Айкидо Боевое искусство будо развивается с 1931 г., когда Уэсиба Морихэй (1881 1969) создал свой первый додзё Кобукай -и начал преподавать в нем свои техники и философию. Ассоциацияайкидо (Айкикай) была основана 9 февраля 1948 г. То есть , этаформа будо приспособлена для нашей эпохи. Помимо приемов самообо-роны, Уэсиба выработал особый "способ жизни", основанный на идееайки. С ранней юности основатель айкидо прилежно изучал техникидзю-дзюцу, кэн-дзюцу, боя с нагинатой и боя с палкой в стиле дай-то-рю. Обнаружив, что все эти техники чересчур воинственны , онзадумал уникальную, чисто "оборонительную" систему. Она сочеталав себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих. В отличие от дзю-дзюцу, в системе Уэсибы не при-няты методы "рукопашного боя" наоборот, целью является избежатьблизкого контакта с потенциальным нападающим. Из техник старыхдзюцу Уэсиба взял только быстроту и точность движений и решитель-ность ума (кимэ). По его мнению, только эти техники подходили дляэффективной самозащиты (нагэ) от вооруженного или невооруженногонападения. Данные техники позволяют свести к нулю силы нападающе-го, но не за счет приложения своей собственной силы, а за счетискусного применения ускользания, особых движений тела (таи-саба-ки) и контрприемов, обращающих силу противника (укэ) против негосамого. Уэсиба хотел создать искусство самозащиты, которое былобы не только эффективным и мирным, но и типично японским (в тевремена японский национализм был на подъеме и всем иностраннымвлияниям давался отпор), свободным от китайских техник (кэмпо).
Уэсиба был глубоко религиозным человеком ихотел, чтобы его техники вдохновлялись чувством
гармонии и любвико всем людям. Cам
он определял свое искусство как "путь любви кчеловечеству". Своей жизнью оcнователь айкидо воплотил идеалдревних японских мастеров меча:
"Куацу дзин кэн", то есть, "возв-ращение людей к жизни посредством меча", или способность "заста-вить человека понять сухость его истинной
природы, отрезав все,что в нем есть
плохого". Для Уэсибы плохим было все, что противо-речило понятию ай: ненависть, желание причинять боль, неумениеоценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды вмирное время, по
его мнению, следовало
заменить "мечом ума" -столь же эффективным, но не таким смертоносным. В айкидо он
под-черкивал важность достижения гармонии между дыханием (ки) и телом(таи) в
сочетании с природой, но в равной степени он делал упор ина гармонию между умом (син) и нравственностью
(ри). Всё это ибыло для него
сущностью До, то есть пути самосовершенствования,Согласно
Уэсибе, только тот, кто полностью
материализовал в себеэто интуитивное восприятие гармонии всего во вселенной
и отмеченчистой любовью ко всем
созданиям, может войти в высшее
состояние"за пределами страха,
лености и гордыни и стать поистине свобод-ным". Основатель мечтал о том, чтобы айкидо
стало школой самосо-вершенствования, новой религией, основанной на знании тела и
ума,в которой ритуалы были бы
заменены "смягчением" первого и очище-нием второго. Ведь только ум, свободный от
материальных желаний,находящийся
в совершенном покое, способен предвидеть движенияпротивника и
достигать непрерывного состояния интуиции и бдитель-ности (сэн-но сэн). Все упражнения айкидо должны давать
ученикамурок преодоления психологических и физических барьеров, помогатьим дышать согласованно с
движениями и давать им ощущение бодростии гармонии с окружающим миром. Если вы
дышите правильно, если ва-ша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше телолучше снабжается кровью и
достигается совершенный физический
баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего
существа, Хара (или Тандэн). Тогда вы можете предвидеть
атакующиедвижения противника,
блокировать или парировать их,
не применяясобственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью
покругу, центр которого в вашем Хара. Вот почему айкидо это, "всущности, подготовка состояния, в котором между вами и
космосомсуществуют особые отношения, позволяющие вам само выражаться
вдвижении. В этом движении нет
агрессии, но, прежде всего, союз игармония между двумя партнерами" (М. Рандом). Из этого следует,что движения, должны выполняться плавно, по перетекающим друг вдруга дугам, без разрывов. Когда противник толкает
вас, вы пари-руете поворотом (тай-сабаки),
а когда он тянет вас, вы контрата-куете путем "вхождения". Техники айкидо делятся на две
основныекатегории: приемы
"контроля" (катамэ-вадза) и броска
(нагэ-вад-за).
В
айкидо существует более семисот движений, относящихся кэтим двум вадза, причем все они в той или иной
степени являютсяпроизводными от основных ката (форм), состоящих из освобожденияот захвата
(тэ-ходоки), бросков противника на
землю путем давле-ния на его
конечности (рофусэ) и обездвиживания его воздействиемна суставы (кансэцугаэси).
В айкидо эти три движения являются ос-новой всех приемов самозащиты. В полный
тренировочный курс айкидоиногда входят также приемы работы с короткой, средней и длиннойпалкой (соответственно дзе, тамбо
и бо). К основным школам айкидоотносятся:
Айкикай Со Хомбу (техники Уэсибы и его учеников), Йо-синкай (техники
мастера Сиоды), Йосэйкан мастера
Мотидзуки, Ко-риндо, Дайто и Такэда-рю. В токийском Кодокане
также есть секцияайки-до.
Помещено с сайта http://shodokan.narod.ru
http://shodokan.narod.ru/
Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm