Александр Пинт
"Из гусеницы в бабочку" (отрывки из книги, часть
4)
Смотрю, но не
вижу
Ребенок, который не знает слов, находится в реальности. Потом,
когда он узнает слова и то, что они обозначают, он не просто смотрит, например,
на стол и видит его, а называет его определенным словом, понятием. Он его
называет. Вы никогда не обращали внимание на то, как вы смотрите на мир? Как вы
смотрите на своего мужа, на свою жену, на своих детей, на человека, который идет
по улице, на человека, с которым вас знакомят?
Кого же вы видите? Между вами
и им находится образ. Всякий раз, когда мы смотрим на что-либо, независимо,
человек ли это, стол, общественное событие, политический деятель, мороженное в
магазине, между нами и тем, на что мы смотрим, стоит образ. Образ, созданный
нами. Именно образ. Опишите свой образ близкого вам человека. Вы видите не его,
вы видите свой образ его. Именно поэтому могут начаться конфликты, например, в
связи с тем, что он вдруг выделывает такое, что совершенно не соответствует
вашему образу. Несоответствие приводит вас к внутреннему конфликту,
противоречию.
Итак, между нами и тем, на что мы смотрим, стоит образ. Как он
создается? Ведь на самом деле созданию образов и обучили ребенка. Он потерял
свое видение реальности. А как он его потерял? Через обучение словам, понятиям,
представлениям. Теперь на все, что его окружает, он реагирует определенными
понятиями. Ему теперь не нужно вникать в суть вещей. Он их просто называет, и
все. Вы говорите: ІЭто столІ, и полностью теряете к нему интерес. Вы сказали и
успокоились, успокоился ум. Ум беспокоится тогда, когда он сталкивается с
непонятным и неизвестным для себя, с тем, что он не может назвать, определить,
классифицировать. У вас бывали такие ситуации, когда вы сталкиваетесь с
непонятным и неизвестным для себя? Что тогда происходит?
Возможность,
которую
вы можете не заметить
Развитие идет через кризисы. В любом процессе
возникают узловые точки, узловые моменты, периоды. Именно тогда возникают
наибольшие возможности. И вы их либо используете, либо теряете.
Есть
некоторые периоды в развитии человека, организации, человечества, когда
возможность может быть реализована, когда возникают некие условия для реализации
возможности. А если данный период прошел, и возможность была упущена, не
замечена, не использована, то когда возникнет следующая возможность такого рода?
Может быть, очень не скоро.
К примеру, человек не понял и не увидел
возможность, для которой сложились определенные необходимые обстоятельства.
Сможет ли он наверстать упущенное потом: через неделю, через две, через три или
через год?
Некоторые возможности возникают очень редко. Один человек не может
создать их сам, потому что они возникают в результате глобальны процессов.
Я
сейчас не говорю о таки вещах, как например, покупка колбасы. Сегодня вы не
могли ее купить здесь, но завтра вы можете ее купить в другом месте. Я говорю о
других возможностях, происхождение, возникновение, реализация которых зависит от
глобальных процессов, от очень большого сочетания самых разных факторов. Если
человек, сталкиваясь с возможностью, не видит ее, то он теряет эту возможность,
и она больше не повторяется.
Человеку предоставляется шанс, причем не в
красивой упаковке, не в виде привычного и приятного, а, наоборот, совершенно
неожиданного, может быть, даже весьма трагического. Человек хочет сбежать от
такого сочетания обстоятельств. Он пытается обдумать, решить ситуацию привычным
образом. Но к такому шансу нельзя подходить с умом. Умом вы не поймете его
никогда. Но вы можете увидеть за ним большое и важное, то, что нельзя упустить.
Но не ум скажет вам об этом.
Ум скажет совершенно другое. Он хочет показать,
что хозяин он, и он все решает. То есть получается так, что ум человека
отвергает возникшую возможность. Он выбирает тот путь, который ведет от нее, а
не к ней. Необходимо увидеть появившуюся возможность. Искусство видеть - вот то
самое главное. Видеть реальность, а не иллюзию.
Роль учителя на
пути
Я не считаю, что есть универсальные пути, и что их можно
классифицировать. У каждог человека есть свой путь. Поэтому говорить, что я веду
своим путем, я бы не стал. Каждый из нас отправляется туда, куда он хочет. И это
движение идет из его запроса. Скорость движения определяется силой запроса.
Направление движения определяется видением данного человека в данный момент
времени.
Желание может быть сильным, но видение очень фрагментарно. Тогда
человек начинает крутиться вокруг одного и того же дерева, хотя, по его словам,
он хочет выйти из леса. Или он прошел три дерева и заблудился в них, или он
прошел четыре дерева и крутится вокруг четырех деревьев, называя это, например,
четвертым путем.
По крайней мере, можно выделить: первое - страсть, или
желание выйти из хождения по кругу, или двинуться вперед, или пройти через
ситуацию. И второе - ясное видение, которое позволяет человеку совершать
движение и видеть, что с ним происходит. Иначе, мы можем бесконечно ходить по
одному и тому же кругу, называя его путем. На мой взгляд, увидеть канат,
заставляющий вас идти по кругу, весьма существенно.
Вы идете не за мной, вы
идете со мной. Это присутствие, а не ведение. Я рассматриваю свою роль, как роль
Присутствующего.
На мой взгляд, существует большая разница между Ведущим и
Присутствующим. Присутствие можно понимать очень широко. Возьмем, например,
Ивана Сусанина. Заблудились какие то люди, Иван Сусанин говорит: "Я выведу вас".
Они идут за ним, в буквальном смысле этого слова. Он сказал, что их поведет, они
согласились и пошли.
Но может быть совершенно другая ситуация. Я говорю: "Я
не поведу вас, но я буду присутствовать с вами". Есть разница? Наверное, есть.
На мой взгляд, весьма существенная. Потому что с человеком может произойти то,
что произошло с Сусаниным. Потому что он привел не туда, куда нужно. А обещал
привести туда, куда они хотели. Они заключили соглашение и он не выполнил его. Я
не беру обязательств привести вас к просветлению.
У нас такого соглашения не
было. Человек может идти сам. Куда он придет? Туда, куда он идет. Но он может
находиться в присутствии того, кто ходил разными дорогами.
Допустим, я хорошо
знаю лес, я его знаю вдоль и поперек. Заблудился человек, а я сижу у костра. Он
прибежал такой радостный: "Наконец-то я вас нашел. Я тут уже десять лет хожу,
никак не могу выбраться. Вы не можете мне помочь?" Я говорю: "Хорошо. Я буду
просто рядом с вами. И вы пойдете так, как вы хотите идти. Вы можете задавать
вопросы, можно со мной разговаривать". Человек говорит: "Тызнаешь, мне очень
нужно выбраться из леса". Присутствующий спрашивает: "А куда ты хочешь идти?"
"Да мне все равно, куда. Мне лишь бы выбраться из леса". "Как я могу тебя
вывести, если ты не знаешь, куда ты хочешь идти?" А тот говорит: "Да мне все
равно. Выйти бы куда-нибудь". "Давай так. Я буду с тобой, но куда ты пойдешь -
ты выберешь сам. Потому что иначе я тебя выведу, а ты скажешь, что тебе сюда не
нужно, что тебе здесь еще хуже, чем там, где ты был".
Очень большая разница.
Один идет, а другой присутствует при этом, или один ведет другого. Во-первых,
сам человек не помнит, как он попал в чащу леса. Во-вторых, не может сказать,
куда он хочет выйти, потому что он не знает ничего, кроме леса, он видит только
лес. А что за ним, он не знает. Еще неизвестно, когда он выйдет из леса, что ему
больше понравится: то, что было там, или то, что теперь. Он же не знает
местность, куда он выйдет. Может быть он выйдет в город, а там очень злые люди.
А может, он придет в прекрасный город, и ему там будут ноги мыть каждый день.
Ему понравится и он целых десять дней будет в благоденствии. А на одиннадцатый
скажет: "Кака скукотища" и затеет скандал. А люди, которые живут в этом городе,
спросят: "А откуда он вообще появился?" - "Да проводник его привел". - "Аты что
такого привел?"
Теперь, что касается самого движения. Предположим, что у
людей есть желание двигаться, по крайней мере, оно возникает из-за того, что им
не нравится то место, где они находятся. В принципе, как бы достаточно для
начала. Но может быть так, что импульс сам по себе очень слаб. Например, человек
спит где-нибудь во мху, а там вода. Вывести его на опушку, и ему уже хорошо. На
большее у него и желания особого нет. Он вышел на опушку, там солнышко, он
говорит: "Ну ладно, здесь лучше".
Поэтому очень многое в движении зависит от
силы импульса, запроса. Может, человек десять шагов сделает и остановится. Там
кукушка кукует. Он сидит возле дерева, слушает кукушку и спрашивает: "Сколько
мне жить осталось?", - она ему и прокукует. Он еще спросит, она ему еще
прокукует. Так он и останется там.
Поэтому, каков запрос, таков и результат.
На сколько у человека запаса желания хватит: на десять, двадцать шагов, на
двадцать километров, на сто километров? Если у тебя запас на десять километров,
то ты десять пройдешь и остановишься. Если запас на большее, тогда ты пойдешь
дальше.
Когда ты делаешь несколько шагов вперед, перед тобой появляется
зеркало. В зеркале ты видишь себя. Здесь начинается самое интересное. Появление
зеркал для разных людей возникает в разные моменты. У одних на первом шаге, у
других на первом сантиметре, у третьих на десятом километре.
Допустим,
появляется первое зеркало. В нем человек видит себя, но не знает, что это
зеркало, и что он видит собственное отражение. Он думает, что видит другого
человека, нечто, не относящееся к нему. Он начинает с ним взаимодействовать. Он
может начать злиться, пугаться, может отталкивать, может начать говорить с ним.
А то, что появляется в зеркале, имеет очень интересную особенность - оно все
время действует одинаково. Если человек действует так же, как он действовал до
встречи с зеркалом, то продолжает поддерживать уже существующие ситуации.
Возникает цепь взаимодействий, ведущая человека по одним и тем же
кругам.
Если человек не увидит свое зеркало, он будет продолжать повторять
одно и то же: мысленно, эмоционально или поведенчески. Это будет до тех пор,
пока человек не поймет, что он увидел зеркало, то есть собственное отражение,
некую часть своего образа. Так может продолжаться очень долго.
Что в этой
ситуации делает Присутствующий? Он говорит ему: "То, что ты встретил, - это
зеркало. Увидь его. Обрати на него внимание. Все, что ты говоришь, делаешь и
чувствуешь, возвращается тебе через него обратно, и ты попадаешь в замкнутый
круг. Посмотри на него, обрати внимание, услышь и почувствуй это". Вот что
делает Присутствующий.
А что мог бы сделать Ведущий? Он, например, мог бы
схватить его и потащить дальше. Или он мог встать вместе с ним и начать с этим
зеркалом общаться.
Главное, что делает Присутствующий, - напоминает о том,
что идущий человек столкнулся с частью самого себя, и внешний мир, как зеркало,
ему это отражает. Если человеку удается увидеть свое отражение, то он просто
проходит через него, как Алиса в стране чудес входит в зеркало и идет дальше в
Зазеркалье. Затем перед ним появляются следующие зеркала, но он опять не
понимает, что же он видит на самом деле. И так происходит до тех пор, пока он не
узнает себя полностью. Присутствующий сопровождает его в его путешествии и
показывает ему то, с чем он встречается, напоминая о том, что он везде видит
свое собственное отражение.
Человек может остановиться перед зеркалом и
сказать: "Нет, это не мое зеркало. Не надо меня дурить и путать, и вообще, мне
здесь очень нравится, или мне очень плохо, но все равно, я здесь останусь". Тот,
кто Присутствует, будет будить и напоминать о том, что происходит на самом деле
до тех пор, пока сам человек хочет двигаться. Но если человек говорит: "Нет,
все, хватит, не нужно, я устал", то тогда Присутствующий уходит. Он уходит не
насовсем, но диалог прекращается. До тех пор, пока в том человеке не возникнет
желание снова проснуться и увидеть реальность.
"Может ли человек,
столкнувшись с отражением собственного образа и не поняв сути, все таки пройти
через зеркало?", - возможно, захотите узнать вы.
Нет, либо человек остается у
зеркала и продолжает повторять снова и снова свои привычки, либо он проходит
сквозь это зеркало. Но пройти сквозь зеркало он может только в том случае, если
осознает ту часть образа самого себя, с которой столкнулся. Заркала бывают очень
разные. Бывают маленькие, бывают очень большие. Чем дальше идет человек, тем
большее зеркало перед ним возникает. В конце концов может возникнуть зеркало, в
котором отражается он весь. Сначала возникают зеркала, которые отражают человека
частично, фрагментарно. Появление второго зеркала невозможно, если не пройдено
первое зеркало. Появление третьего зеркала невозможно, если не пройдено второе
зеркало. Сколько этих зеркал будет у данного человека неизвестно. Где и как он
встретит их, тоже неизвестно. Но очень существенным является то, что появление
второго зеркала возможно только при прохождении первого и т.д. Нельзя зеркала
обойти.
Есть зеркала кривые, есть прямые зеркала. Человек, который любит
философствовать, обычно сталкивается с кривыми зеркалами. В кривом зеркале ты
никогда не можешь увидеть себя. Кривое зеркало не позволяет человеку видеть
себя, оно дает искривленные, искаженные образы. Это зеркало, в котором
отражаются иллюзии. Человек видит только иллюзии, порожденные им же. Себя в
кривом зеркале невозможно увидеть. Вот почему я так часто напоминаю о различии
между философствованием и реальным вопросом, запросом,
разговором.
Философствующий человек встречается с кривыми зеркалами, которые
уводят его все дальше и дальше от реальности.
Стремление человека определяет
то, какие зеркала будут появляться на его пути: кривые или прямые. Зеркала
возникают независимо от того, приходите вы сюда или не приходите. Вся жизнь и
есть зеркала, но только мало кто их видит и понимает. Присутствующий может
указать вам на это.
Если человек живет среди великих возможностей, но не
знает о них, то, может быть, самым важным для него является увидеть их. Если у
дороги стоит указатель со стрелкой и на нем написано "Прага", то это не значит,
что человек, столкнувшийся с таким указателем, узнал, что такое Прага. Но увидев
указатель, он может двигаться в правильном направлении и потом действительно
узнать, что такое Прага. Но если же он сталкивается с указателем, который
является кривым зеркалом, то, куда он его направит, будет совершенно не тем
местом. Самое интересное, что он увидит Прагу, но иллюзорную, это будет
иллюзорный город, это будет фальшивый, искривленный, фиктивный город, но
название у него будет то же самое.
Когда человек прожил жизнь, может быть, не
одну, а многие, в кривых зеркалах, то указатель, показывающий возможность
встречи с прямым зеркалом, является такой же возможностью, как корабль для
Робинзона. Или как корабль для того, кто провел пять дней в океане, в холодной
воде без еды и пищи. Как ответ на SOS тонущему кораблю. Ведь люди, находящиеся
на нем, реально тонут. Если на их сигнал не ответят, то неизвестно, выживут они
или нет. А поскольку их ждет не очень комфортная ночь один на один с акулами в
океане, поскольку они не будут философски относиться к тому, услышат их или нет,
- для них это вопрос жизни и смерти. Когда острота запроса стоит на таком
уровне, то человек пойдет, он пройдет через зеркало, он пройдет сквозь них, не
через одно, не через два, а через все, которые должен пройти. Если запрос не
столь велик, то он, скорее всего, даже не захочет увидеть, что это за
зеркала.
Жизнь -это возможность. Если мы это понимаем, мы ее используем. Если
не понимаем, не используем. Какая возможность дана нам в наших встречах в
группах самоисследования? Ведь наша группа - это организм. Организм либо растет,
либо умирает. У некоторых людей есть представление о том, что организм может
жить, не развиваясь и не деградируя. Это фикция. Это самообман. Все в мире либо
развивается, либо деградирует. Другого нет. Любая организация, объединение чего
угодно (и в том числе людей), либо развивается, либо умирает. Промежуточного
состояния нет. Само развитие тоже идет через умирание.
Просветленных называют
дважды рожденными. Что это значит? Это значит, что он умер, по крайней мере,
один раз, но тело не исчезло. Как можно родиться, если ты не умер? Он умирает,
но тело осталось, потом он рождается второй раз. Оно может умереть по другому,
не распавшись физически. Оно может умирать много раз таким образом. Это касается
как одного человека, так и группы людей, так и человечества в целом.
Я хорошо
чувствую, когда явление развивается или умирает. В том и в другом случае я
катализирую его. То, что должно умереть, лучше пусть быстрей умирает. То, что
должно развиваться, пусть развивается быстрее.
Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm