Трактат Чжоу Дуньи (1017-1073) "Тай цзи ту шо" ("Объяснение чертежа Великого предела") неоднократно переводился на европейские языки. Среди его переводчиков и исследователей были Дж. П. Брюс, Е. В. Зенкер, Дж. Нидэм, К. Чан, В. Т. Бэри, Б. А. Шарфстейн, Е. Шварц (1) и др. В России он впервые был переведен в 1832 г. известным китаеведом Никитой (Иакинфом) Бичуриным (2), снабдившим его комментариями и "толкованиями". Кроме того, имеются переводы данного трактата на русский язык Н. Зоммера (3), В. А. Кривцова (4) и Е. А. Торчинова (5).
Настоящий перевод трактата сделан В. Е. Еремеевым по шанхайскому изданию 1936 г. сочинений Чжоу Дуньи (6).
Объяснение чертежа Великого предела
Беспредельное, а затем - Великий предел!
Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.
Разделяются инь и ян - поэтому устанавливаются два образа.
Ян превращает, инь соединяет - происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.
Но пять стихий - это только инь и ян, инь и ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!
Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.
Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.
"Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское" (7). Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.
Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.
Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости (разъяснение Чжоу-цзы: "Дао совершенномудрого - это только милосердие, справедливость, срединность и прямота"), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-цзы: "Отсутствие желаний - причина покоя"). Этим устанавливается предел человека.
Поэтому совершенномудрый "с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье" (8). Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.
Поэтому сказано: "Установили дао Неба - инь и ян, установили дао Земли - мягкое и твердое, установили дао Человека - милосердие и справедливость" (9).
И еще сказано: "Истоки начала есть оборотная сторона конца - в этом познается объяснение смерти и рождения" (10).
О, как велики "Перемены"! В этом их совершенство!
Bruce J. P. Chu Hsi and his Masters. L., 1923, p. 128-131; Zenker E. V. Geschichte der Chinesischen Philosophie. Reichenberg, 1927, S. 216-217; Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. Cambridge, 1956, p. 460-462; Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. N. Y., 1957, p. 142-143; Bary W. T. de. Sources of Chinese Tradition. Vol. 1. N. Y., 1960, p. 458-459; Scharfstein B.-A. The Mind of China. N. Y., 1974, p. 123-124; Der Ruf der Phonixflote. Klassische chinesische Prosa. Berlin, 1988, S. 347-349.
Бичурин И. Изображение Первого Начала, или О происхождении физических и нравственных законов. - "Московский телеграф". 1832. Ч.48, ?21-22.
Зоммер Н. Об основаниях новой китайской философии. - Ученые записки, издаваемые императорским Казанским университетом. 1851.
Кривцов В. А. Китайский космогонический трактат XI в. - "Вопросы философии". 1958, ? 12, с. 108-109.
Торчинов Е. А. К характеристике этической доктрины неоконфуцианства. - Социально-философские аспекты критики религии. Л., 1982, с. 121-122.
Чжоу Ляньси цзи. Ч. 1. Шанхай, 1936, с. 2.
Помещено
с сайта
http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/
Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm