Кто ты? Где ты? В поисках "я есмь"…
Это было письмо, написанное в день Рождества Христова
и имеющее своё продолжение, которое дописывается. Но поскольку письмо хоть и
носило характер письма, писалось как ещё одна глава к новой книге имя адресата
изменено, оно может быть абсолютно любым… (продолжение следует)…
"Из людей, которые жили
сто лет назад, ни один не избежал смерти. Через сто лет все живущие ныне
существа тоже умрут, ни одного из них не останется. Поэтому очевидно, что ни
вместилище, ни его содержимое не обладают постоянством или каким-либо
устойчивым качеством.
Всё, что родилось,
непостоянно и должно умереть.
Всё, что накоплено,
непостоянно и будет исчерпано.
Всё, что собрано, непостоянно
и будет рассеяно.
Всё, что построено,
непостоянно и будет разрушено.
Всё, что возвысилось,
непостоянно и упадёт.
Точно также непостоянно всё
остальное: дружба и вражда, счастье и несчастье, добро и зло".
(Патрул Ринпоче "Слова
моего всеблагого учителя")
Я тебе говорил, что логически
смогу объяснить, что если мы начнём искать в тебе тебя, то нигде не найдём Марии.
Если мы станем искать, то так и не найдём то, что ты называешь собой. Здесь это
определено понятием "я есмь". "Я есть" - что это такое? Вот
поэтому это письмо и названо - в поисках "я есмь". Кто это говорит
"я есмь"? Имеет ли это "я есмь" какое-либо положение в
пространстве и во времени? Вопросы, кажущиеся на первый взгляд интересными, но
странными. Но давай начнём наше исследование, давай пойдём в этом несколько
дальше и, возможно, ты увидишь, что ответы на эти интересные вопросы могут быть такими же не менее интересными.
Итак, попробуем найти тебя.
:)
Ты откликаешься на имя Мария
и кого-то это имя трогает, кто-то его боготворит. Но являешься ли в
действительности ты этим именем? Разве до рождения, когда тебя ещё вынашивали,
ты обладала им? Разве ты не существовала до появления имени, разве это имя
явило на свет существование тебя? Разве имя не просто звук, с которым ты
отождествила то, чем ты в действительности являешься? А, отождествив, стала
откликаться на это сочетание горловых звуков или на сочетание напечатанных
букв. Но звуки твоего имени, когда они произносятся, как и само имя, это не ты,
ведь ты существовала и до появления звуков и до написания этого имени. Так или
нет? Можешь ли ты теперь сказать, что то, что ты воспринимаешь как "я
есмь" это твоё имя?
Стекает ли капля дождя по
твоей ладони или в твоей руке тает хрупкая снежинка, являешься ли ты рукой,
которая всё это чувствует и ощущает? Ты говоришь: моя рука. Есть ли это то, что
ты называешь собой? Является ли эта рука тобой? Является ли она самой Марией?
Имеет ли она не индивидуальные свойства себя, как руки, а непосредственные
личностные качества и свойства Марии?
Является ли эта рука Марией по самой своей сути? Если да, то тогда к руке можно было бы обращаться как к
личности, на манер обращения к гоголевскому "Носу". Но поступаем ли
мы так в жизни? Рука, в которой тает снежинка, рука, зачерпывающая воду из
родника, рука, нежно притрагивающаяся к
цветку, разве она является тобой, разве она является твоей личностью?
Является ли эта рука непосредственно самой Марией? Твоим "я есмь".
Что ты скажешь об этом?
Прогуливаясь утром по
прохладной росе, ты кожей ног чувствуешь прохладную влагу и свежесть. Является
ли самой Марией чувствующая и ощущающая это кожа? Слова "самой Марией"
означают вопрос, обладает ли кожа своей собственной самосуществующей личностью,
которую мы могли бы назвать Марией?
В то время как тягуче-томный
аромат лилий наполняет пазухи твоего носа, можешь ли ты сказать, что нос это и
есть та самая искомая нами Мария? А когда в рот падает сочная, спелая клубника
и рот наполняется её сладким и сочным вкусом, можешь ли ты сказать, что это
ощущение вкуса или ощущающий этот вкус язык и его рецепторы это и есть место
обитания личности по имени Мария? Является ли твоей личностью вкус или язык,
этот вкус ощущающий? Являются ли они в действительности по отдельности и в
совокупности твоим "я есмь"?
Вечером, ты слушаешь
очаровательные и нежные мелодии флейты или другие звуки, можешь ли ты сказать,
что именно твои, воспринимающие эти звуки уши и являются Марией? Но у тебя их
два, какое же из них в большей степени тогда способно выразить тебя и является
тобой? :) Каким из них ты больше представлена как личность, то есть тем, что ты
определила бы как "я есмь"? Каким ухом это "я есмь"
выражено больше, правым или левым? :)
Какое из них по-настоящему
является личностью, то есть "я есмь", иначе говоря, тобой?
Ты подставляешь тело под
струи душа и вода стремительно охватывает тело, скользя по нему. Можешь ли ты
сказать при этом, что это мокрое тело действительно является тобой, твоим
"я есмь"? Что непосредственно тело и является личностью. Обладает ли
само тело не индивидуальной формой и другими внешними и внутренними
индивидуальными проявлениями, а самосуществующим проявлением себя как личности,
как "я есмь"? Если да, то в какой же части тела это "я
есмь" находится? К какой его части можно было прикоснуться и точно
указать, что именно это место и является твоей личностью, тем, что ты смело
могла бы определить как своё "я есмь"? Рука, нога, нос, губы или
что-либо иное, что именно из перечисленного обладает личностью и личностным
восприятием себя, как "я есмь"? Воспринимает ли себя, к примеру,
личностью то, что ты называешь собственной рукой? Но лучшим, очевидно, был бы
вопрос в отношении пупка. Воспринимает себя пупок личностью? Является ли этот
пупок твоим "я есмь"? Смешной вопрос? И всё же, как бы ты на него
ответила? Ведь то же самое может быть перенесено и на всё тело.
Мы принимаем пищу, из её
элементов строится всё наше тело, каким образом эти материалы, элементы, из
которых постепенно создаётся тело, являются Марией? Могут ли они в
действительности являться тобой, если они изначально по своей природе не
являются "я есмь"?
Заканчивая поиск в теле того
сознания, которое называет себя Марией , мы можем вспомнить о том, что если бы
то, что ты называешь своим "я есмь", было бы телом, то не следует
упускать из виду то обстоятельство, что через каждые семь лет в теле не
остаётся ни одной прежней клетки из тех, что существовали семь лет назад,
поскольку все клетки, все без
исключения, за это время обновляются. Тогда какая же клетка должна была
бы продолжать хранить и передавать информацию о том, что это тело является телом
Марии? Какая клетка должна была бы сохранять в себе и передавать идею о
собственном "я есмь"? Если, как было рассмотрено, ни одна клетка тела
не обладает восприятием себя как личности, ни одна клетка тела не воспринимает
себя, как "я". Ни одна клетка тела никогда не будет способна заявить
о себе - "я есмь". Ни одна клетка тела не проявляет себя как некая
самосуществующая личность. И, однако, при всём при этом в нас постоянно
присутствует это вечное понятие - " я есмь". Но где оно находится и
откуда же оно возникает, если оно не содержится в клетках организма? Что же в
таком случае в действительности является тем, что мы воспринимаем как "я
есмь"?
Отождествляя это "я
есмь" с воспринимаемым тобой телом, ты называешь его Марией. Но мы только
что пытались найти тебя в нём :) и не смогли, оказалось, что ни одна часть
тела, ни всё тело целиком, не обладало признаками личности, ничто из
перечисленного не заявляло о себе - "я есмь". Ни ухо, ни пупок, ни
язык, ни что-либо другое. Вообще-то мы легко можем придти к выводу, что тело не
является личностью, идя путём простой логики. Может ли повозка управлять
возницей или возница управляет повозкой? Может ли тело управлять личностью? Или
же только сама личность может управлять телом? Следовательно, тело есть нечто
отличное от личности. Итак, сам собой напрашивается однозначный вывод,
поскольку тело не является твоим "я есмь", то, следовательно, ты, то
есть то, что ты называешь своим "я есмь" это, однозначно, не тело.
Ты, как "я есмь",
способна распознать любую часть тела, но какая часть тела способна распознать
тебя, как "я есмь"? Попробуй это, как упражнение, поработай с телом и
посмотри, что ты при этом найдёшь? Прямо сейчас попробуй это. Ответ будет
внезапным и интересным.
Вот так вот. Мы не смогли
отождествить твоё "я есмь" с телом, как не нашли мы тебя до этого и в
твоём имени. Ни первое, ни второе проявление не оказалось непосредственно твоим
"я есмь".
Но ведь мы совершенно чётко
знаем, что ты существуешь, что ты есть. Но при этом также знаем, что ты, как
понятие "я есмь" это не тело, не имя. Но кто же ты? И, главное, где?
Ты можешь возразить и сказать, что ты здесь. Ты отчасти права, но здесь только
твоё тело и твоё имя, а где ты сама, как
" я есмь"?
Здесь есть очень интересный
момент касающийся разговоров о первичности материи и сознания. Отвечая на вопрос,
что первично материя или сознание, мы могли бы поставить простой эксперимент.
Может ли какая-то часть тела, с которым ты, возможно, отождествляешь своё
"я есмь", проявить своё собственное сознание и начать диктовать тебе
свою собственную волю? В конце концов, тот же достославный пупок? Может ли
тело, как мы уже говорили, почувствовать
тебя как "я есмь"? Именно потому что тело по отношению к сознанию
является вторичным, оно и не способно диктовать свою волю твоему "я
есмь", хотя бы просто потому что оно такой волей не обладает. Такой волей
обладает твоё осознание своего "я есмь", которое и диктует свою волю
телу, управляя материей. Но что же такое это твоё "я есмь"? Что же во
всём этом играет роль свидетеля, не устающего заявлять о себе "я
есмь"?
Что интересно, что в
соответствии с экспериментами проведёнными в Трансперсональном институте
Станислава Грофа, как и в ряде других институтов, проводящих подобные
исследования, человеческое сознание вполне успешно сохраняет воспоминания о
моменте зачатия и эти воспоминания могут быть подняты в памяти и достаточно
чётко пережиты заново, даже с воспоминанием слов сопровождавших этот момент. И
вот что интересно, что в момент зачатия никакого тела ведь ещё нет, есть только
сливающиеся вместе мужская и женская энергии, которые и дают затем начало жизни
ещё не существующему организму. Тогда возникает вопрос, является ли тот, кого
зачинают, этими двумя энергиями или тем исходным материалом, который эти две
энергии затем собой наполняют? Очевидно, что нет, очевидно, что "я
есмь" является чем-то другим, поскольку этому "я есмь"
свойственно в этот момент воспринимать себя не чем-то раздельным, в том числе
этими двумя энергиями, а чем-то целым, одним. Целым, переживающим впечатления
от происходящего, участником и свидетелем чего оно является, всё это запоминая.
То есть можно придти к
выводу, что всегда, во всём, в каждый момент времени, присутствует состояние
свидетеля. Состояние "я есмь". В момент, когда этот свидетель
отождествляется с какими-либо чувствами, с какими-либо эмоциями, движениями,
мыслями, телом, он связывает с этими внутренними и внешними проявлениями
понятие проявления себя. В действительности же, как видим, существуя и
присутствуя задолго, задолго до них. Хотя бы просто потому, что они временны. А
ощущение присутствия этого "я есмь" обладает неизменным постоянством
при всём при этом.
Это как с ощущением своей
половой принадлежности, отнесения себя по так называемым половым признакам к
тому или иному полу.
Но ведь что по-своему
интересно, что в момент самого зачатия мы ещё никакого определённого пола вовсе
не имеем, мы в этот момент ещё и ни мальчик, и ни девочка. Мы просто "я
есмь", в этот момент мы просто сознание, мы просто - свидетель. В момент
зачатия физически мы совершенно бесполы и только спустя некоторое время,
сформировавшиеся к этому времени надпочечники, начав выделять чётко
определённые гормоны, формируют и те телесные признаки, по которым
присутствующий в нас свидетель происходящего в дальнейшем, посредством уже
познавших это, определит к какому полу ему теперь предстоит себя отнести и
какие теперь это повлечёт для него
дальнейшие последствия. :) Но в момент зачатия наши половые признаки ещё никак
не определены. Разве не интересно, что какое-либо понятие пола отсутствует и
всё же это бесполое сознание или "я есмь" уже есть?
Можно сказать, что идею
"я", идею свидетеля / воспринимающего рождает мозг. Но, во-первых,
мозг формируется значительно позже, чем происходит зачатие, а исследования
Трансперсонального института Станислава Грофа показывают, что осознание "я
есмь" в момент зачатия уже существует, а, во-вторых, никто из учёных во
всём мире, что открыто признаётся ими самими, до сих пор так и не смог
определить, где же именно в мозгу могло бы располагаться это самое "я
есмь". Уже успешно определены отделы мозга, отвечающие за отождествление
"я есмь" с чем-либо, но само это неуловимое, как ветер, "я
есмь" так нигде до сих пор и не обнаружено.
Мы, как тело, как мозг не
можем создать ни одну мысль. Тело и мозг могут только принимать мысленные
сигналы, но сами не способны хоть сколько-нибудь породить их, просто играя роль
ретрансляторов. Попробуй создать хоть одну изначальную мысль. Ей всегда будет
предшествовать другая, точно также тобой не созданная. Так или нет? Может ли
это оказаться не так? Вот почему говорится, что если ты окажешься способна
самостоятельно создать хоть одну мысль, то станешь Богом :) Почему? Потому что
всё возникает из Пустоты. Отследи откуда появляется и куда исчезает мысль?
Попробуй отыскать её источник.
Вот почему сам собой
напрашивается вывод о том, что, очевидно, это "я есмь" есть нечто
превосходящее так называемую тварную природу и существующее задолго до
появления тела и слов.
Чем же оно является? "Я
есмь" - что же оно такое?
Помнится было сказано:
"Я мыслю, следовательно, я существую". Но не поторопился ли автор
этих слов с этим выводом, тесно связав своё существование с наличием мысли?
Ведь, если исходить из содержания слов автора этого высказывания, что именно
наличие мысли определяет факт его существования, то одновременно с
исчезновением этой мысли, закончив её, автор должен был бы закончить своё
существование. :) Так или нет? :)
Если "я есмь" есть
мысль, то или этих "я есмь", как меня, в силу множественности и
многообразия мыслей, должна быть неисчислимая множественность, либо это "я
есмь", как воспринимающий вовсе не есть мыслительный процесс. Может ли
мысль распознать, воспринять мысль? Может ли мысль распознать сама себя? То
есть обладает ли мысль способностью к распознаванию самой себя или для этого
должна обязательно появиться другая мысль, чтобы внимательно рассмотреть
первую? Так или нет? Но тогда простой вопрос: разве в сознании одномоментно
может возникнуть и находиться больше чем одна мысль? Разве в сознании одна
мысль не стремится всегда заменить собой другую? Но раз это так, то, как же
тогда одна мысль может распознать другую мысль, если при появлении последующей,
предыдущая стремится от неё моментально улизнуть? Обладает ли вообще мысль
способностью к распознаванию самой себя? Очевидно настолько же, насколько
обладает такой способностью строка, выведенная в любой книге. Какое основное
качество мысли? Быть информацией. Но, как и у любой информации, у этой
информации должен быть получатель, способный эту информацию распознать. Может
ли информация или её носитель распознать сама себя? То есть, может ли играть
роль такого получателя информации сама мысль? Это достаточно интересно - мысль,
возникающая из ниоткуда, получающая сама себя и снова в никуда уходящая. Но как
она могла бы сама себя получить, если её, как получателя, физически не могло бы
быть до непосредственно самого её появления? Следовательно, делаем простой
вывод - мысль не может выступать
получателем в отношении самой себя. И, следовательно, в качестве получателя
должно выступать ещё нечто. Но что? Конечно, этим нечто будет давно и хорошо
знакомое наше "я есмь". :) Существующее задолго до появления мысли,
воспринимающее её и также остающееся после её ухода. Ведь именно "я
есмь" готово встретить идущую вслед за первой следующую мысль-информацию и
также распознать её. Но это значит, что "я есмь" способно
распознавать и всё остальное и что-то намного более тонкое, по своей энергии,
чем мысль. Именно с этим мы часто связываем понятие интуиции, что с одной
стороны можно было бы назвать безинформационным знанием и всё же это знание
обладает информацией, но оно никак не связано с мыслью, это знание просто есть,
оно просто существует. Подобно тому, как есть непосредственное знание о
воспринимающем всё это "я есмь".
Итак, приходящая и уходящая
мысль не является, как видим воспринимающим наблюдателем, поскольку не может
находиться одновременно в непроявленном и проявленном (для принятия себя, как
информации) состоянии из чего мы и сделали достаточно простой вывод о том, что
"я есмь" - не есть мысль. Как не есть оно соответственно по тому же
примеру и возникающие и исчезающие чувства, ощущения, эмоции и иные им подобные
вещи, поскольку они все возникают и исчезают, подобно водяным пузырям
поверхности лужи, вспенивающим лужу в дождливый день. Но дождь прекратится и
поверхность лужи снов станет гладкой и чистой. Всё появляется и исчезает, и
только это понятие "я есмь", несмотря на временность и преходящесть
всего, неизменно во всём этом присутствует, находясь посреди этого всего.
Всё проходит, но неизменно
остаётся то, что всё это воспринимает. То, что посреди всего этого не думает о
себе, а постоянно непосредственно воспринимает себя как постоянное "я
есмь".
Теперь мы пришли к тому,
чтобы достаточно точно суметь определить в отношении этого неуловимого и
неопределимого "я есмь" его совершенно конкретные свойства,
посредством которых оно и проявляет себя, оставаясь при этом всё также
неуловимым и неопределимым. :)
Первое и основное свойство "я есмь"
то, что оно обладает способностью непрерывности восприятия. Второе свойство -
способность отражать воспринятое. И третье - способность познавать воспринятое,
способность распознавать.
Три свойства " я
есмь": постоянная способность воспринимать, отражать воспринятое и его
распознавать.
Правда, когда это "я
есмь" оказывается проявленным в теле, где каналами связи с окружающим
миром являются зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и тактильный
каналы, эти три свойства присущие "я есмь", будучи отождествлены с
пятью каналами восприятия, могут оказаться несколько ограниченными на некоторое
время.
Например, при временной
потере слуха, из-за залившейся в ухо воды, или из-за заложенности шмыгающего
носа, что мешает попытке уловить запахи идущие с кухни или в момент, когда мы
пытаемся уловить аромат, когда подносим нос к цветам или духам, если мы
женщина.
Но ведь перекрывание этих
возможностей (перекрытие каналов восприятия) не может привести и никогда не
приводило к полному или частичному исчезновению нас, как воспринимающего это
"я есмь". При полностью перекрытом слухе, потере тактильных ощущений,
вкуса, обоняния, зрения тот, кто будет воспринимать эту ограниченность никуда
не исчезает. Ведь это так? Достаточно начать это просто внимательно
исследовать. Исчезнет ли при полном или частичном перекрытии каналов восприятия
тот, кто называл себя Вася, Петя, Света, Тамара? А, если при всём при этом, он
/ она, вследствие отсутствия слуха, никогда не слышал / слышала своего имени,
то при перекрытии всех прочих возможностей восприятия, как он / она смогут
называть себя? Ведь то, что воспринимает (а не то, посредством чего в данном
случае производится восприятие) никуда, никогда не исчезнет и не улизнёт.
Качества восприятия могут меняться, но само присутствующее, обладающее
способностью к восприятию начало - "я есмь", существовало и даже при
этих обстоятельствах по-прежнему продолжит существовать. Что можно сказать на
это - да или нет? При полном или частичном перекрытии физических каналов
восприятия сохранится или перекроется возможность восприятия и существования
"я есмь"?
Вот мы и подошли к сущности
всех религий. До появления и исчезновения всех этих проявлений, всевозможных
мыслей, эмоций, действий, чувств, существует то, что мы называли состояние
"я есмь", то, что позволяет всему этому проявиться на свет, а, дав
всему этому возможность осуществить своё проявление, отождествить "я
есмь" со всем этим и назвать это своей собственной жизнью :) Жизнью
индивидуального "я", ибо с момента отождествления это проявление
"я" становится действительно ярким индивидуальным проявлением. И
всё-таки вопрос: индивидуальным проявлением чего? Индивидуальным проявлением
"я есмь". "Я есмь", которое в исходном своём состоянии не
ограничено абсолютно ничем.
Но индивидуальное проявление
"я есмь" также существует и по большей части при отождествлении и
мозг обладает способностью сделать это отождествление намного более зримым и
живым. А что же всё-таки существует до того, как это отождествление произошло?
Что же всё-таки такое это самое "я есмь"? Мы уже пришли к выводу, что
оно не является ни телом, ни именем, существуя и проявляя все три свои свойства
задолго до появления их. Что же это то, что обладает способностью к восприятию?
Как понятие это "я есмь" существует, но где и как его найти? Как
определить реальное местоположение этого "я есмь", чтобы на него,
непосредственно на него само можно было бы указать пальцем? Где оно это "я
есмь", на которое могло бы быть указано? Ты можешь его найти так, чтобы
это перестало быть просто понятием?
Различные духовные традиции
называют это по-разному.
Но, сегодня канун Рождества
Христова и тогда почему бы нам не взглянуть на это с позиций христианства, где
эта природа всего называется ничем иным как Духом. Согласно христианской
традиции, Дух является основой всего и всё, что имеет в мире какое-либо
проявление проявляется непосредственно благодаря ему и непосредственно им.
Но чтобы сделать это
объяснение того, что такое Дух, более понятным можно обратиться также и к такой
традиции как буддизм. В буддизме в отношении того же самого явления, которое в
христианстве называется Духом, употребляется такое понятие как - природа ума.
Именно она обладает тремя вышеперечисленными свойствами "я есмь". Но
с этого момента, поскольку о природе ума, в отличие от её проявлений, нельзя
ничего сказать в привычных нам терминах наличия или отсутствия, следует
сказать, что с этого момента само слово "я есмь" в отношении природы
ума уже не употребимо, именно в силу её невыразимости в каких-либо словах и
выражениях или символах. Всё это оказывается бессмысленно без соответствующего
наполнения. В качестве такого наполнения может быть только ощущение этой
природы в её чистом виде. Поэтому и говорится, что природа ума может быть
непосредственно пережита, но при этом она остаётся не выразима. Как сказал об
этом маленький мальчик, это как с мягким знаком, мы знаем, что он есть, но мы
никогда не сможем произнести его в чистом виде. Но это вовсе не будет означать,
что его нет. :)
Сравним слова этого мальчика
с текстом из Нового Завета.
“Дух дышит, где хочет, и голос его
слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким,
рожденным от Духа” (Ин 3:8).
Природу ума в буддизме
называют также Основой. Кроме того, в отношении этой Основы употребляются также
слова: Самосияющая Пустота, Самовозникающая Мудрость.
Теперь самое время
рассмотреть как те же самые понятия относительно Духа раскрываются в
христианстве.
Начнём с первого, с того, что
именно Дух и только единственно он является основой всего и, что именно Дух
проживает все состояния отождествления, проявляемые через желание обладать,
равно как и разтождествления, когда желание какого-либо обладания полностью
исчезает и происходит отпускание всего, а также то, что именно Дух и является
тем, что переживается внутренне как присутствие "Я есмь".
http://www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm