2001.08.30/20:14
АНДРЕЙ ЛУБЕНСКИЙ:
ОБЫКНОВЕННЫЙ
БУДДИЗМ,
ИЛИ
КАК БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ В ЭТОМ
МИРЕ
«Так живет он, созерцая
сознание в сознании внутри; или живет он, созерцая сознание в
сознании извне; или живет он, созерцая сознание в сознании
внутри и извне. Он живет, созерцая в сознании факторы
возникновения; или он живет, созерцая в сознании факторы
растворения; или живет он, созерцая в сознании факторы
возникновения и растворения. Или его внимательность
установлена на мысли: «Сознание существует!» — в той мере, в
какой это необходимо лишь для познания и внимательности;
независимым он живет в мире, и ни к чему в мире не привязан
он. Так, о монахи, живет монах, созерцая сознание в сознании».
(«Сатипаттахана — Сутта»)
Ум обычного человека, с
точки зрения буддизма — невротический ум, пребывающий в хаосе
неведения и заблуждений. Обладая таким умом, человек склонен
отождествлять себя с событиями и конфликтами внешнего мира и
стремиться к химерам, что приносит ему страдание. Но что есть
ум? «В буддизме ум является отличительным признаком живых
существ; именно в нем заключено различие между живыми
существами и камнями, деревьями и водными массами, — пишет
знаменитый буддистский учитель, последователь учения
тибетского ордена Кагью Чогьям Трунгпа в своей книге «Аспекты
практики». — То, что обладает различающим сознанием, то, что
обладает чувством двойственности, желает или отвергает нечто
внешнее, — это и есть ум. В своей глубокой основе это есть то,
что может связываться с «другим», с любым «чем-то»,
воспринимаемым как нечто отличное от воспринимающего. Таково
определение ума. Традиционная тибетская фраза, определяющая
ум, — йул ла семс пена семс — означает в точности: «то, что
может думать о другом, проекция, — есть ум».
Итак, для
буддиста ум — нечто весьма конкретное, это восприятие
внешнего. Ум пользуется внешним для утверждения собственного
существования, в чем уже содержится ошибка: «именно факт
сомнительности существования личности оказывается мотивом для
уловок двойственности». Являясь причиной заблуждений, ум
одновременно является рабочей основой для практики медитации и
развития сознания: «…выходя за пределы ума, мы достигаем
просветленного состояния; и оно может иметь место только
благодаря практике медитации», — отмечает Ч. Трунгпа.
Именно об этом говорит Будда в «Сатипаттхана-сутте»,
сохраняющей «аромат раннего буддизма». Это учение о
внимательности (шаматха), без чего, по выражению великого
учителя ХI века Атиши, можно безрезультатно медитировать хоть
тысячу лет. В соответствии со школой тибетского ордена Кагью,
есть четыре основания внимательности.
Первое:
внимательность к телу. «Практика внимательности к телу связана
с потребностью ощущения бытия, ощущения прочной основы». Наше
обычное тело (то, что мы считаем таковым) — психосоматическое
явление, это «ум-тело», основанное на наших представлениях.
Достигший просветления имеет дело с другим телом, которое
можно назвать «тело-тело». Это уже не фантазии, не эмоции, а
само тело. Для нас это кажется невероятным, что
взаимоотношения с собственным телом у нас запутаны и ошибочны.
Но что есть внимательность к телу? Если кратко: когда вы
сидите и медитируете — «вы просто сидите». Только не
подумайте, что «просто сидеть» — просто…
Второе:
внимательность к жизни. Эта техника основана на принципе
«прикоснись и иди». Не нужно привязываться даже к медитации,
необходима спонтанность и уверенность, что медитация — не
упражнение, а просто часть жизни, часть нашей жизненной
ситуации. «Вы здесь; вы живете: пусть так и будет — вот это и
есть внимательность». Но не стоит задерживаться на этом
переживании присутствия жизни — «только прикоснитесь к нему и
идите». Не думайте, что вы поняли!
Третье: внимательность
к усилию. «Традиционная буддийская аналогия правильного усилия
— это шагающий слон или черепаха». Это значит: уверенно,
безостановочно, с большим достоинством. Это усилие без
какой-либо словесной формулировки вроде: «Я должен это
сделать». Это усилие без наименования. Его нельзя вызвать
преднамеренно, но и нельзя просто надеяться, что оно придет
само — необходимо создать для этого «атмосферу», чему служит
медитация. Но к ней следует отнестись серьезно, исключив
возможность отвлечения. «Поскольку мы уже включили в свою
практику утомление и скуку, нам не приходится бежать от чего
бы то ни было, и мы чувствуем себя вполне устойчиво и прочно»,
— пишет Ч. Трунгпа.
Четвертое: внимательность к уму. Смысл
техники в том, чтобы… находиться со своим умом. «По существу,
весь процесс очень прост, — отмечает Ч. Трунгпа. — К
несчастью, для объяснения простых вещей требуется множество
слов (…). Однако само дело очень просто; и это касается вас и
вашего мира. Ничего более». Если очень кратко, то следует
понять, что мы находимся «здесь и сейчас» и оперируем этим
малым отрезком, даже — точкой времени и пространства.
«Легко вообразить, что две вещи происходят одновременно,
потому что наши переходы от одной к другой могут быть очень
быстрыми. Но даже тогда мы делаем только одну вещь за раз. Мы
прыгаем взад и вперед, а не находимся одновременно в двух
местах, что невозможно, — пишет Ч. Трунгпа. — Идея
внимательности к уму состоит в том, чтобы замедлить это
пульсирование, эти прыжки вперед и назад».
В мире сансары
— то есть в нашем «невротическом» мире — «дела совершаются без
внимательности». И все сделанное «оказывается разъединенным».
Даже в счастливые времена «в действительности никто не
чувствует себя хорошо». Внимательность к жизненному процессу
позволяет увидеть связь между вещами и начать расшифровку
«схемы мира». Зачем? Чтобы стать независимым от него и
порождаемого им страдания. «Рождение есть страдание, старость
есть страдание, смерть есть страдание, заботы, горести, боль,
печаль, отчаянье — все это страдание; соединение с нелюбимым
есть страдание; несоединение с любимым есть страдание;
недостижение желаемого есть страдание; короче говоря, пять
групп привязанностей суть страдание» — гласит
«Сатипаттхана-сутта». Будда учил пути преодоления страдания
(«восьмеричный путь») — это правильное познание, правильное
размышление, правильная речь, правильное действие, правильные
средства пропитания, правильное усилие, правильная
внимательность, правильная сосредоточенность. Здесь мы говорим
только о правильной внимательности (была ли при этом
правильной наша речь?). Закончить же хочется цитатой из
«Аспектов практики» Ч. Трунгпы, которая поможет нам быть
внимательными: «На самом деле мы действуем на очень малой
основе. Мы думаем, что мы велики, необычайно значительны, что
мы занимаем все обширное пространство. Мы видим себя, имеющими
прошлое и будущее. И мы присутствуем здесь своей «значительной
частью». Но если мы возьмем на себя труд ясно вглядеться в
себя в этот самый момент, мы увидим лишь песчинку, увидим
всего лишь маленьких людей, занятых только этой крошечной
точкой существования, которая называется «данным моментом».
Вот этот-то «данный момент» — все наше существование! — и
лишен почти всегда нашего внимания…
Андрей
Лубенский
ПРАВДА.Ру
Помещено с сайта http://www.pravda.ru
Библиотека "Тело Света"
http://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm