Сострадание, милосердие, присутствие сердцем… (стихотворение)

 

 

Из одного письма:

 

Нет жалости…

К несчастности, страданиям…

К слезам и жалобам.

Всё это оправдания…

Попытка скрыть от самого себя…

И сколько не старайся – зря…

И в результате лишь мучения,

Что разрывают, рвут на части

И повергают нас в несчастье…

 

Нет жалости…

Когда навзрыд…

Тогда слезами сердце открывается…

Пред жизнью, как пред алтарём

Душа мольбами причащается…

 

Нет жалости…

Есть понимание…

Что это труд… души старания…

 

 

- Машунь, привет! А что послужило причиной к тому, что ты это написала?

 

- Не знаю, просто порыв...   А причина - ответ себе на вопрос, что есть страдание, мучение и как к этому относиться ...в себе и в других....

 

- Много лет назад я сам задавал себе этот вопрос. Тогда я ответил, что это можно обойти. Обойти в том смысле, что не стоит страдать вместе с человеком, страдание которого часто пустое и вызвано отсутствием у него знания о чём-либо. Отсутствием знания об устройстве мира, о природе вещей, смерти, о том, что после неё. Незнание пугает человека и заставляет страдать. Но это страдание в силу отсутствия ведения о чём-либо и значит, рассуждал я дальше, переживая с ним такое же страдание, я разделяю с ним его неведение. Но если я ведаю о том, о чём не ведает он, то такое сострадание будет просто лицемерием по отношению к нему, притворством в том, что я тоже обладаю неведением. Было бы это честно?

И, поэтому я тогда ответил на это по-своему. Что вместо сострадания, то есть совместного страдания, мне легче испытать чувство милосердия по отношению к кому-либо. Нечто возникающее как стремление одарить чем-то кого-либо, просто чтобы успокоить, чтобы облегчить боль. Чтобы что-то понять вместе.

А жалость? Не знаю… Не знаю потому, что это слово связано по смыслу с двумя другими словами: жалеть, сожаление. Глядя на свою жизнь, я знаю, что очень о многом сожалел в ней. Пока не проходило время.  И потом я убеждался в том, что в результате моё отношение к произошедшему изменялось настолько, что для сожаления уже не оставалось причины. И сожаление опять оказывалось порождено отсутствием полноты знания о чём-либо. Отсутствием полноты опыта в чём-либо, позволяющего на многое посмотреть по-другому.

Сейчас, когда что-либо происходит на моих глазах, я уже не думаю как мне отнестись к этому, сердце само решает участвую ли я в этом и тогда реагирует заботой или молчит. Потому что порой молчание ничуть не хуже лекарства для кого-либо. Иногда это нужный человеку урок и жалость или сострадание к его мучениям могут только лишить его возможности сделать какие-то выводы. Вот тебе простой известный пример с певцом. Он ведь тоже страдает. Страдает в силу своих собственных свойственных его душе амбиций. Но это не то страдание, которое просветляет, это страдание полное надменности, высокомерия и злости, должен ли я ему сострадать и испытывать жалость по отношению к нему? И показать что я это по отношению к нему чувствую? Но разве это не распустит его душу ещё больше?

Поэтому сейчас, отвечая сам себе на твой вопрос, я знаю одно, что и дальше я просто буду слушать своё сердце…

Оно подскажет что будет верным в той или иной ситуации. Знаешь почему? Потому что в сердце живёт Великий Романист, которому уже заранее известны начало, развитие и исход того или иного романа, того или иного события. Как и сама необходимость нашего соучастия в нём.

Кстати вот это слово – соучастие. Совместное участие с кем-то в том, что происходит. В том или ином событии, в чьей-то участи или абсолютное неучастие в нём. А вот быть в этом или не быть, зависит от импульса в сердце. Потому что быть – может означать и то, что мы готовы отождествиться с тем, что не является нашим собственным взглядом. И не будет ли поддакивание в тон кому-то самым обыкновенным лицемерием?

Может именно поэтому мудрые люди умели выслушать. Выслушать молча. А потом сердце или говорило в ответ или оставалось молчаливо и лишь передавало другому состояние покоя. Состояние успокоенности. Ведь именно этого страдающий ищёт.

Ты знаешь, я сегодня вспомнил одну статью – «Когда рассудок молчит: душа разговаривает». Может эти мудрецы и умели своим молчанием пробудить, разговорить чью-то душу? Так что она вдруг что-то для себя понимала, слыша себя и говоря сама с собой? Может в этом и есть глубокий смысл, дать другому вслушаться в самого себя? И услышать себя. Услышать свою душу, когда она вдруг становится немного другой…



Hosted by uCoz