(Перевод с английского Дмитрия Ивахненко
по переводу с пали
Тханиссаро Бхикху)
Так я слышал.
Однажды Благословенный находился в Саваттхи в Восточном монастыре, дворце матери Мигары, со многими известными старшими учениками, - Сарипуттой, Маха-Моггаланой, Маха-Кассапой, Маха-Каччаяной, Маха-Котхитой, Маха-Каппиной, Маха-Чундой, Реватой, Анандой, и другими известными старшими учениками.
Некоторые из старших монахов обучали и тренировали десять
монахов,
некоторые обучали и тренировали двадцать монахов,
некоторые
обучали и тренировали сорок монахов.
Новые монахи, обучаясь и тренируясь у старших монахов, осознавали важные озарения, одно за другим.
"Монахи, я доволен вашей практикой. Я всем сердцем рад вашей практике. Так что пробудите в себе еще большую настойчивость к достижению еще не достигнутого, к осуществлению еще не осуществленного. Я останусь здесь в Саваттхи до полнолуния белого лотоса, на четвертый месяц уединения сезона дождей".
Монахи в округе услышали: "Говорят, что Благословенный останется здесь в Саваттхи до полнолуния белого лотоса, на четвертый месяца уединения сезона дождей". И они отправились в Саваттхи, чтобы увидеть Благословенного.
Тогда старшие монахи стали еще усиленнее обучать и тренировать.
Новые монахи, обучаясь и тренируясь у старших монахов, осознавали важные озарения, одно за другим.
Такое собрание заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает
пожертвований, заслуживает уважения, это несравненное поле заслуг для
мира:
таково это сообщество монахов, таково это собрание.
Когда такому собранию дается небольшой дар, он становится великим, а большой
дар еще больше:
таково это сообщество монахов, таково это собрание.
Такое собрание редко увидишь в мире:
таково это сообщество монахов, таково
это собрание -
чтобы увидеть такое собрание, стоит приехать издалека,
запасшись всем необходимым.
В этом сообществе монахов есть монахи-арахаты, устранившие пороки,
реализовавшие плод, выполнившие задачу, снявшие с себя груз, достигшие истинной
цели, полностью разрушившие оковы становления, освобожденные с помощью
правильного знания:
таковы монахи в этом сообществе монахов.
В этом сообществе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав первые
пять оков, реализовали плод невозвращения, и будут рождены снова (в чистых
странах), чтобы там полностью освободиться, и никогда больше не возвращаться в
этот мир:
таковы монахи в этом сообществе монахов.
В этом сообществе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав (первые)
трое оков, укротив пристрастие, отвращение и заблуждение, реализовали плод
одного возвращения, и вернувшись только еще один раз в этот мир, прекратят
страдания:
таковы монахи в этом сообществе монахов.
В этом сообществе монахов есть монахи, которые, полностью разорвав (первые)
трое оков, реализовали плод вхождения в поток, стойкие, им больше не предстоит
испытывать горестные состояния, они идут к само-пробуждению:
таковы монахи в
этом сообществе монахов.
В этом сообществе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию
четырех основ осознанности, ... четырех правильных усилий, ... четырех основ
могущества, ... пяти способностей, пяти сил, ... семи факторов пробуждения, ...
благородного восьмеричного пути:
таковы монахи в этом сообществе монахов.
В этом сообществе монахов есть монахи, которые посвящают себя развитию
дружелюбия, ... сострадания, ... сопереживающей радости, ... беспристрастия, ...
(восприятия) непривлекательности (тела), восприятия непостоянства:
таковы
монахи в этом сообществе монахов.
Осознанность дыхания, когда ее развивают и постоянно практикуют, приводит к совершенству все четыре основы осознанности.
Четыре основы осознанности, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству семь факторов пробуждения.
Семь факторов пробуждения, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение.
И каким образом осознанность вдыхания и выдыхания, когда ее развивают и постоянно практикуют, приводит к совершенству все четыре основы осознанности?
При этом, монахи, монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустынное место, садится, скрестив свои ноги, держит тело прямо и устанавливает перед собой осознанность.
Всегда осознанно он вдыхает, и осознанно он выдыхает.
I. Отслеживание тела
(I) Когда бы монах,
Я скажу вам, монахи, что это вдыхание и выдыхание относится к выдающимся телам среди всех тел, вот почему монах в этом случае
отслеживает тело в теле, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру;
Я скажу вам, монахи, что это пристальное внимание к вдыханию и выдыханию относится к выдающимся чувствам среди всех чувств, вот почему монах в этом случае
отслеживает чувства в чувствах, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру;
Без осознанности и бдительности нет осознанности вдыхания и выдыхания, вот почему монах в этом случае
отслеживает ум в уме, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру;
Тот, кто мудро видит, как покорить алчность и огорчение, наблюдает с беспристрастием, вот почему монах в этом случае
отслеживает умственные качества в умственных качествах, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру;
И каким образом четыре основы осознанности, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству семь факторов пробуждения?
(1) Когда бы монах ни отслеживал тело в теле, пылко, бдительно и осознанно, покорив алчность и огорчение по отношению к миру, то его осознанность устойчива и непрерывна.
Когда его осознанность устойчива и непрерывна,
то возникает "осознанность"
как фактор пробуждения.
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
(2) Сохраняя таким образом осознанность, он исследует, анализирует, и приходит к мудрому постижению этого качества.
Когда сохраняя таким образом осознанность, он исследует, анализирует, и
приходит к мудрому постижению этого качества,
то возникает "анализ умственных
качеств" как фактор пробуждения.
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
(3) У того, кто исследует, анализирует, и приходит к мудрому постижению этого качества, возникает неослабная настойчивость.
Когда у того, кто исследует, анализирует, и приходит к мудрому постижению
этого качества, возникает неослабная настойчивость,
то возникает
"настойчивость" как фактор пробуждения.
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
(4) В том, у кого проявилась настойчивость, возникает внетелесный восторг.
Когда в том, у кого проявилась настойчивость, возникает внетелесный
восторг,
то возникает "восторг" как фактор пробуждения.
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
(5) У того, кто наполнен восторгом, успокаивается тело и успокаивается ум.
И когда тело и ум того, кто наполнен восторгом, успокаиваются,
то
возникает "расслабление" как фактор пробуждения.
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
(6) У того, кто расслаблен, чье тело успокоено, сосредотачивается ум.
И когда у того, кто безмятежен, чье тело успокоено, сосредотачивается
ум,
то возникает просветляющий фактор "сосредоточение".
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
(7) Он наблюдает с беспристрастием таким образом сосредоточенный ум.
И когда он наблюдает с беспристрастием таким образом сосредоточенный
ум,
то возникает "беспристрастие" как фактор пробуждения.
Он развивает его, и приводит его развитие к совершенству.
Таким образом четыре основы осознанности, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству семь факторов пробуждения.
И каким образом семь факторов пробуждения, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение?
При этом, монахи, монах развивает осознанность как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Он развивает анализ умственных качеств как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Он развивает настойчивость как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Он развивает восторг как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Он развивает расслабление как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Он развивает сосредоточение как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Он развивает беспристрастие как фактор пробуждения, основываясь на уединении ... бесстрастии ... прекращении ... приходя к отрешению.
Таким образом семь факторов пробуждения, когда их развивают и постоянно практикуют, приводят к совершенству ясное знание и освобождение
Так сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.
Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm