УЧЕНИЕ ЛАО ЦЗЫ

                    
                              
  Около  VI  в.  до  н. э. сложилось учение полулегендарного
философа  Лао  Цзы, имя которого буквально означает  "старый
философ".  Учение  Лао  Цзы  было  изложено  с  его  слов  и
отредактировано  после  в  виде  небольшой,  но   интересной
философской  работы - "Дао-де-цзин" ("Книга  о  Дао"),  пред
ставляющей  собой  сборник  афоризмов,  мудрых,   но   порой
странных и загадочных изречений. Центральной идеей философии
Лао  Цзы  была  идея  дао. Слово "дао"  на  китайском  языке
буквально  означает путь; но в этой философской системе  оно
получило  гораздо более широкое метафизическое,  религиозное
содержание. "Дао" означает не только путь, но и образ жизни,
метод,  принцип.  Само  понятие  "дао"  можно  толковать   и
материалистически: дао - это природа, объективный мир.
  Философия  Лао  Цзы пронизана и своеобразной  диалектикой.
"Из  бытия  и  небытия  произошло  все;  из  невозможного  и
возможного  - исполнение; из длинного и короткого  -  форма.
Высокое  подчиняет  себе  низкое;  высшие  голоса  вместе  с
низшими  производят гармонию, предшествующее подчиняет  себе
последующее".  "Из  несовершенного  происходит  цельное.  Из
кривого  -  прямое. Из углубленного - гладкое. Из старого  -
новое".   "То,   что   сжимается,  -   расширяется;   то,что
ослабевает,   -   усиливается;  то,  что   уничтожается,   -
восстанавливается". Однако Лао Цзы понимал ее не как  борьбу
противоположностей, а как их примирение. А отсюда делались и
практические выводы: "когда человек дойдет до неделания,  то
нет  того,  что  бы  не было сделано"; "Кто  любит  народ  и
управляет им, тот должен быть бездеятельным". Из этих мыслей
видна  основная  идея  философии, или этики,  Лао  Цзы:  это
принцип неделания, бездействия, квиетизма. Всякое стремление
что-либо  сделать, что-либо изменить в природе или  в  жизни
людей  осуждается.  Злом считает Лао Цзы  и  всякое  знание:
"Cвятой муж", управляющий страной, старается чтобы мудрые не
смели    сделать    чего-нибудь.   Когда    все    сделаются
бездеятельными,  то  (на земле) будет  полное  спокойствие".
"Кто  свободен от всякого рода знаний, тот никогда не  будет
болеть". "Кто знает глубину своего просвещения и остается  в
невежестве, тот сделается примером всего мира". "Нет знания;
вот  почему я не знаю ничего". "Когда я ничего не делаю,  то
народ  делается  лучше; когда я спокоен, то  народ  делается
справедливым;  когда  я не предпринимаю  ничего  нового,  то
народ обогащается..."
  Власть  царя среди народа Лао Цзы ставил очень высоко,  но
понимал  ее  как чисто патриархальную власть:  "Дао  велико,
небо  велико, земля велика, и, наконец, царь велик. Итак,  в
мире  существует четыре величия, одно из которых  составляет
царь".   В  понимании  Лао  Цзы  царь  -  это  священный   и
бездеятельный  вождь. К современной же  ему  государственной
власти   Лао  Цзы  относился  отрицательно:  "Оттого   народ
голодает,   что  слишком  велики  и  тяжелы  государственные
налоги. Это именно причина бедствий народа".
  Главная  добродетель  -  воздержание.  "Для  того,   чтобы
служить  небу  и  управлять людьми,  всего  лучше  соблюдать
bngdepf`mhe.  Воздержание - это первая ступень  добродетели,
которая и есть начало нравственного совершенства".
  Учение Лао Цзы послужило основой, на которой развилась
так называемая даосская религия, одна из трех господствующих
ныне в Китае.

 

 

Помещено с сайта

http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/

Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm

 

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz