На сайт "Тело Света"

О волшебной метле и осознанности… (из переписки)

 

Вы упоминаете о необходимости накопления заслуг. Говоря о том, что такой путь улучшает карму и дарует человеку возможность более быстрого достижения состояния Просветления. И, в качестве примера, приводите пример монаха, который долгое время занимался всевозможными практиками, но в то время, как другие монахи один за одним входили в состояние Тотальности, он так и не постигал этого состояния. И однажды он решил бросить все практики и стал просто подметать дорожки и ухаживать за могилами Просветлённых Мастеров. В результате такой заботы о дорожках и могилах он обрёл такую мощную заслугу, что благодаря ей, когда однажды метла ударила о могильную плиту, он вдруг обрёл состояние Просветления.

 

А почему бы не посмотреть на эту историю по-другому? Существует подобная же история о ленивом ученике, который ничего не мог поделать со своей ленью, но очень хотел постичь состояние Тотальности. И тогда учитель дал ему в руки метлу и сказал, что она волшебная, и, если ученик будет правильно обращаться с ней, то он откроет для себя, что такое Просветление.

Ежедневно ученик долгими часами овладевал метлой, проникаясь её волшебной силой. Постепенно тело его стало подвижным и обрело активность, а сознание стало на удивление спокойным. Внимание его было постоянно собрано на том, что он делает, без отвлечения на что-либо. Он весь стал процессом, он слился сознанием с движением метлы, он перестал желать чего-либо. Действия его становились всё более спонтанными.  И каждое действие всё больше и больше помещало его восприятие в настоящий момент. И это присутствие в настоящем моменте постепенно становилось всё более и более полным. Он больше не был ни к чему привязан.  Не хватало только одного. Его сознание стало чрезмерно сосредоточено на состоянии присутствия. Это осталось последней зацепкой для мысли, той точкой, привязанность к которой отделяла его от познания подлинной Простоты, которую в буддизме принято называть Пустотой. Пустотой не в силу отсутствия в восприятии чего-либо, а в силу невыделенности чего-либо, не отделённости в восприятии одного от другого, в силу существующего всеединства. Итак, его сознание оказалось поглощено идеей присутствия на фоне всё возрастающего состояния свободы и ощущения свойственной восприятию безграничности. И, когда он думал об этом, раздался стук камушка улетевшего из-под его метлы и стукнувшегося о полый ствол бамбука. Звук столкнул его с этой последней точки и, когда звук в полом бамбуке стих, его восприятие стало таким же полым. Оно вмещало всё, глядя за возникающие в восприятии формы, оно улавливало их общую суть, а сутью было – тотальность, всеединство.

 

Что можно сказать по этому поводу? Ежедневно по всему миру миллионы дворников выходят на улицы, размахивая своими волшебными мётлами.

 

http://hoaxer.lantel.ru/hoaxer/religions/holy-scripts/buddism/budda_lions.html

 

Ежедневно люди других профессий: сапожники, прачки и многих сотен других, занимаются своим делом, никак не используя это для самораскрытия. А о том, как любую профессию можно обратить на пользу себе, рассказывает книга «84 Льва Будды», с которой можно ознакомиться по вышеуказанной ссылке.

 

Точно также и история с монахом, машущим своей метлой между могильных плит. Монах, мечтающий в начале о накоплении заслуг, взрастил в себе спокойное отношение к окружающему, к своей жизни. И постепенно мысль о заслугах интересовала его всё меньше и меньше. И, наконец, он просто перестал думать о них. И в тот момент, когда он, перестав думать о заслугах, просто слился с настоящим, звук метлы, ударившейся о могильную плиту, собрал всё его внимание на себе и растворился, растворился в настоящем, вместе с последней мыслью, окончательно освободив монаха от цепляния за что-либо. Как только он отказался от мысли о заслугах и от действия ради них, тотальность сама раскрылась. Он стал тем, кем он в действительности всегда и был. Просто воспринимающим. Он стал проявлением всеединства…

 

Ведь не случайно это называют Пустотой. Потому что это переживание подобно проживанию бездны, в которой нет дна и нет конца чему-либо, нет ощущения ограниченности пространством и временем, хотя всё это и присутствует, но воспринимается абсолютно по-другому, воспринимаясь абсолютно условным… И вечно существующим является только простор…

 

Можно задаться рядом простых вопросов…

Как слова с призывом о достижении Пустоты согласуются с предложением обретать заслуги, что само по себе является призывом к приобретению? Как достичь состояния Пустоты, постоянно заполняя её чем-либо?

