизмеримый потенциал
всего, что было, есть и будет. Глядя на что-либо, - вы
смотрите на изначальное (наивысшее), но воображаете, что смотрите на дерево или
облако.
Научитесь смотреть без вымысла, слушать без искажения: вот и все. Перестаньте
приписывать названия и формы тому, что по существу своему является безымянным и
бесформенным. Поймите, что любой вид восприятия является иллюзорным. Все то,
что видится или слышится, ощущается как запах или прикосновение, чувствуется
или мыслится, предполагается или представляется, - существует в уме, а не в
реальности, - и, познав это, вы испытаете покой и свободу от страха.
Даже ощущение «я есть» - состоит из чистого света и ощущения бытия. Это «Я»
присутствует здесь даже без «есть». Так же и чистый свет: он здесь, независимо
от того, говорите вы: «Я» или нет. Осознайте этот чистый свет, и вы никогда
больше не утратите его.
Жизненность жизни, осознание сознания, значимость каждого переживания это
неописуемо, хотя и полностью достижимо, ибо кроме этого ничего и нет.
"Что вы можете сделать для спасения
мира, если все, что нужно миру - это быть спасенным от вас. Удалитесь из кадра
и посмотрите, останется ли что-либо, что нужно спасать" – Нисаргадатта
Махарадж
Будьте
равнодушны к боли и удовольствию
Глава из книги «Я есть То»
Беседы с Нисаргадаттой Махараджем
Перевод с аудиозаписей на марати Мориса Фридмана 1973
Перевод с английского Н. Горина
Издательство К. Кравчука 2003
Вопрос: Я родился и живу во Франции и уже около десяти лет практикую Йогу.
Махарадж: Десять лет практики хоть немного приблизили вас к вашей цели?
В: Немного, может быть. Это очень трудная работа,
знаете ли.
М: «Я» близко и путь к нему легок. Все, что вам нужно делать, - это не делать
ничего.
В: И все же я нахожу, что моя садхана очень трудна.
М: Ваша садхана — просто быть. Делание происходит.
Просто будьте наблюдательны. Что трудного в том, чтобы помнить, что вы есть? Вы
есть все время.
В: Чувство бытия присутствует все время, без сомнения. Но поле внимания часто
засоряется всевозможными ментальными событиями — эмоциями, образами, мыслями.
Чистое чувство бытия обычно вытесняется.
М: Что вы делаете, чтобы очистить ум от всего лишнего? Какими средствами и
инструментами вы пользуетесь для очищения ума?
В: В своей основе человек боязлив. Больше всего он
боится себя. Я чувствую себя как человек, несущий готовую взорваться бомбу. Он
не может обезвредить ее, он не может выбросить ее. Он ужасно напуган и
судорожно ищет выход из этой ситуации, но не может найти. Для меня освобождение
- это избавление от бомбы. Я почти ничего не знаю о бомбе. Я знаю только, что
она у меня с раннего детства. Я чувствую себя испуганным ребенком, страстно
протестующим против того, что его не любят. Ребенок стремится к любви и из-за
того, что не получает ее, он напуган и зол. Иногда мне хочется кого-нибудь
убить или покончить с жизнью. Это желание настолько сильно, что я постоянно
боюсь. И я не знаю, как избавиться от этого страха.
Видите ли, ум индуса и ум европейца сильно различаются. Ум индуса относительно
прост. Ум европейца гораздо более сложен. Ум индуса в основном саттвичен. Он не
понимает беспокойства европейца, его неутомимое преследование того, что он
считает нужным, его более широкое общее знание.
М: Его рассудительная способность так велика, что он может дорассуждаться до
полной потери рассудка! Его самоуверенность является следствием того, что он
привык полагаться на логику.
В: Но размышление, рассудительность является нормальным состоянием ума. Ум
просто не может перестать работать.
М: Это может быть привычным состоянием, но это не обязательно нормальное состояние.
Нормальное состояние не может быть болезненным, а вот неправильная привычка
часто приводит к хронической боли.
В: Если это не естественное, то есть не нормальное состояние ума, тогда как его
остановить? Должен существовать какой-то способ успокоения ума. Как часто я
повторяю себе: «Хватит, пожалуйста, прекрати, достаточно этой нескончаемой
болтовни и снова и снова повторяющихся предложений!» Но мой ум не
останавливается. Я чувствую, что его можно остановить ненадолго, но не насовсем. Даже так называемые «духовные» люди прибегают к
разным хитростям, чтобы сохранять покой ума. Они повторяют
мантры, поют, молятся, дышат с усилием или мягко, раскачиваются, вращаются,
концентрируются, медитируют, гоняются за трансами, культивируют добродетели —
они все время работают, чтобы перестать работать, перестать гоняться, перестать
двигаться. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
М: Ум существует в двух состояниях: как вода и как мед. Вода вибрирует, стоит
лишь чуть задеть ее, в то время как мед, как бы его ни задели, быстро
возвращается к неподвижности.
В: По самой своей природе ум
беспокоен. Его, может быть, и можно как-то успокоить, но сам по себе он не
спокоен.
М: У вас может быть хроническая лихорадка, и тогда вас будет все время бить
озноб. Это желания и страхи делают ум беспокойным. Освобожденный от всех
негативных эмоций, он спокоен.
В: Вы не можете уберечь ребенка от негативных эмоций. Как только он родился, он
учится боли и страху. Голод — жестокий учитель, он учит зависимости и ненависти.
Ребенок любит мать, потому что она кормит его, и ненавидит ее, потому что она
опаздывает с едой. Наш бессознательный ум полон конфликтов, которые
переливаются оттуда в сознание. Мы живем на вулкане, мы всегда в опасности. Я
согласен, что компания людей, чей ум спокоен, имеет очень успокаивающий эффект,
но как только я покину их, старые проблемы вернутся. Вот почему я периодически
приезжаю в Индию к своему Гуру.
М: Вы думаете, что приезжаете и уезжаете, проходя через различные состояния и
настроения. Я вижу вещи такими, какие они есть, — мимолетными событиями,
проходящими передо мной в быстро сменяющейся последовательности, получающими
свое существование от меня, однако определенно не являющимися мной или моими. Я
не являюсь феноменальным объектом среди других объектов и не обусловлен ни
одним из них. Я независим так просто и полно, что ваш ум, привыкший к
противопоставлению и отрицанию, не может этого ухватить. Я имею в виду
буквально то, что говорю: мне не нужно противопоставлять или отрицать, потому что
мне ясно, что я не могу быть противопоставлением или отрицанием чего-либо. Я
просто вне этого, в совершенно другом измерении. Не ищите меня, отожествляя с
чем-то или противопоставляя чему-то, — я там, где нет желаний и страхов. Теперь
скажите, каково ваше восприятие? Вы тоже чувствуете, что стоите абсолютно
отчужденно от всех преходящих вещей?
В: Да, иногда. Но как только появляется чувство опасности, я чувствую себя
изолированным, вне какой-либо связи с другими. Видите, в этом различие нашего
менталитета. У индуса эмоции следуют за мыслями. Дайте индусу идею, и его
эмоции всколыхнутся. У западного человека все наоборот: дайте ему эмоцию, и он
создаст идею. Ваши идеи очень привлекательны — интеллектуально, но эмоционально
я на них не реагирую.
М: Уберите в сторону свой интеллект. Не используйте его в этих делах.
В: Какой прок от совета, которым я не могу воспользоваться? Это все идеи и вы
хотите, чтобы я реагировал на них с чувством, поскольку без чувств не может
быть и действия.
М: Зачем вы говорите о действиях? Вы что, действуете всегда? Действует какая-то
неизвестная сила, а вы считаете, что это вы. Вы просто наблюдаете, что
происходит, не имея возможности как-то повлиять на происходящее.
В: Почему я так настойчиво
сопротивляюсь принятию того, что я просто и не могу ничего сделать?
М: А как вы моете что-то сделать? Вы как пациент под наркозом, которому хирург
делает операцию. Когда вы просыпаетесь, операция уже сделана, разве вы можете
сказать, что что-то сделали?
В: Но ведь это я согласился на эту операцию.
М: Разумеется, нет! Ваша болезнь, с одной стороны, и давление вашего врача и
родственников, с другой, подтолкнули вас к этому решению. У вас нет выбора,
только иллюзия такового.
В: Но я не чувствую себя
таким беспомощным, каким вы меня описали. Я чувствую, что могу сделать все, о
чем подумаю, только не знаю как. Мне не хватает не силы, а знания.
М: Не знать средства, надо признаться, так же плохо, как не иметь силы! Но
давайте ненадолго оставим этот вопрос. В конце концов, не так важно, почему мы
чувствуем себя беспомощными, если мы ясно видим, что в данный момент
беспомощны.
Мне сейчас 74 года, однако я чувствую себя как
младенец. Я чувствую, что несмотря на все изменения, я
ребенок. Мой Гуру говорил мне: «Тот ребенок, который является тобой даже
сейчас, — это твое истинное Я (сварупа)». Вернитесь в то состояние чистого
бытия, где «я есть» все еще чисто, до того как оно стало «я есть это» или «я
есть то». Ваше бремя — это ложные отождествления, отбросьте их все. Мой Гуру
сказал мне: «Доверься мне. Я говорю тебе, что ты божествен. Прими это как
абсолютную истину. Твоя радость божественна, твое страдание тоже божественно.
Все исходит от Бога. Помни это всегда. Ты Бог, свершается только твоя воля». Я
поверил ему и вскоре осознал, насколько потрясающе истинными и точными были его
слова. Я не обусловливал свой ум, думая: «Я Бог, я прекрасен, я запределен». Я
просто следовал его инструкциям, которые заключалась в фокусировании ума на
чистом бытии «я есть» и пребывании в нем. Я часами сидел, не имея в уме ничего,
кроме «я есть», и вскоре покой, радость и глубокая
всеохватывающая любовь стали моим естественным состоянием. В них растворилось
все — я, мой Гуру, моя жизнь, мир вокруг меня. Остался только покой и
неизмеримая тишина.
В: Все это выглядит очень просто и легко, но это не
так. Иногда чудесное состояние радостного покоя нисходит на меня, и я смотрю и
удивляюсь, как легко оно пришло ко мне, каким близким и глубоко моим оно кажется. Для чего надо было так напрягаться, добиваясь
состояния, которое совсем рядом? Теперь-то оно уж
точно никуда не уйдет. И, однако, как быстро оно исчезает, оставляя меня
мучиться сомнениями - был ли это привкус реальности или еще одно заблуждение!
Если это была реальность, почему она ушла? Может быть, требуется какой-то
особый опыт, чтобы закрепить меня в новом состоянии, и пока он не наступит,
будет продолжаться эта игра в прятки?
М: Ваше ожидание чего-то особенного и драматичного, какого-то чудесного взрыва
отодвигает и откладывает вашу самореализацию. Вы не должны ожидать никакого
взрыва, потому что этот взрыв уже произошел - в момент вашего рождения, когда
вы реализовали себя как бытие - познавание - чувствование. Вы совершаете только
одну ошибку: вы принимаете внутреннее за внешнее, а
внешнее за внутреннее. То, что внутри вас, вы считаете внешним,
а то, что снаружи, путаете с внутренним. Ум и чувства — это внешнее, но вы
принимаете их за внутреннее, сокровенное. Вы верите,
что мир объективен, но он является всецело проекцией вашей психики. Это
основная путаница, и никакой новый взрыв ее не исправит. Вы должны «издумать»
себя из нее. Другого пути нет.
В: Как я могу «издумать» себя
из этой путаницы, если мои мысли приходят и уходят, как им нравится?! Их
нескончаемая болтовня отвлекает и истощает меня.
М: Наблюдайте свои мысли, как вы наблюдаете движение на улице. Люди приходят и
уходят, вы отмечаете все не реагируя. Вначале это
может быть нелегко, но с некоторой практикой вы обнаружите, что ваш ум может
функционировать на разных уровнях одновременно, и вы можете осознавать их все.
Только когда вы чувствуете обоснованный интерес к какому-то отдельному уровню,
ваше внимание ловится им, и вы теряете остальные уровни. Но даже тогда работа
на этих уровнях продолжается вне поля сознания. Не боритесь со своей памятью и
мыслями, просто пытайтесь включить в свое поле внимания другие, более важные
вопросы, например: «Кто я?», «Как получилось, что я родился?», «Откуда эта
вселенная вокруг меня?», «Что реально, а что преходяще?» Никакие воспоминания
не будут вам докучать, если вы потеряете к ним интерес, именно эмоциональные
связи увековечивают зависимость. Вы всегда ищете удовольствий и избегаете боли,
всегда гонитесь за счастьем и покоем. Неужели вы не видите, что ваш поиск
счастья делает вас несчастным? Попробуйте другой путь: равнодушный к боли и
удовольствиям , ничего не прося и ни от чего не
отказываясь, отдавайте все внимание тому уровню, на котором всегда присутствует
«я есть». Вскоре вы поймете, что покой и счастье присущи самой вашей природе, и
только их поиск по особым каналам отвлекает вас. Избегайте отвлечения, вот и
все. Нет нужды искать, вы же не станете искать то, что у вас уже есть. Вы сами
есть Бог, Высшая Реальность. Для начала доверьтесь мне, доверьтесь Учителю. Это
позволит вам сделать первый шаг, и тогда ваше доверие оправдается вашим
собственным опытом. В каждом жизненном шаге доверие - это самое важное, без
него мало что получится. Любое действие — это акт веры. Даже ваш каждодневный
хлеб вы едите благодаря вере! Помня, что я вам сказал, вы достигнете всего. Я
снова повторю: вы есть всепроникающая, пронизывающая все реальность. Ведите
себя соответственно — думайте, чувствуйте и действуйте в гармонии с целым, и
настоящее переживание того, о чем я говорю, придет к вам незамедлительно. Не
нужно никаких усилий. Обретите веру и действуйте в соответствии с ней.
Пожалуйста, поймите, что я от вас ничего не хочу. Я говорю только в ваших
интересах, потому что больше всею вы любите себя, вы хотите для себя
защищенности и счастья. Не стыдитесь этого, не отрицайте этого. Любить себя -
естественно и хорошо. Только вы должны знать, Что именно вы любите. Вы любите не тело, а Жизнь — восприятие, чувствование, думание,
делание, любовь, стремление, созидание. Вы любите Жизнь, которая есть
вы, которая есть все. Осознайте это во всей полноте, вне любых разделений и
ограничений, и все ваши желания растворятся в ней, потому что великое содержит
малое. Так что найдите себя, потому что найдя это, вы
найдете все.
Всем нравится быть. Но мало кто знает всю полноту этого. Вы узнаете это,
сосредоточив свой ум на «я
есть», «я знаю», «я люблю» с намерением проникнуть в самый глубокий смысл этих
слов.
В: Можно мне думать «я есть Бог»?
М: Не отождествляйте себя ни с какой идеей. Если вы подразумеваете под «Богом»
Неизвестное, тогда просто говорите: «Я не знаю, что я». Если вы знаете Бога так
же, как знаете себя, вам не нужно этого говорить. Лучше просто чувствовать «я
есть». Сосредоточьтесь на этом терпеливо. Здесь терпение — это мудрость, не
думайте о неудаче. В этом действии не может быть никакой неудачи.
В: Мои мысли не позволят мне.
М: Не обращайте внимания. Не боритесь с ними. Просто ничего с ними не делайте,
позвольте им быть, какими бы они ни были. Само ваше сопротивление дает им
жизнь. Просто не замечайте их. Смотрите сквозь них. Помните, что нужно помнить:
«Что бы ни случилось - случается, потому что я есть». Все напоминает вам, что
вы есть. Воспользуйтесь преимуществом того факта, что чтобы воспринимать, вы
должны быть. Вам не нужно прекращать думать. Просто перестаньте быть заинтересованным.
Именно незаинтересованность освобождает. Не цепляйтесь, вот и вес. Мир состоит
из колец. Все крючки у вас. Распрямите все крючки, и ничто не сможет вас
зацепить. Отбросьте свои пристрастия. Больше нечего отбрасывать. Остановите
свою рутинную жадность, привычку всегда ждать результатов, и свобода всей
вселенной ваша. Будьте без усилий.
В: Жизнь — это усилие. Надо столько всего сделать.
М: Если нужно что-то сделать, делайте это. Не сопротивляйтесь. Ваше равновесие
должно быть динамическим, основанным на совершении правильного действия от
момента к моменту. Не будьте ребенком, не желающим взрослеть. Стереотипные
позиции и поступки вам не помогут. Опирайтесь только на ясность мыслей, чистоту
мотивов и целостность действий. Вы в принципе не можете сбиться с пути. Выйдите
за пределы и оставьте все позади.
Махарадж
о самоисследовании «Кто я?»
Гуру не делает ничего кроме отрицания
ученика как сущности, одновременно с этим отрицая самого себя как гуру. - Рамеш
Балсекар
Все, что гуру,
может сказать вам, это: "Мой дорогой сэр, вы очень ошибаетесь относительно
себя. Вы не тот, за кого себя
принимаете". -Нисаргадатта
Махарадж
Вопрос: Я только что прибыл из Шри
Раманашрама. Там я провел семь месяцев.
Махарадж: Какую практику вы делали в Ашраме?
В: Я пытался концентрироваться на «Кто Я?».
М: Каким образом вы это делали? Вербально?
В: Я практиковал в свободные
моменты в течение дня. Иногда я бормотал себе под нос: «Кто Я? Я есть, но кто
Я?» В другие моменты я делал это в уме. Временами меня посещало какое-то
приятное ощущение или приходило настроение тихого счастья. В целом я пытался
скорее быть в покое и осознании, а не стремиться к состояниям.
М: Что именно вы испытывали, находясь в правильном настроении?
В: Ощущение внутренней неподвижности, покоя и тишины.
М: Вы замечали, что становились бессознательны?
В: Да, иногда, и на короткое время. В основном я
просто становился спокойным, внутренне и внешне.
М: Какой это был покой? Что-то похожее на глубокий сон, но в сознании? Что-то
вроде бодрствующего сновидения?
В: Да. Осознанный сон (джагрит сушупти).
М: Самое главное - освободиться от негативных эмоций;
желаний, страха и т. д., то есть «шести врагов» ума. Как только ум
освобождается от них, остальное приходит само собой. Так же как ткань очищается
в мыльной воде, так и ум очищается в потоке чистого чувства.
Когда вы спокойно сидите и наблюдаете себя, на поверхность может выйти все что
угодно. Не обращайте на это внимание, никак не реагируйте, как это пришло, так
оно и уйдет само собой. Все, что имеет значение, — это осознание, осознание
себя или, скорее, своего ума.
В: Под «собой» вы имеете в виду повседневное «я»?
М: Да, личность. Только ее можно наблюдать объективно. Наблюдатель находится за
пределами наблюдения. То, что можно наблюдать, не есть истинное Я.
В: Я всегда могу наблюдать
наблюдателя, в постоянном удалении.
М: Вы наблюдаете наблюдение, а не наблюдателя. Вы знаете, что являетесь
изначальным наблюдателем, через прямой опыт, а не через логический процесс,
основанный на наблюдении. Вы есть то, что вы есть, но вы знаете то, чем вы не
являетесь. Я известно как бытие, не-Я известно как иллюзорное. Но в
действительности все существует в уме. Наблюдаемое, наблюдение и наблюдатель —
это ментальные конструкции. Есть только Я.
В: Зачем ум создает все эти разделения?
М: Такова природа ума — разделять и выделять частное. В этом нет ничего
плохого. Но разделение не соответствует действительности. Вещи и люди разные,
но они не разделены. Природа едина, реальность едина. Есть противоположности,
но нет противостояния.
В: По природе я очень активен. Здесь мне советуют
избегать активности. Чем больше я пытаюсь оставаться неактивным, тем больше мне
хочется чего-то делать. Это делает меня не только активным внешне, но и
борющимся внутренне быть тем, чем я по природе не являюсь. Есть ли лекарство
против желания трудиться?
М: Есть разница между трудом и простой активностью. Вся природа трудится. Труд
— это природа, а природа — труд. С другой стороны, активность основана на
желании и страхе, на желании обладать и наслаждаться, на страхе боли и
уничтожения. Труд делается целым для целого, активность — самим для себя.
В: Есть ли лекарство от
активности?
М: Наблюдайте ее, и она прекратится. Используйте любую возможность, чтобы
напоминать себе, что вы связаны, что все происходящее с вами является
следствием вашего телесного существования. Желания, страх, беспокойство,
радость — они не могут появиться, если нет вас, которому они являются. Однако,
что бы ни происходило, оно указывает на ваше существование как на центр
восприятия. Не обращайте внимания на эти указатели и осознавайте то, на что они
указывают. Это очень просто, но это нужно сделать. Значение имеет только
настойчивость, с которой вы возвращаетесь к себе.
В: Я действительно попадаю в
особые состояния глубокой углубленности в себя, но непредсказуемо и очень
ненадолго. Я не могу контролировать эти состояния.
М: Тело — вещь материальная, ей требуется время, чтобы измениться. Ум — это
набор ментальных привычек, образов мышления и чувствования, и чтобы измениться,
они должны быть вынуты на поверхность и исследованы. Это тоже требует времени.
Просто примите решение и настойчиво ему следуйте, остальное само позаботится о
себе.
В: Мне кажется, я ясно осознаю, что надо сделать, но я
устаю, впадаю в депрессию и ищу компании людей, таким образом теряя время,
которое следовало бы потратить на уединение и медитацию.
М: Делайте то, что вам хочется делать. Не изводите себя. Насилие над собой
сделает вас жестким и грубым. Не боритесь с тем, что вы принимаете за
препятствия на пути. Просто интересуйтесь ими, следите за ними, наблюдайте их,
исследуйте. Позвольте случаться всему — и хорошему, и плохому. Но не позволяйте
себе быть поглощенным тем, что происходит.
В: В чем цель постоянного напоминания
себе, что ты свидетель?
М: Ум должен понять, что за активным умом есть неизменный фон осознания. Ум
должен узнать истинное Я и уважать его, и прекратить
закрывать его собой, как луна, закрывающая солнце во время солнечного затмения.
Просто осознайте, что ничто из того, что можно наблюдать или переживать, не
является вами и не связывает вас. Не обращайте внимания на то, что не является
вами.
В: Чтобы делать то, что вы
говорите мне, я должен быть постоянно осознан.
М: Быть осознанным — значит быть пробужденным. Неосознанность означает сон. Вы
все равно осознанны в какой-то степени, вам не надо пытаться быть осознанными.
Что вам нужно — так это осознать свое осознание. Осознавайте намеренно и
сознательно, расширяя и углубляя поле осознания. Вы всегда сознаете ум, но вы
не осознаете себя как сознающего.
В: Насколько я понял, вы
придаете особое значение словам «ум», «сознание» и «осознание».
М: Давайте посмотрим на это следующим образом. Ум без конца производит мысли,
даже когда вы их не отслеживаете. Когда вы знаете, что происходит в вашем уме,
вы называете это сознанием. Это ваше состояние бодрствования — ваше сознание
переходит от ощущения к ощущению, от восприятия к восприятию, от мысли к мысли,
в бесконечно чередующейся последовательности. Затем приходит осознание, прямое
прозрение в единство сознания, тотальность ума. Ум подобен реке, непрерывно
текущей в русле тела, вы отождествляете себя на мгновение с какой-то конкретной
рябью на воде и называете ее «моя мысль». Все, что вы сознаете, — это ваш ум,
осознание — это осознание сознания как целого.
В: Все сознательны, но не все осознанны.
М: Не говорите: «Все сознательны». Вы можете сказать: «Есть сознание», в
котором все появляется и исчезает. Наш ум — это просто волны в океане сознания.
Подобно волнам, он приходит и уходит. Подобно океану, он бесконечен и вечен.
Познайте себя как океан бытия, утробу всего существования. Это, конечно,
метафоры, реальность невозможно описать словами. Вы можете познать ее, только
если будете ею.
В: Стоит ли мучиться и искать ее?
М: Без нее все будет мучением. Если вы хотите жить здраво, творчески и
счастливо и обладать бесконечными богат-ствами,
которыми можно делиться, ищите, чем вы являетесь.
Если ум сосредоточен в теле, а сознание — в уме, то осознание свободно. У тела
есть свои нужды, у ума — боль и наслаждение. Осознание не привязано и
непоколебимо. Оно ясное, тихое, спокойное, бдительное и бесстрашное, лишенное
желаний и страхов. Медитируйте на него как на ваше истинное бытие, пытайтесь
быть им в вашей повседневной жизни, и вы реализуете его во всей полноте.
Ум заинтересован в том, что происходит, а осознание заинтересовано в самом уме.
Ребенок занят игрушкой, но мать следит за ребенком, а не за игрушкой.
Благодаря неустанному наблюдению я стал совершенно пустым, и с этой пустотой ко
мне вернулось все, кроме ума. Я обнаружил, что потерял ум безвозвратно.
В: Говоря с нами сейчас, вы
бессознательны?
М: Я не сознателен и не бессознателен. Я за пределами ума и его разнообразных
состояний. Разделения создаются умом и приложимы только к уму. Я есть чистое
Сознание, неразделенное осознание всего, что есть. Я пребываю в более реальном
состоянии, чем вы. Меня не сбивают с толку особенности и отличия, составляющие
личность. Пока живо тело, у него будут свои нужды, как и у любого другого, но
мой ментальный процесс остановился.
В: Вы ведете себя как личность, которая думает.
М: Почему бы и нет? Но мое думание, как и мое пищеварение, бессознательно и
целенаправленно.
В: Если ваше думание бессознательно, откуда вы знаете, что оно правильно?
М: Нет ни желания, ни страха, мешающих ему. Что может
сделать его неправильным? Зная себя и то, что я здесь делаю, мне не нужно
каждый раз проверять себя. Если вы знаете, что ваши часы показывают правильное
время, вы не сомневаетесь всякий раз, когда смотрите на них.
В: В этот самый момент кто
говорит, если не ум?
М: То, что слышит вопрос, отвечает на него.
В: Но кто это?
М: Не кто, а что. Я не являюсь человеком в вашем смысле этого слова, хотя могу
казаться вам таковым. Я есть тот бесконечный океан сознания, в котором
происходит все. Я также за пределами всего существования и знания, чистое
блаженство бытия. Нет ничего, от чего я был бы отделен, поэтому я есть все. Ни
одна вещь не является мной, поэтому я — ничто.
Та же сила, заставляющая огонь гореть, воду течь, семена прорастать, а деревья
расти, заставляет меня отвечать на ваши вопросы. Во мне нет ничего личного,
хотя язык и стиль могут показаться индивидуальными. Личность — это
установившаяся модель желаний, мыслей и реакций, в моем случае эта модель
отсутствует. Нет ничего, чего я желал бы или боялся, — откуда взяться модели?
В: Но вы ведь тоже умрете?
М: Жизнь ускользнет, тело умрет, но это не затронет меня ни в малейшей степени.
Вне времени и пространства я есть, беспричинный, не создающий причин, однако
являющийся самой матрицей существования.
В: Могу ли я спросить, как вы
пришли к вашему настоящему состоянию?
М: Мой учитель говорил мне цепко держаться чувства «я есть» и не отклоняться от
него ни на мгновение. Я делал все, что было в моих силах, чтобы следовать его
совету, и в относительно короткое время реализовал в себе истину его учения.
Мне только надо было постоянно помнить его учение, его лицо, его слова. Это
остановило мой ум, и в тишине ума я увидел себя таким, какой я есть, —
несвязанным.
В: Ваша реализация была внезапной или постепенной?
М: Ни той, ни другой. Вы такие, какие есть, вне времени. Это ум осознает, как и
когда он освобождается от желаний и страхов.
В: Даже от желания
просветления?
М: Желание положить конец всем желаниям — это очень
своеобразное желание, как страх испугаться — очень своеобразный страх.
Первое останавливает вас от присваивания, второй — от бегства. Вы можете
использовать одинаковые слова, но эти состояния не одинаковы. У человека,
стремящегося к реализации, нет пристрастия к желаниям, это ищущий,
идущий против желаний, а не вместе с ними. Общее стремление к освобождению —
это только начало, найти правильные средства и использовать их — это следующий
шаг. У ищущего только одна цель — найти свое истинное
бытие. Из всех желаний это — самое амбициозное,
поскольку никто и ничто не может удовлетворить его. Ищущий и искомое — одно, и
значение имеет только сам поиск.
В: Поиск подойдет к концу. Ищущий останется.
М: Нет, ищущий растворится, а поиск останется. Поиск - это абсолютная и
безвременная реальность.
В: Поиск означает нехватку, желание, неполноту и несовершенство.
М: Нет, он означает отказ от неполного и
несовершенного. Поиск реальности — это движение этой реальности. В каком-то
смысле весь поиск направлен на истинное блаженство или на блаженство истинного. Но здесь под поиском мы имеем в виду поиск себя
как корня сознания, как света за пределами ума. Этот поиск никогда не
прекратится, а неуемное стремление ко всему остальному закончится, чтобы могло
произойти настоящее развитие.
Вы должны понять, что поиск реальности, или Бога, или Гуру, и поиск себя — это
одно и то же, когда найдено одно, найдено все. Когда «я есть» и «Бог есть»
становятся неразличимыми в вашем уме, тогда что-то происходит, и вы знаете без
тени сомнения, что Бог есть, потому что вы есть, а вы есть, потому что Бог
есть. Два есть одно.
В: Могу ли я излечить себя от
серьезной болезни простым осознанием и наблюдением?
М: Осознавайте ее целиком, а не только внешние симптомы. Все болезни начинаются
в уме. Для начала позаботьтесь об уме, отслеживая и уничтожая ложные концепции
и эмоции. Затем живите и работайте, не замечая болезни, не думайте о ней
больше. Если изъять причины, то следствиям ничего не останется, как тоже
исчезнуть.
Человек становится тем, чем он ce6я считает. Отбросьте все образы себя, и вы
обнаружите, что вы есть чистый свидетель, пребывающий за пределами того, что
может случиться с телом и умом.
В: Если я становлюсь всем,
чем себя считаю, и начну думать, что я есть Высшая Реальность, не будет ли моя
Высшая Реальность просто концепцией?
М: Сначала достигните этого состояния, а потом задавайте вопрос.
ЧУВСТВО "Я ЕСТЬ"
Вопрос: Каждый день при пробуждении откуда-то внезапно
появляется этот мир. Откуда он берется? Махарадж: Прежде чем что-то возникнет,
должен быть кто-то, кто это воспримет. Все появления и исчезновения
предполагают какое-то изменение на некоем неизменном фоне.
В: Перед пробуждением
сознание отсутствовало.
М: В каком смысле? Вы все забыли, или восприятия не было вообще? Разве вы не
воспринимаете, даже когда вы без сознания? Можно ли существовать без осознавания?
Провал в памяти: является ли он доказательством несуществования? И вправе ли вы
рассуждать о своем несуществовании как о пережитом опыте? Вы не можете даже
сказать, что ваш ум несуществовал. Разве вы никогда не просыпались оттого, что
вас позвали? И, просыпаясь, не было ли первым, что вы ощущали, чувство "я
есть"? Какое-то зерно сознания должно присутствовать даже во сне или обмороке.
При пробуждении сознание проходит следующие стадии: "Я есть - тело - в
этом мире". Кажется, что эти стадии наступают последовательно, но
фактически это происходит одновременно, единая идея о существовании тела в
мире. Можно ли испытывать чувство "я есть", не будучи при этом
конкретным человеком?
В: Я всегда являюсь кем-то с определенными привычками
и памятью. Другого "я есть" я не знаю.
М: Может быть, что-то вам мешает узнать? Когда вы не знаете чего-то, что знают
другие, что вы делаете?
В: Я ищу источник их знания,
следуя их наставлениям.
М: Разве вам не важно узнать, являетесь ли вы просто телом или чем-то еще? Или,
возможно, вообще ничем? Разве вы не видите, что все ваши проблемы - это
проблемы вашего тела. Пища, одежда, кров, друзья, имя, слава,
безопасность, выживание - все это теряет свое значение в тот момент, когда вы
осознаете, что, возможно, не являетесь только телом.
В: А какая польза от того, чтобы знать, что я не
являюсь телом?
М: Говорить, что вы не являетесь телом, не совсем верно. В каком-то смысле вы
являетесь и телом, и сердце. и
умом, и гораздо большим. Погрузитесь глубже в чувство "я есть", и
сами все поймете. Как вы находите забытую или положенную не на место вещь? Вы
фиксируете на ней свой ум, пока не вспомните. Чувство бытия, "я
есть", возникает первым. Спросите себя, откуда оно берется, или просто
наблюдайте за ним. Когда ум пребывает в "я есть" без движения, вы входите в состояние, которое
нельзя описать словами, но можно испытать. Все, что вам надо делать, - пытаться
снова и снова. В конце концов, чувство "я есть"
всегда с вами, только вы привязали к нему тело, чувства, мысли, идеи, вещи и
т.д. Все эти понятия, с которыми вы себя отождествляетете, вводят вас в
заблуждение. Из-за них вы принимаете себя за то, чем вы не являетесь.
В: Тогда чем я являюсь?
М: Достаточно знать, чем вы не являетесь. Вам не нужно знать, чем вы являетесь.
Потому что, если знанием считается описание в терминах уже известного,
воспринятого или концептуального, такая вещь, как самопознание, существовать не
может, так как то, чем вы являетесь, может быть
описана только в терминах отрицания. Все, что вы можете сказать: "Я не
это, я не то". Вы не можете сказать: "Это то, чем я являюсь". В
этом просто нет смысла. То, что вы можете определить как "это" или
"то", не может быть вами. Определенно, вы не можете быть
"чем-то" еще. Вы не являетесь тем, что можно воспринять или
вообразить. В то же время без вас не может быть ни восприятия, ни воображения.
Понаблюдайте за тем, как чувствует сердце, думает ум, действует тело. Сам акт
восприятия показывает, что вы не то, что вы воспринимаете. Может ли
существовать восприятие, переживание без вас? Переживание должно быть кем-то
"пережито". Кто-то должен придти и заявить, что оно принадлежит ему.
Переживание не будет настоящим, если нет переживающего.
Именно переживающий делает переживание реальным. Зачем
вам переживание, которое вы не можете пережить?
В: Ощущение того, что вы переживающий, чувство "я есть", разве оно не
является также переживанием?
М: Безусловно, любая воспринимаемая вещь является переживанием. И в каждом
переживании присутствует переживающий. Память создает
иллюзию непрерывности. В действительности, у каждого переживания есть свой
переживающий, и чувство отождествления возникает из общего фактора в основе
всех отношений типа переживающий-переживание. Отождествление и непрерывность -
это не одно и то же. Подобно тому как у каждого цветка свой цвет, но все цвета
возникают благодаря одному и тому же свету, так и множество переживающих
возникают из неразделенного и неделимого осознания, различные в памяти, но единые в сущности. Эта сущность является корнем, основанием,
вневременной и внепространственной "возможностью" всего бытия.
В: Как мне достичь этого?
М: Вам не надо достигать этого, вы есть это. Оно само настигнет вас, если вы
дадите ему шанс. Отпустите свои привязанности к иллюзорному,
и истинное стремительно и мягко займет свое место. Перестаньте воображать себя
кем-то или считать, что вы делаете то или это, и в вас пробудится осознание
того, что вы являетесь источником и сердцем всего сущего. С этим осознанием
придет великая любовь, которая не является ни выбором или склонностью, ни
привязанностью, но силой, наделяющей все вещи любовью.
ОДЕРЖИМОСТЬ ТЕЛОМ
Вопрос: Махарадж, вы сидите передо мной, и я здесь, у
ваших ног. Каково основное различие между нами?
Махарадж: Нет никакого основного различия.
В: Все-таки должно быть какое-то различие, ведь я пришел к вам, а не вы ко мне.
М: Вы воображаете различия, поэтому и ходите туда-сюда
в поисках "высших" людей.
В: Вы тоже высшая личность. Вы знаете истину, а я нет.
М: Разве я когда-нибудь говорил вам, что вы не обладаете знанием, и потому ниже
меня? Пусть те, кто придумывает эти различия, докажут их. Я не утверждаю, что
знаю то, что не знаете вы. Фактически, я знаю гораздо меньше вас.
В: Ваши слова мудры, ваше поведение благородно, ваша Милость всесильна.
М: Я ничего об этом не знаю и не вижу разницы между вами и мной. Моя жизнь -
это последовательность событий, так же как и ваша. Только я не привязан и воспринимаю
происходящее шоу как шоу, а вы цепляетесь за вещи и движетесь вместе с ними.
В: Что сделало вас таким беспристрастным?
М: Ничего особенного. Просто случилось так, что я доверял своему Гуру. Он
сказал мне, что я есть ничто иное, как я сам, и я поверил ему. Веря ему, я вел
себя соответственно и перестал заботиться о том, что не являлось ни мной, ни
моим.
В: Как вам удалось настолько
полно довериться своему учителю, в то время как ваша вера условна и существует
только на словах?
М: Кто знает? Просто так случилось. Вещи случаются без какой-либо причины или
смысла и, в конце концов, какая разница, кто есть кто? Ваше высокое мнение обо
мне - это всего лишь ваше мнение. В любой момент вы можете его изменить. Зачем
придавать значение мнениям, даже если это наши собственные мнения?
В: И все-таки вы другой. Ваш ум всегда прибывает в
покое и счастье. И вокруг вас происходят чудеса.
М: Я ничего не знаю о чудесах, и я не уверен, что природа допускает исключение
из своих правил, если только не считать чудом все. По-моему таких вещей не
существует. Существует только сознание, в котором происходит все. Это вполне
очевидно, и каждый может ощутить это на собственном опыте. Вы просто
недостаточно внимательно смотрите. Смотрите лучше, и увидите то, что вижу я.
В: Что вы видите?
М: Я вижу то, что и вы могли бы видеть, здесь и сейчас, если бы не правильная
фокусировка вашего внимания. Вы не уделяете никакого внимания себе. Ваш ум
целиком занят вещами, людьми и идеями и никогда не направлен на вас самих.
Перенесите фокус внимания на себя, осознайте свое собственное существование.
Понаблюдайте за своей жизнью, проследите мотивы и результаты своих действий.
Изучите тюрьму, которую вы выстроили вокруг себя по невнимательности. Путь к
себе проходит через отказ и отрицание. Только одно не подлежит сомнению: истина
- не иллюзия, не продукт ума. Даже чувство "я есть" непостоянно, хотя
и является полезной точкой отсчета. Оно указывает, где искать, но не указывает,
что искать. Зафиксируйте свое внимание на этом. Как только вы убедитесь, что не
можете сказать про себя ничего определенного, кроме
"я есть", и что не являетесь ничем из того,
на что можно указать, необходимость "я есть" отпадает, и вы оставите
попытки дать словесное определение того, чем вы являетесь. Все, что вам нужно,
- избавиться от стремления дать определение самому себе. Все определения
относятся только к вашему телу и его проявлениям. Когда эта одержимость телом
уйдет, вы вернетесь к своему естественному состоянию спонтанно и без усилий.
Единственное различие между нами заключается в том, что я осознаю свое
естественное состояние, а вы теряетесь в своих мыслях. Так же как золото в
украшениях не имеет никакого преимущества над золотым песком - только ум может
придумать эти отличия, - так и мы являемся одним: мы отличаемся только внешне.
Постичь это можно благодаря искреннему поиску, спрашивая, задавая вопросы
ежедневно и ежечасно, посвятив этому всю свою жизнь.
ЖИВОЕ НАСТОЯЩЕЕ
Вопрос: Как я понимаю, и с моим телом , и с моим истинным бытием все в порядке. Они от меня не
зависят и не нуждаются в какой-либо доработке или улучшении. Единственное, что
не совсем в порядке, - это "внутреннее тело",называйте
это умом, сознанием, антахкараной, или как-то еще.
Махарадж: А что, по-вашему, не так с вашим умом?
В: Он беспокоен, жаден до удовольствий и боится неприятного.
М: А что плохого в том, чтобы искать удовольствий и избегать неприятного? Между
берегом боли и берегом наслаждения течет река жизни. Проблемы появляются только
тогда, когда ум отказывается плыть по течению жизни и застревает на одном из
берегов. "Плыть по течению жизни" означает приятие, то есть позволять
приходить тому, что приходит, и уходить тому, что уходит. Отбросьте желания и
страх, наблюдайте за тем, что есть, как и когда оно происходит, поскольку вы не
то, что происходит, вы тот, с кем это происходит. В конечном счете, вы даже не
наблюдатель. Вы - абсолютный потенциал, проявлением и выражением которого является
всеохватывающее сознание.
В: И все же между телом и Я лежит облако мыслей и чувств, которое не приносит
пользы ни телу, ни уму. Эти мысли и чувства хрупкие, мимолетные и
бессмысленные, пустая ментальная пыль, которая слепит и вызывает удушье, тем не
менее они существуют, лишая ясности и разрушая.
М: Разумеется, память о событии не может заменить само событие, Как не может и
ожидание. В настоящем событии есть что-то особенное, уникальное, чего нет ни у
прошлого, ни у грядущего. В нем есть жизненность, действительность, оно будто
выхвачено светом. На настоящем лежит "печать реальности", которой нет
у прошлого и будущего.
В: Что налагает на настоящее эту "печать
реальности"?
М: В настоящем событии нет ничего такого, что отличало бы его от прошлого и
будущего. В какой-то момент прошлое было настоящим, и будущее тоже станет. Что
же делает настоящее таким особенным? Очевидно, мое присутствие. Я реален,
поскольку я всегда сейчас, в настоящем, и то, что меня окружает сейчас, тоже
пребывает в моей реальности. Прошлое находится в памяти, будущее в воображении.
В самом настоящем событии не содержится ничего, что делало бы его реальным. Это
может быть какое-нибудь простое повседневное событие, как, например,
перемещение стрелки часов. Несмотря на наше знание о том, что все движения
часовой стрелки абсолютно одинаковы, настоящее движение сильно отличается от
предыдущего (в памяти), и от последующего (ожидаемого). Вещь, сфокусированная в сейчас, находится со мной, поскольку я присутствую всегда.
Я привношу свою реальность в настоящее событие.
В: Но мы взаимодействуем с воспоминаниями так, как если бы она были реальными вещами.
М: Мы рассматриваем воспоминания, только когда они входят в настоящее. Забытое
не в счет, пока человеку не напомнят о нем, что предполагает введение его в сейчас.
В: Да, я вижу, что в сейчас
присутствует какой-то неизвестный фактор, который наделяет преходящую
действительность мгновенной реальностью.
М: Не следует говорить, что он неизвестен, поскольку вы постоянно наблюдаете
его в действии. Изменялся ли он когда-нибудь с тех пор, как вы родились? Вещи и
мысли все время меняются, но чувство, что происходящее сейчас - реально, не
менялось никогда, даже во сне.
В: В глубоком сне нет
переживания реальности настоящего.
М: Пустота глубокого сна вызвана отсутствием конкретных воспоминаний. Но там
присутствует общая память о существовании. Есть разница в ощущении, когда мы
говорим "я крепко спал" и "меня не было".
В: Вопрос, с которого мы начали, был следующим: между источником жизни и его
проявлением (т.е. телом)лежит ум и его вечно
меняющиеся состояния. Это бесконечный, бессмысленный и болезненный поток ментальных
состояний. Боль - постоянная составляющая. То, что мы называем удовольствием, -
не что иное, как промежуток, интервал между двумя болезненными состояниями.
Желание и страх - это нить и основа, из которой соткано существование, и оба
они состоят из боли. Мой вопрос такой: может ли существовать счастливый ум? М:
Желание - это память об удовольствиях, а страх - память о боли. Они лишают ум
покоя. Мгновения удовольствия - всего лишь промежутки в потоке боли. Как ум
может быть счастливым?
В: Это верно, если мы желаем удовольствий или боимся боли.
но ведь бывают моменты неожиданной, непредвиденной
радости. Чистой радости, незапятнанной желанием - нежданной, незаслуженной, дарованной
Богом.
М: И все-таки радость является радостью только на фоне боли.
В: Боль - это космический закон или порождение ума?
М: Вселенная целостна, а там, где присутствует целостность, не может быть
недостатка ни в чем. Так откуда может взяться боль?
В: Вся вселенная может быть целостна, но какие-то ее
части могут быть несовершенны.
М: Части целого, рассматриваемая в контексте неделимого целого, также целостна.
Только, если рассматривать ее в изоляции, она будет неполной и станет
источником боли. Что вызывает изоляцию?
В: Ограничения ума, конечно. Ум не может различить, где часть и где целое.
М: Правильно. Ум по своей природе разделяет и противопоставляет. Может ли
существовать другой ум, объединяющий и гармонизирующий, который видит целое в
одной части и часть - как неотделимое от целого?
В: Другой ум - где его искать?
М: За пределами ограниченного, разделяющего и противопоставляющего ума.
Прекратив известные нам ментальные процессы. Когда они останавливаются,
рождается тот другой ум.
В: В другом уме не будет ни
радости, ни печали?
М: Не так, как мы их воспринимаем - как что-то желанное или невыносимое. Это
становится скорее вопросом любви, ищущей выражение и встречающей препятствия.
Неразделяющий ум - это любовь в действии, борющаяся с обстоятельствами,
побежденная в начале, но в конце концов
всепобеждающая. В: Мост, возведенный между телом и духом, - это любовь?
М: Что же еще? Ум порождает бездну, сердце пересекает ее.
Библиотека "Тело Света" http://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm
Помещено с http://mir45.narod.ru/maharajbe.html