МУМОНКАН

"С тех пор как я постиг,
что не связан жизнью и смертью,
Я иду — и пребываю в дзэн;
Я сижу — и пребываю в дзэн;
В разговоре и безмолвии,
в движении и покое Суть не движется;
Копья и мечи обрушиваются на меня,
но Суть не тревожится;
Яды воздействуют на мое тело,
но Суть не изменяется.


То, что здесь названо Сутью, буквально означает “тело без формы”. Это то же самое, что суть, первозданное, великая квинтэссенция, фундаментальная неизменная природа вещей, вселенская субстанция. Здесь уместно вспомнить вторую главу Пробуждения веры в Махаяне:

Существует три аспекта Таковости. Если ты спросишь, каковы они, я отвечу: первое — величие квинтэссенции; второе — все вещи суть квинтэссенция; и третье — все вещи едины по своей природе, не прибывают и не убывают".

"Мумонкан"

“Я брёл куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума.
Всё, что я мог чувствовать, было великим сияющим Целым - вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным.
Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникали горы и реки...
Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли”.
(монах Хань Шань, 16 в.)


“Однажды я стёр из головы все понятия, отбросил все желания, слова, которыми мыслил, и остался в покое. Я чувствовал лёгкое головокружение, как будто меня втаскивают куда-то... Вдруг – бац! Я вошёл... Я потерял границы своего физического тела. Конечно, у меня была кожа, но я чувствовал, что стою в центре Космоса. Я говорил, но мои слова потеряли своё значение. Я видел людей, которые подходили ко мне, но все они были одним и тем же человеком. Всё было едино со мной! Я никогда не знал этого мира. Я думал, что меня создали, но теперь приходится изменять это мнение – я никогда не был создан! Я был Космос, никакого индивидуального господина Сасаки не было”.

Учитель дзэн Сасаки-сан. Из книги Вон Кью-Кита "Энциклопедия дзен"


“Невозможно, чтобы некто видел что-либо из вечного, если он не станет подобным этому. В истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит солнце, хотя он не солнце, и он видит небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел нечто в том месте - ты стал им. Ты увидел Дух - ты стал Духом. Ты увидел Христа - ты стал Христом. Ты увидел [Отца - ты] станешь Отцом. Поэтому [в этом месте] ты видишь каждую вещь и [ты не видишь] себя одного. Видишь же ты себя в том [месте]. Ибо [ты станешь] тем, что ты видишь” (Евангелие от Филиппа, 44).


Лежу в траве и наслаждаюсь
Копьём травинки предо мной.

Уитмен

 

“-Твоё просветление, когда ты ещё не начал учить, было ли оно как яркое пламя, как грохочущий водопад - и ты всюду, и ты часть всего - облаков и деревьев, зверей в лесу и всех людей, снегов на горных вершинах ? - Да, - сказал Татхагата.
- Я тоже знаю радость всего, - сказал Сугата”.



Hosted by uCoz