 

Есть история о Боддхидхарме и императоре, мечтающим накопить неограниченное количество заслуг строительством храмов. О Боддхидхарме кто-то точно написал, что это человек, нёсший в своих руках пустоту Будды.

Вот эта история о Боддхидхарме и императоре. http://dao.webzone.ru/n9/Zagadka_varvara.htm

 

Когда основатель шаолиньского у-шу и чань-буддизма Бодхидхарма прибыл из Индии в Китай, первым из власть имущих, с кем довелось встретиться Дамо-Боддхидхарме по прибытии, оказался император У-ди - основатель династии Лян. Он самолично выехал приветствовать высокого гостя. Император был взволнован и хотел принять его радушно. Ему ещё не приходилось встречаться с подобным человеком. Как вести себя с ним?

В то время китайцы считали Индию духовным центром, так как она являлась источником буддизма, влияние которого в Китае было очень велико. Император У-ди был большим поклонником буддизма, покровительствовал многим монастырям, выделял немалые деньги на сооружение пагод, способствовал переписыванию и распространению сутр, раздавал подаяния монахам.

Естественно, что за все свои заслуги У-ди ожидал благого воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда перед его троном предстал буддист Дамо, У-ди спросил миссионера о том, что волновало его больше всего: "После вступления на трон я возвёл большое количество храмов, переписал множество сутр и оказал помощь стольким монахам, что перечислить невозможно. Какие заслуги я этим приобрёл?"

- Здесь нет никаких заслуг, - сухо ответил Учитель.

- Почему же нет никаких заслуг? - изумился Император.

- Всё это - не более чем дела, совершаемые посредством деяний, и в них в действительности не содержится ни заслуг, ни добродетелей, - пояснил Бодхидхарма, отрицательно относившийся к пышной обрядности и досужему суемудрию. - Причины, к ним побуждающие, обусловлены своекорыстием. Они эфемерны, подобно теням, следующим за формами, и не являются конечной реальностью. При помощи них добиваются созревания ничтожного плода рождения в форме человеческого существа.

Император был шокирован, поскольку многие монахи и миссионеры говорили ему: "Обратите страну в буддизм, стройте больше храмов и жертвуйте больше золота, - это будет Вашей заслугой, и Вы достигнете седьмого неба". А теперь пришел этот Бодхидхарма и говорит, что никаких заслуг в этом нет.

- Тогда что же представляют из себя подлинные заслуги? - снова спросил Император.

Учитель ответил: "Чистота и мудрость, обретаемая в окончательном Просветлении. Его сущность - пустота. Таких заслуг невозможно удостоиться при помощи мирских средств".

И тогда Император спросил: "А какова природа святости?"

Учитель ответил: "Безграничная пустота и ничего святого. В природе нет святого и несвятого - это лишь понятия двойственного ума. Природа просто есть".

Это было уже слишком! Император был очень обижен. Ведь Бодхидхарма отрицал даже святость Будды! Император на мгновенье забыл про свою учтивость и громко воскликнул: - Тогда кто же стоит передо мной?

Учитель ответил: "Неведомо".

 

Сама мысль о накоплении заслуг может тешить человеческое «я», часто ведя к возникновению состояния скрытой или открытой гордыни и в любом случае уводит от состояния Просветления (Тотальности Восприятия), связывая человека понятием цели, которой ему необходимо достичь, а также с идеей собственной отделённости от этой цели. Порождая и закрепляя в сознании человека сознание собственной двойственности и «недозаслуженности» идея необходимости накопления заслуг, уводит человека с пути, делая этот путь всё более и более длинным.

Случаем же, когда эта идея о необходимости накопления заслуг действительно имеет смысл, пожалуй, может стать использование этой идеи в качестве ловушки для ума, ловушки, посредством которой человека просто выводят на путь, обещая ему некую награду, нечто, что сможет его удовлетворить, нечто придающее его жизни смысл, что-то что он хотел бы приобрести. В данном случае – Просветление. Рассказывая ученику сказку о необходимости заслуг, учитель задаёт ученику дополнительный стимул, дополнительный импульс активности, зажигая в нём интерес. И, какое-то время ученик, действуя подобным образом, идёт к этой цели, как ослик за морковкой. Пока учитель не объяснит в чём был истинный смысл этого задания – выведение восприятия ученика из рамок привычного для него мира, чтобы наполнить его восприятие чем-то уже совершенно иным.

 

Поэтому в разговоре о заслугах, Истина, как всегда пребывает точно посередине.

 

 

Пара слов о дзен.

 

Дзен – нечто словами невыразимое, но объединяющее всё сущее в одно.

Из разговора ученика с Мастером дзен:

- Скажи, Мастер, где находится дзен?

- Прямо перед нами!

- Почему я не вижу его?

- Если ты поглощён своим «я» - ты не сможешь его увидеть.

- Хорошо. Если я не вижу его, то видишь ли ты его, Мастер?

- Пока не закончатся «ты» и «я» - его не увидеть!

- А когда закончатся «ты» и «я», можно увидеть дзен?

- Когда закончатся «ты» и «я» - кто же будет смотреть?

 

Если сравнить это состояние, о котором говорится, с висящим на дереве плодом, которым является жизнь, то, находясь в таком состоянии, человек воспринимает не только внешний вид плода, его форму, но и полностью, как никогда прежде ощущает его необычайный вкус.

 

В мире существует множество практик. Одна из них - практика осознанности. Практика осознанного действия не ставит своей целью накопления заслуг. Результат практики – достижение всё большей и большей полноты присутствия сознанием / осознанностью в происходящем, с вовлечением в настоящее всем своим существом. Практика осознанности – это практика присутствия. Чем интересна эта практика? Она не делит мир надвое.

Осознанность может одинаково существовать как в ограниченном восприятии, делая его постепенно более полным, так и в максимально полном восприятия жизни, просто являясь сопутствующим этому состоянию проявлением. Осознанность не имеет цели. Осознавать – значит просто быть, полностью присутствуя в настоящем своим вниманием. Именно поэтому эта практика нашла своё применение в практикуемых на Востоке боевых искусствах, как в рукопашном бое, так и в фехтовании на мечах, поскольку в такой момент у человека не остаётся ни мгновения для размышления, он должен действовать спонтанно и быстро. Именно этому и способствует осознанность - состояние полного присутствия восприятием в настоящем. Постепенно это внимание к настоящему становится всё более и более полным.

 

Играют ли здесь какую-либо роль накопленные заслуги? Абсолютно никакой. Ибо, даже в самой напряжённой ситуации, которую кто-то воспринял бы в качестве негативной, практик, практикующий осознанность, просто использует её, эту ситуацию для увеличения своего внимания, полноты своего присутствия вниманием  в происходящем, без отвлечения на что-либо ещё и в то же самое время без вовлечения, без полного поглощения своего внимания происходящим, держа ситуацию во внимании и наблюдая за ней, как бы со стороны. Такой подход даёт практикующему постоянную возможность манёвра. Не отрицание происходящего и не отождествление с ним, позволяет достигнуть состояния золотой середины – присутствия без захваченности. То есть постепенно практика приводит к состоянию, в котором восприятие практикующего действует по принципу: быть связанным со всем, не будучи этим связанным. Именно это и оставляет ему возможность для манёвра. Практик, условно говоря, всё время находится над ситуацией. Он одновременно видит причину ситуации, её развитие и итог. Но итог, который видит он, оказывается действительно оптимальным. Находясь «над» происходящим, он никогда не борется с ситуацией, а взаимодействует с ней. Взаимодействует так, как если бы он и ситуация были одним неразрывным целым и это даёт ему возможность управлять ситуацией, постоянно внутренне, интуитивно улавливая общий ход событий.

 

Нередко человека призывают к поведению, которое является для человека совершенно искусственным и приводит человека в состояние лёгкой депрессии или гнева, потому что его призывают к тому, что ему не свойственно. Например, человеку предлагается исполниться сочувствием по отношения к гонителям, а также состоянием любви к ним, в то время, как внутри человек пылает гневом. Существует ещё масса других предложений о том, как человеку следует себя вести в той или иной ситуации. И каждое из таких предложений делает поведение человека совершенно неестественным. А не проще ли в таком случае просто познакомить человека с таким подходом как осознанность?

Вот небольшой пример: Нагарджуна и вор.

 

Великий мистик Нагарджуна путешествовал. Император был поклонником Нагарджуны и подарил ему золотую чашу для подаяния. Она была очень дорогой, а Нагарджуна был полуголым странником.

Мимо него проходил вор, он не мог поверить своим глазам: столь драгоценная вещь находится у такого нищего человека! И вор пошёл за ним.

Нагарджуна остановился на ночь в полуразрушенном монастыре. Вор обрадовался такой удаче и подумал:

- Ночью, когда он уснёт, я подойду и возьму чашу без всякого труда.

И он спрятался за стеной.

Нагарджуна почувствовал и понял, что хочет сделать этот человек. Он вышел и сказал:

- Ты уж лучше возьми эту чашу сразу, чтобы я мог спокойно заснуть. Я бы не хотел делать тебя вором, поэтому я подумал и решил подарить её тебе. Все равно ты её заберешь, так почему не подарить её тебе? Возьми подарок!

Вор не ожидал такого поворота событий. Он подошёл и склонился к ногам Нагарджуны. Тот сказал:

- Теперь ты можешь уйти, потому что у меня больше ничего нет. Радуйся и оставь меня в покое.

Но вор сказал:

— Подожди, святой человек. Я тоже хотел бы стать таким же непривязанным к вещам. Ты заставил меня почувствовать себя таким жалким. Есть ли путь, идя по которому я смогу достичь вершины осознания?

Нагарджуна ответил:

—Да, есть такой путь!

Вор сказал:

- Только не говори, что сначала я должен бросить воровать. Потому что, куда бы я ни пошёл, а я ходил ко многим святым и мистикам, они все говорили: "Сначала прекрати воровать". Я пробовал, но я не могу выполнить это условие.

Нагарджуна сказал:

- Видимо, ты ещё не встречал настоящего мистика. Ты, должно быть, встречал бывших воров. Иначе, почему кто-то должен беспокоиться о том, что ты вор? Будь вором! Это не моё дело. Меня это не волнует. Только одно требуется от тебя: иди и делай то, что ты делаешь, но делай это сознательно. Не делай ничего механически. Осознавай то, что ты делаешь.

Вор сказал:

- На это я согласен. Я попробую.

Нагарджуна ответил:

- Я подожду тебя здесь, в этом монастыре, пятнадцать дней. Ты можешь прийти и рассказать мне обо всём.

На десятый день вор пришел и сказал:

- Ты хитрый! Я попробовал и мне повезло. Я проник в один дом. Там были богатства. Помня моё обещание, я оставался осознающим и на меня нисходило такое спокойствие и безразличие, что мне не хотелось воровать, я не мог уносить вещи с собой.

Нагарджуна сказал:

- Это то, что ты должен был понять. Теперь всё зависит от твоего выбора. Ты можешь не принять осознание и остаться вором, либо ты можешь принять осознание и стать другим человеком. Продолжай воровать, если ты сможешь это делать с осознанием. Тогда я за тебя спокоен.

Вор сказал:

- Но ведь это невозможно. Я пробовал. Если я осознаю, я не могу украсть. — И он добавил:

- Вообще-то, ты меня поймал. Я уже не смогу расстаться с этим осознанием. Я почувствовал его вкус.

 

http://ki-moscow.narod.ru/litra/hud/pritchi/pritchi_4.htm


Устремление сердца



Hosted by uCoz