О волшебной
метле и осознанности… (из переписки)
Вы упоминаете о
необходимости накопления заслуг. Говоря о том, что такой путь улучшает карму и
дарует человеку возможность более быстрого достижения состояния Просветления.
И, в качестве примера, приводите пример монаха, который долгое время занимался
всевозможными практиками, но в то время, как другие монахи один за одним
входили в состояние Тотальности, он так и не постигал этого состояния. И
однажды он решил бросить все практики и стал просто подметать дорожки и
ухаживать за могилами Просветлённых Мастеров. В результате такой заботы о
дорожках и могилах он обрёл такую мощную заслугу, что благодаря ей, когда
однажды метла ударила о могильную плиту, он вдруг обрёл состояние Просветления.
А почему бы не
посмотреть на эту историю по-другому? Существует подобная же история о ленивом
ученике, который ничего не мог поделать со своей ленью, но очень хотел постичь
состояние Тотальности. И тогда учитель дал ему в руки метлу и сказал, что она
волшебная, и, если ученик будет правильно обращаться с ней, то он откроет для
себя, что такое Просветление.
Ежедневно
ученик долгими часами овладевал метлой, проникаясь её волшебной силой.
Постепенно тело его стало подвижным и обрело активность, а сознание стало на
удивление спокойным. Внимание его было постоянно собрано на том, что он делает,
без отвлечения на что-либо. Он весь стал процессом, он слился сознанием с
движением метлы, он перестал желать чего-либо. Действия его становились всё
более спонтанными. И каждое действие всё
больше и больше помещало его восприятие в настоящий момент. И это присутствие в
настоящем моменте постепенно становилось всё более и более полным. Он больше не
был ни к чему привязан. Не хватало
только одного. Его сознание стало чрезмерно сосредоточено на состоянии
присутствия. Это осталось последней зацепкой для мысли, той точкой,
привязанность к которой отделяла его от познания подлинной Простоты, которую в
буддизме принято называть Пустотой. Пустотой не в силу отсутствия в восприятии
чего-либо, а в силу невыделенности чего-либо, не отделённости в восприятии
одного от другого, в силу существующего всеединства. Итак, его сознание
оказалось поглощено идеей присутствия на фоне всё возрастающего состояния
свободы и ощущения свойственной восприятию безграничности. И, когда он думал об
этом, раздался стук камушка улетевшего из-под его метлы и стукнувшегося о полый
ствол бамбука. Звук столкнул его с этой последней точки и, когда звук в полом
бамбуке стих, его восприятие стало таким же полым. Оно вмещало всё, глядя за
возникающие в восприятии формы, оно улавливало их общую суть, а сутью было –
тотальность, всеединство.
Что можно
сказать по этому поводу? Ежедневно по всему миру миллионы дворников выходят на
улицы, размахивая своими волшебными мётлами.
http://hoaxer.lantel.ru/hoaxer/religions/holy-scripts/buddism/budda_lions.html
Ежедневно люди
других профессий: сапожники, прачки и многих сотен других, занимаются своим
делом, никак не используя это для самораскрытия. А о том, как любую профессию
можно обратить на пользу себе, рассказывает книга «84 Льва Будды», с которой
можно ознакомиться по вышеуказанной ссылке.
Точно также и
история с монахом, машущим своей метлой между могильных плит. Монах, мечтающий
в начале о накоплении заслуг, взрастил в себе спокойное отношение к
окружающему, к своей жизни. И постепенно мысль о заслугах интересовала его всё
меньше и меньше. И, наконец, он просто перестал думать о них. И в тот момент,
когда он, перестав думать о заслугах, просто слился с настоящим, звук метлы,
ударившейся о могильную плиту, собрал всё его внимание на себе и растворился,
растворился в настоящем, вместе с последней мыслью, окончательно освободив
монаха от цепляния за что-либо. Как только он отказался от мысли о заслугах и
от действия ради них, тотальность сама раскрылась. Он стал тем, кем он в
действительности всегда и был. Просто воспринимающим. Он стал проявлением
всеединства…
Ведь не
случайно это называют Пустотой. Потому что это переживание подобно проживанию
бездны, в которой нет дна и нет конца чему-либо, нет ощущения ограниченности
пространством и временем, хотя всё это и присутствует, но воспринимается
абсолютно по-другому, воспринимаясь абсолютно условным… И вечно существующим
является только простор…
Можно задаться
рядом простых вопросов…
Как слова с
призывом о достижении Пустоты согласуются с предложением обретать заслуги, что
само по себе является призывом к приобретению? Как достичь состояния Пустоты,
постоянно заполняя её чем-либо?
Есть история о
Боддхидхарме и императоре, мечтающим накопить неограниченное количество заслуг
строительством храмов. О Боддхидхарме кто-то точно написал, что это человек,
нёсший в своих руках пустоту Будды.
Вот эта история
о Боддхидхарме и императоре. http://dao.webzone.ru/n9/Zagadka_varvara.htm
Когда основатель
шаолиньского у-шу и чань-буддизма Бодхидхарма прибыл из Индии в Китай, первым
из власть имущих, с кем довелось встретиться Дамо-Боддхидхарме по прибытии,
оказался император У-ди - основатель династии Лян. Он самолично выехал
приветствовать высокого гостя. Император был взволнован и хотел принять его
радушно. Ему ещё не приходилось встречаться с подобным человеком. Как вести
себя с ним?
В то время китайцы считали
Индию духовным центром, так как она являлась источником буддизма, влияние
которого в Китае было очень велико. Император У-ди был большим поклонником
буддизма, покровительствовал многим монастырям, выделял немалые деньги на
сооружение пагод, способствовал переписыванию и распространению сутр, раздавал
подаяния монахам.
Естественно, что за все свои
заслуги У-ди ожидал благого воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда перед его
троном предстал буддист Дамо, У-ди спросил миссионера о том, что волновало его
больше всего: "После вступления на трон я возвёл большое количество
храмов, переписал множество сутр и оказал помощь стольким монахам, что
перечислить невозможно. Какие заслуги я этим приобрёл?"
- Здесь нет никаких заслуг,
- сухо ответил Учитель.
- Почему же нет никаких
заслуг? - изумился Император.
- Всё это - не более чем
дела, совершаемые посредством деяний, и в них в действительности не содержится
ни заслуг, ни добродетелей, - пояснил Бодхидхарма, отрицательно относившийся к
пышной обрядности и досужему суемудрию. - Причины, к ним побуждающие,
обусловлены своекорыстием. Они эфемерны, подобно теням, следующим за формами, и
не являются конечной реальностью. При помощи них добиваются созревания ничтожного
плода рождения в форме человеческого существа.
Император был шокирован,
поскольку многие монахи и миссионеры говорили ему: "Обратите страну в
буддизм, стройте больше храмов и жертвуйте больше золота, - это будет Вашей
заслугой, и Вы достигнете седьмого неба". А теперь пришел этот Бодхидхарма
и говорит, что никаких заслуг в этом нет.
- Тогда что же представляют
из себя подлинные заслуги? - снова спросил Император.
Учитель ответил:
"Чистота и мудрость, обретаемая в окончательном Просветлении. Его сущность
- пустота. Таких заслуг невозможно удостоиться при помощи мирских
средств".
И тогда Император спросил:
"А какова природа святости?"
Учитель ответил:
"Безграничная пустота и ничего святого. В природе нет святого и несвятого
- это лишь понятия двойственного ума. Природа просто есть".
Это было уже слишком!
Император был очень обижен. Ведь Бодхидхарма отрицал даже святость Будды!
Император на мгновенье забыл про свою учтивость и громко воскликнул: - Тогда
кто же стоит передо мной?
Учитель
ответил: "Неведомо".
Сама мысль о
накоплении заслуг может тешить человеческое «я», часто ведя к возникновению
состояния скрытой или открытой гордыни и в любом случае уводит от состояния
Просветления (Тотальности Восприятия), связывая человека понятием цели, которой
ему необходимо достичь, а также с идеей собственной отделённости от этой цели.
Порождая и закрепляя в сознании человека сознание собственной двойственности и
«недозаслуженности» идея необходимости накопления заслуг, уводит человека с
пути, делая этот путь всё более и более длинным.
Случаем же,
когда эта идея о необходимости накопления заслуг действительно имеет смысл,
пожалуй, может стать использование этой идеи в качестве ловушки для ума,
ловушки, посредством которой человека просто выводят на путь, обещая ему некую
награду, нечто, что сможет его удовлетворить, нечто придающее его жизни смысл,
что-то что он хотел бы приобрести. В данном случае – Просветление. Рассказывая
ученику сказку о необходимости заслуг, учитель задаёт ученику дополнительный
стимул, дополнительный импульс активности, зажигая в нём интерес. И, какое-то
время ученик, действуя подобным образом, идёт к этой цели, как ослик за
морковкой. Пока учитель не объяснит в чём был истинный смысл этого задания –
выведение восприятия ученика из рамок привычного для него мира, чтобы наполнить
его восприятие чем-то уже совершенно иным.
Поэтому в
разговоре о заслугах, Истина, как всегда пребывает точно посередине.
Пара слов о
дзен.
Дзен – нечто
словами невыразимое, но объединяющее всё сущее в одно.
Из разговора
ученика с Мастером дзен:
- Скажи,
Мастер, где находится дзен?
- Прямо перед
нами!
- Почему я не
вижу его?
- Если ты
поглощён своим «я» - ты не сможешь его увидеть.
- Хорошо. Если
я не вижу его, то видишь ли ты его, Мастер?
- Пока не
закончатся «ты» и «я» - его не увидеть!
- А когда
закончатся «ты» и «я», можно увидеть дзен?
- Когда
закончатся «ты» и «я» - кто же будет смотреть?
Если сравнить
это состояние, о котором говорится, с висящим на дереве плодом, которым
является жизнь, то, находясь в таком состоянии, человек воспринимает не только
внешний вид плода, его форму, но и полностью, как никогда прежде ощущает его
необычайный вкус.
В мире
существует множество практик. Одна из них - практика осознанности. Практика
осознанного действия не ставит своей целью накопления заслуг. Результат
практики – достижение всё большей и большей полноты присутствия сознанием /
осознанностью в происходящем, с вовлечением в настоящее всем своим существом.
Практика осознанности – это практика присутствия. Чем интересна эта практика?
Она не делит мир надвое.
Осознанность
может одинаково существовать как в ограниченном восприятии, делая его
постепенно более полным, так и в максимально полном восприятия жизни, просто
являясь сопутствующим этому состоянию проявлением. Осознанность не имеет цели.
Осознавать – значит просто быть, полностью присутствуя в настоящем своим
вниманием. Именно поэтому эта практика нашла своё применение в практикуемых на
Востоке боевых искусствах, как в рукопашном бое, так и в фехтовании на мечах,
поскольку в такой момент у человека не остаётся ни мгновения для размышления,
он должен действовать спонтанно и быстро. Именно этому и способствует
осознанность - состояние полного присутствия восприятием в настоящем.
Постепенно это внимание к настоящему становится всё более и более полным.
Играют ли здесь
какую-либо роль накопленные заслуги? Абсолютно никакой. Ибо, даже в самой
напряжённой ситуации, которую кто-то воспринял бы в качестве негативной,
практик, практикующий осознанность, просто использует её, эту ситуацию для
увеличения своего внимания, полноты своего присутствия вниманием в происходящем, без отвлечения на что-либо
ещё и в то же самое время без вовлечения, без полного поглощения своего
внимания происходящим, держа ситуацию во внимании и наблюдая за ней, как бы со
стороны. Такой подход даёт практикующему постоянную возможность манёвра. Не
отрицание происходящего и не отождествление с ним, позволяет достигнуть
состояния золотой середины – присутствия без захваченности. То есть постепенно
практика приводит к состоянию, в котором восприятие практикующего действует по
принципу: быть связанным со всем, не будучи этим связанным. Именно это и
оставляет ему возможность для манёвра. Практик, условно говоря, всё время
находится над ситуацией. Он одновременно видит причину ситуации, её развитие и
итог. Но итог, который видит он, оказывается действительно оптимальным.
Находясь «над» происходящим, он никогда не борется с ситуацией, а
взаимодействует с ней. Взаимодействует так, как если бы он и ситуация были одним
неразрывным целым и это даёт ему возможность управлять ситуацией, постоянно
внутренне, интуитивно улавливая общий ход событий.
Нередко
человека призывают к поведению, которое является для человека совершенно
искусственным и приводит человека в состояние лёгкой депрессии или гнева,
потому что его призывают к тому, что ему не свойственно. Например, человеку
предлагается исполниться сочувствием по отношения к гонителям, а также
состоянием любви к ним, в то время, как внутри человек пылает гневом. Существует
ещё масса других предложений о том, как человеку следует себя вести в той или
иной ситуации. И каждое из таких предложений делает поведение человека
совершенно неестественным. А не проще ли в таком случае просто познакомить
человека с таким подходом как осознанность?
Вот небольшой
пример: Нагарджуна и вор.
Великий мистик Нагарджуна
путешествовал. Император был поклонником Нагарджуны и подарил ему золотую чашу
для подаяния. Она была очень дорогой, а Нагарджуна был полуголым странником.
Мимо него проходил вор, он
не мог поверить своим глазам: столь драгоценная вещь находится у такого нищего
человека! И вор пошёл за ним.
Нагарджуна остановился на
ночь в полуразрушенном монастыре. Вор обрадовался такой удаче и подумал:
- Ночью, когда он уснёт, я
подойду и возьму чашу без всякого труда.
И он спрятался за стеной.
Нагарджуна почувствовал и
понял, что хочет сделать этот человек. Он вышел и сказал:
- Ты уж лучше возьми эту
чашу сразу, чтобы я мог спокойно заснуть. Я бы не хотел делать тебя вором,
поэтому я подумал и решил подарить её тебе. Все равно ты её заберешь, так
почему не подарить её тебе? Возьми подарок!
Вор не ожидал такого
поворота событий. Он подошёл и склонился к ногам Нагарджуны. Тот сказал:
- Теперь ты можешь уйти,
потому что у меня больше ничего нет. Радуйся и оставь меня в покое.
Но вор сказал:
— Подожди, святой человек. Я
тоже хотел бы стать таким же непривязанным к вещам. Ты заставил меня
почувствовать себя таким жалким. Есть ли путь, идя по которому я смогу достичь
вершины осознания?
Нагарджуна ответил:
—Да, есть такой путь!
Вор сказал:
- Только не говори, что
сначала я должен бросить воровать. Потому что, куда бы я ни пошёл, а я ходил ко
многим святым и мистикам, они все говорили: "Сначала прекрати
воровать". Я пробовал, но я не могу выполнить это условие.
Нагарджуна сказал:
- Видимо, ты ещё не встречал
настоящего мистика. Ты, должно быть, встречал бывших воров. Иначе, почему
кто-то должен беспокоиться о том, что ты вор? Будь вором! Это не моё дело. Меня
это не волнует. Только одно требуется от тебя: иди и делай то, что ты делаешь,
но делай это сознательно. Не делай ничего механически. Осознавай то, что ты
делаешь.
Вор сказал:
- На это я согласен. Я
попробую.
Нагарджуна ответил:
- Я подожду тебя здесь, в
этом монастыре, пятнадцать дней. Ты можешь прийти и рассказать мне обо всём.
На десятый день вор пришел и
сказал:
- Ты хитрый! Я попробовал и
мне повезло. Я проник в один дом. Там были богатства. Помня моё обещание, я
оставался осознающим и на меня нисходило такое спокойствие и безразличие, что
мне не хотелось воровать, я не мог уносить вещи с собой.
Нагарджуна сказал:
- Это то, что ты должен был
понять. Теперь всё зависит от твоего выбора. Ты можешь не принять осознание и
остаться вором, либо ты можешь принять осознание и стать другим человеком.
Продолжай воровать, если ты сможешь это делать с осознанием. Тогда я за тебя
спокоен.
Вор сказал:
- Но ведь это невозможно. Я
пробовал. Если я осознаю, я не могу украсть. — И он добавил:
- Вообще-то, ты меня поймал.
Я уже не смогу расстаться с этим осознанием. Я почувствовал его вкус.
http://ki-moscow.narod.ru/litra/hud/pritchi/pritchi_4.htm