Анапанасати сутра
Наставление Полного Осознавания Дыхания
.
Так я слышал:
Однажды,
когда Будда останавливался в Саватхи в Восточном парке со многими хорошо
известными и продвинутыми учениками, включая Шарипутру,
Маха-Маудгальяну, Маха-Кашьяпу, Маха-Котхику, Маха-Каччаяну, Маха-Чунду,
Анируддху, Ревату и Ананду, старшие монахи в общине старательно обучали
монахов не знакомых с Практикой (бхаваной). И имели различное количество
учеников, кто - десять, кто - двадцать, а некоторые тридцать и сорок. И
таким образом монахи, ранее не знакомые с Практикой, постепенно достигли
большого успеха.
Той ночью в полную луну была
проведена Церемония Окончания Времени Уединения (паравана).
Просветлённый сидел на открытом воздухе, и его ученики-монахи собрались
вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить:
"Благословенные бхикшу, мне приятно видеть Плоды ваших усилий в Практике
и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то чего вы не
достигли - вы достигнете, и то, что вы не реализовали - вы реализуете
полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до
следующего полнолуния."
И когда они услышали, что
Владыка собирается остаться в Саватхи ещё один месяц, монахи со всей
страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более
продвинутые ученики, продолжали наставлять менее осведомлённых в
Практике ещё более старательно. Некоторые наставляли десять учеников,
некоторые - двадцать, некоторые - тридцать и сорок учеников. С их
помощью новые монахи смогли постепенно продолжить своё совершенствование
и увеличить понимание. И когда настало следующее полнолуние,
Просветлённый стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал
говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своём
сердце она без болезней и хвастливой болтовни и потому она заслуживает
принятия подношений и увеличения своих заслуг. Такая община редка, и
любой странствующий, ищущий её, не важно, каким образам, найдёт её
ценной.
О, бхикшу, есть те среди вас на этом
собрании, которые уже обрели Плод Святости, разрушив все корни
несчастий, отложив в сторону все ноши и достигнув Совершенной Мудрости и
духовного Освобождения. Есть такие бхикшу, которые уже обрезали первые
пять пут и обрели Плод Невозвращения в круг рождения и смерти. Есть
также и те, кто отбросил первые три путы и обрёл Плод
Единожды-возврашения. Они обрезали корни жадности, ненависти и
невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти ещё лишь
один раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг Плода
Вступления-в-поток, направляясь постепенно к просветлённому состоянию.
Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия, и те кто
практикует Четыре Основы Сверхсил. Есть также и те, кто практикует Пять
Способностей, те, кто практикует Пять Сил, кто практикует Семь Аспектов
Просветления и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь. Есть
также и те, кто практикует Четыре Безмерных Состояния, и те , кто
практикует Десять Созерцаний Бренности. Есть также бхикшу, уже
практикующие Полное Осознавание Дыхания".
II
"О бхикшу, метод Полного Осознавания
Дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и
принесёт большую пользу. Это приведёт к успеху в практике Четырёх Основ
Осознавания. Если метод Четырёх Основ Осознавания практикуется
постоянно, это приведёт к успеху в практике Семи Аспектов Просветления.
Если развиты Семь Аспектов Просветления и практикуются постоянно, то это
приведёт к Совершенной Мудрости и духовному Освобождению.
Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного
Осознавания Дыхания, который ведёт к награде и даёт большую пользу? Это,
бхикшу, как если бы практикующий шёл через лес и, если под деревом или в
другом пустынном месте, сел бы неподвижно, скрестив ноги, держа тело
совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая он знает,
что выдыхает".
1. Вдыхая длинным вдохом, он знает:
"Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю
длинным выдохом". Так он практикует.
2. Вдыхая
коротким вдохом, он знает: " Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким
выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует.
3. "Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и
осознаю всё моё тело". Так практикует он.
4. "Я
вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё
тело становится тихим и мирным." Так практикует он.
5. "Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую
радость". Так практикует он.
6. "Я вдыхаю и
чувствую счастье (сукха). Я выдыхаю и чувствую счастье." Так практикует
он.
7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне.
Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне." Так практикует он.
8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к
покою и к миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к
миру". Так практикует он.
9. "Я вдыхаю и осознаю
мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум".Так практикует он.
10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и
делаю мой ум счастливым и мирным". Так практикует он.
11. "Я вдыхаю и сосредотачиваю мой ум. Я выдыхаю и сосредотачиваю
мой ум". Так практикует он.
12. "Я вдыхаю и
освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так практикует он.
13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех
дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм". Так
практикует он.
14. "Я вдыхаю и наблюдаю
исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм".
Так практикует он.
15. "Я вдыхаю и созерцаю
освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение". Так практикует он.
16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я
выдыхаю и созерцаю оставление всего". Так практикует он.
Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если оно развивается и
практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет
вознаграждён сторицей и получит большую пользу.
III
"И каким же образом следует развивать и
постоянно практиковать Полное Осознавание Дыхания, дабы была польза в
практике Четырёх Основ Осознавания?
Когда
практикующий вдыхает или выдыхает длинным или короткм дыханием,
осознавая своё дыхание или всё своё тело, или осознавая, что он приводит
всё своё тело к покою и миру, ясно осознавая своё состояние, которое
выше привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с
полным осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно
- к телу.
Когда практикующий вдыхает и выдыхает с
осознаванием ума или, приводя ум к спокойствию и миру, для того, чтобы
собрать ум в сосредоточении и освободить его, в этот момент он мирно
прибывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно
понимает своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и
отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть
развития Ясности и Прозрения (шаматхи и випашьяны).
Когда практикующий вдыхает или выдыхает и созерцает непостоянство
или исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в
этот момент он мирно пребывает в осознавании объектов ума, настойчиво
полностью осознавая, ясно понимая своё состояние, выйдя за пределы всех
привязанностей и отвращений в этой жизни.
Так
практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и
практикуется постоянно, приведёт к совершенству Четырёх Основ
Осознаности."
IV
"Однако, если они развиты и практикуются,
Четыре Основы Осознанности приведут к свершенству пребывания в Семи
Аспектах Просветления (сапта-самбодхьянгани). Каким же это образом?
Если практикующий может непрырывно поддерживать
практику наблюдения за телом в теле, за чувствами в чувствах, за умом в
уме и объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая
своё состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой
жизни с равной, прочной и невозмутимой сосредоточенностью, он достигнет
первого аспекта Просветления, а именно - Полного Внимания (смрити).
Когда же этот аспект развит,это приведёт к совершенству.
Когда практикующий может прибывать в сосредоточении без перерыва
и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который
поднимается, тогда второй аспект Просветления будет зарождён и развит в
нём - аспект Исследования Дхарм (дхарма-вичарья). Когда же этот аспект
развит, это приведёт к совершенству.
Когда
практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно,
упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий аспект Просветления будет
зарождён в нём - аспект Энергичности (вирья). Когда же этот аспект
развит, это приведёт к совершенству.
Когда
практикующий достиг устойчивого, нерушимого пребывания в практике,
четвёртый аспект Просветления будет зарождён и развит в нём - аспект
Восторга (пити), который за пределами этого мира. Когда же этот аспект
развит, это приведёт к совершенству.
Когда
практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга,
он наполнит свой ум безмятежностью и миром. С этого момента пятый аспект
Просветления будет зарождён в нём - аспект Безмятежности (прашрабдхи).
Когда же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.
Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может
легко войти в сосредоточение. С этого момента шестой аспект Просветления
будет зарождён и развит в нём - аспект Сосредоточения (самадхи). Когда
же этот аспект развит, это приведёт к совершенству.
Когда практикующий пркбывает в глубоком покое, он отсекает
различение и сравнение. С этого момента будет зарождён и развит в нём
седьмой аспект Просветления - аспект Равностности (упекша). Когда же
этот аспект развит, это приведёт к совершенству.
Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются
постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Аспектах
Просветления".
V
"И как же Семь Аспектов Просветления, если
они развиваются и практикуются постоянно, будут вести к великому
достижению Совершенной Мудрости и духовного Освобождения?
Если практикующий следует пути Семи Аспектов Просветления, живя в
тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьёт
способность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи
Аспектов Просветления и приведёт к великому достижению Совершенной
Мудрости и духовного Освобождения".
VI
Так говорил Просветлённый, и в восхищении сердца слушали собравшиеся слова Его.
Помещено с сайта http://natas.h11.ru
Библиотека "Тело Света"
http://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm