Журнал “Наука и религия”

Журнал продолжает знакомить читателей с памятниками христианской литературы.
Впервые на русском языке печатается старославянский апокриф “Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской” — произведение апокалиптическое, то есть пророчество о судьбах мира. В тексте встречаются образы, которых нет в каноническом “Откровении Иоанна Богослова”. Они пояснены в комментариях и позволяют связать публикуемый памятник с наследием тех неофициальных течений в духовной русской культуре, которые можно условно назвать гностическими. Их истоки — в учениях “еретиков” Западной Европы и Переднего Востока (альбигойцев, богомилов, манихейцев, гностиков и других). Греческий текст “Вопросов” восходит приблизительно к V веку. Древнейший славянский
(болгарский) список — X11I века. Перевод выполнен по рукописи XV века, воспроизведенной в книге “Памятники отречённой русской литературы (составитель Н. Тихонравов), т. II. М., 1863.

Старославянский апокриф “Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской”

ВОПРОСЫ ИОАННА БОГОСЛОВА

Слово святого Иоанна Богословца, о пришествии Господнем, как предначертано Ему придти на землю. Отче, благослови.

По вознесении Господа нашего Иисуса Христа (1), взошел я, Иоанн, на гору Фаворскую, где явил (Он) нам пречистое тело свое и Божество свое (2), и не в силах смотреть, пал я на землю ниц. Когда же пришел я на это место, воззрел очами на небо и руки воздел, и помолился Богу: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостой меня, раба твоего, услышь голос мои и научи меня о пришествии Твоем, когда придешь на землю? Что будет с солнцем и луной, и звездами? Открой мне, ибо знаю, что слышишь раба своего”.

Семь дней творил я молитву, и потом облако светлое унесло меня от горы и поставило перед лицом небес. И услышал я голос, что говорил мне: “Смотри, праведный Иоанн, раб господень, и разумей” (3). Посмотрел я и увидел небо раскрытое, исходили с неба ароматы и благоухания многие, и свет сильный, солнца светлее.

И снова услышал я голос, что говорил мне: “Смотри, праведный Иоанн”. Посмотрел я очами своими и увидел книги лежащие. Думаю, что семи горам равна толщина их, длину же их ум человеческий не может разуметь. Было на них семь печатей. И сказал я: “Услышь, Господи, голос раба твоего и открой мне, что написано в книгах этих”. И услышал я голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. В книгах, которые видишь сейчас, написано то, что на небе и в безднах, и во всяких делах человеческих” (4).

И сказал я: “Когда наступит время то?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Во время то будет обилие — и пшеницы, и вина много, как никогда не было на земле и не будет, пока не придут времена те. Тогда коряга выпустит колос пшеничный, сухой ствол родит сто виноградных гроздей и каждая гроздь — меру вина. А в год предыдущий не найдется во всей земле ни пуда пшеницы, ни меры вина”.

Снова сказал я, Иоанн, Господу Богу: “Что соделаешь Ты потом?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Явится тогда изменник, которого называют Антихрист”. Снова сказал я: “Открой мне, Господи, каков он”. И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Вид лица его мрачен, волосы главы его остры как стрелы. Обликом похож он на лешего. Правое око его как звезда, поутру восходящая, а другое — подобно львиному. Уста его с локоть, зубы в пядь длиною, пальцы как серпы, стопа ноги его — двух пядей, а на лице написано — Антихрист. До небес вознесется и спустится до ада, творя видения лживые. Тогда сотворю небо медное, да не пошлет оно влагу на землю. Скрою облака в последний (час) земли и скрою руки ветров, да не повеют они на землю”.

Снова сказал я Господу: “Доколе так будет твориться на лице земли?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Три года продлятся те времена. И сотворю три года как три месяца, три месяца как три недели, три недели как три дня, три дня как (три) часа, а три часа как три мгновения. Как возгласил пророк: “Поверг престол его на земле, умалил дни времени его, стыдом облил его” (5). Тогда пошлю Еноха (6) и Илию, на обличение его. Покажет, что лжец он и преступник, и тогда убьет (Антихрист) Илию на жертвеннике, как прежде возгласил пророк Давид: “Тогда возложат на алтарь Твой тельца” (7).

Снова сказал я Господу: “Что соделаешь Ты потом?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Все дела человеческие в тридцать лет воскреснут”. И снова сказал я: “Мужской пол и женский, умершие — одни старыми, другие молодыми,— как в воскресении они воскреснут?” И услышал голос, что говорил мне: “Как одна пчела не лучше другой, но все совместно пребывают, единым образом, таково воскресение. Ибо нет тут ни правоты, ни красоты или различия лиц, но все единым образом восстанут, и все единым возрастом. -И воскресение — бесплотно (8). Воскреснут все дела человеческие, как было прежде сказано: “В воскресении ни женятся, ни посягают, но пребывают как ангелы Божии” (9).

Снова сказал я: “Господи! Узнают ли в мире ином друг друга, брат брата и отец чадо свое? Сохранят ли помышления домов или дворов своих?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Как возгласил пророк Давид: “Помни, что человек есть прах, как трава дни его, и отцветет как цветок полевой, повеет ветер, и не будет его, не узнает (он) своего места” (10) и возвратится в землю свою. В тот день погибнут все помышления их”.

И сказал я Господу: “Что соделаешь Ты потом?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю ангелов Моих на лицо всей земли. И возьмут от нее все славное и честное, и святые книги, и славные и честные кресты, и сосуды церковные, и всё на облаках вознесется. И великий честный крест, на котором простер свои руки (Христос), и все чины ангельские поклонятся ему. Тогда вознесутся праведные на облаках. Как прежде возгласил апостол Павел: “Вместе возлетим на воздухе навстречу Господу” (11). Тогда выйдут все духи нечистые, те, что в бездне, те, что на море и на земле, где бы ни были они на лице всей земли, от востока солнца и до запада. И приникнут ко князю своему Антихристу, и вознесется (он), на облаках”.

Снова сказал я Господу: “Что соделаешь Ты потом?” И услышал голос, что говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю ангелов святых, чтобы зажгли землю. И выгорит земля в глубину на пятьдесят тысяч и пятьсот локтей, сгорят горы великие, ниспадут и сокрушатся, и станут как прах. Сгорят деревья, от конца вселенной и до конца. Сгорит скот и гад, что по земле ползает, и птица, в воздухе парящая. Потом ничто уже не дрогнет на лице земли, и будет земля недвижима”.

Снова сказал я Господу: “Что соделаешь Ты потом?” И услышал голос, что. говорил мне: “Слушай, праведный Иоанн. Тогда сниму печати с четырех входов. Выйдут четыре ветра великие, возвеют на лице земли от конца и до запада вселенной. И развеют (прах), и как снег убелится земля, изгладится как бумага, скверны никакой не имея, от востока солнца и до запада. Как возгласил пророк Давид: “Всякая дебрь наполнится, и всякая гора смирится, строптивая, станет правой, и будут гладкими крутые пути; увидит всякая плоть спасение Божие”. (12). Очистится земля от скверны и исполнится благоухания, ибо сам Господь сойти должен будет на землю.

Выйдет крест честный со тьмами и тысячами ангелов впереди и вослед него. Как возгласил Господь: “И тогда явится с неба знамение Сына Человеческого в великой силе и славе” (13). Увидит (Его) делатель неправды со слугами своими, и возопит, и устремится в бегство с бесами своими, и не сможет, ибо удержит их невидимая сила, и нельзя избежать. Как гласит Писание: “Если сойду во ад, Ты там; и если взойду на небо там Ты” (14). Тогда скажут ему все демоны: “Где сила сатанинская? Как прельстил (ты) нас, и отпали мы от славы Божией? И вот грядет судия, чтобы судить все дела человеческие”. И возглаголют: “О горе нам! Как пошлет нас во тьму кромешную, ведь и сам от нее трепещешь”.

И пошлет Господь четырех сильных ангелов с неба, и воззовут трубным гласом великим: “Слушай, небо, внимай, земля, и укрепись, ибо глаголет Господь тебе: вниз сойду”. Услышан будет их глас от конца и до конца вселенной, ив безднах. Тогда воздвигнутся все силы небесные, девять чинов — ангелы и архангелы, херувимы и серафимы, и многоокие власти, престолы и начала, господства, силы (15). Будет на небе говор великий, сдвинутся девять законов небесных, и в силах небесных будут страх и ужас (16).

Разделятся небеса от востока солнца и до запада, сойдет на землю множество ангелов бесчисленное, преисполнится земля небесными. Разверзнутся сокровищницы небес, изнесётся светлое кадило и всякое благоухание. И Горний Иерусалим снесен будет на землю, подобный невесте украшенной; красоту же его устами возвестить невозможно (17). Пойдут пред Господом тьмы и тьмы ангелов, возглашая: “Свят, свят, свят Господь Саваоф! Преисполни небо и землю главы Твоей!” Тогда низойдет Господь в силе и славе великой, и увидит Его всякое око, и поклонится всякий род небесных и земных и преисподних. Потом опустеет небо и воздух исчезнет. Тогда предстанут пред Господом все дела человеческие, и все духи лукавые вместе с Антихристом, нагие и обремененные.

Принесут тогда книги с семью печатями; толщина их как семь гор, а длину их не охватить очами. Записано в них все, от начала века сотворенное. Преломится одна печать, и упадут звезды. Когда преломится вторая печать, скроется луна и не будет ее. Когда отнимется третья печать, солнечный луч затворится и не будет его, ибо где сам Христос — солнце, там не нужно солнце видимое. Когда отнимется четвертая печать, расступятся небеса и воздух исчезнет. Как возгласил апостол: “Погибнут небеса, Твоей рукою сотворенные, Ты же пребываешь вовеки” (18). Когда отнимется пятая печать, разверзнется земля, и вот там тьма кромешная. Когда преломится шестая печать, иссякнет пучина морская. Когда преломится седьмая печать, откроется ад, и первыми призовут духов нечистых с Антихристом. Пошлет их Господь во тьму кромешную, как и в Евангелии сказано: “Сыны царства изгнаны будут во тьму кромешную, к червям неусыпающим, где скрежет зубов” (19). Глубина же ее дна не имеет. Как возгласил пророк Давид: “Поглотит землю покров его” (20), который назван в Писании — Тартар. Гроза трепетная как лед для него, и сам он трепещет.

После них призваны будут эллины, что веровали в звезду, в солнце и луну, и в идолов, что осквернили святую веру в ересях, не верующие в Отца и Сына, и Святого Духа. И они посланы будут во ад, как возгласил пророк Давид: “Да возвратятся грешники во ад, и все язычники, забывающие Бога” (21). И еще возгласил: “Как овцы, они в аду положены, и смерть будет пасти их” (22). Затем призовут евреев, которые распяли Господа, как злодея. И посланы будут во тьму кромешную, как возгласил Давид: “Воззвали — и не услышали их, и не было им спасения” (23). И апостол возгласил: “Беззаконно согрешили и беззаконно будут осуждены” (24).

После них призван будет род христианский. Отделят праведников от грешников и поставят праведных на правой стороне, а грешных—на левой. Все праведники едиными будут, но, как звезды на небесах все едины, но не все одинаково светят: иные темные, а иные светлые — так и у праведников. Как солнце, просияют праведники, а грешных окутает мрак, и, как скот, погонят их к реке огненной. И примут мучение, и разделятся по мукам: иные в огненную реку, другие в червь неусыпающий, иные в скрежет зубный, а иные в семиустный пламень. И восплачутся горько, и избавляющего не будет.

Потом сокровища небесные исчезнут, раскроется рай по всей земле и будет на земле Царствие (25). Пребудут праведники вместе с ангелами, как возгласил Давид: “Праведники унаследуют землю и возвеселятся на ней во веки веков” (26). Не будет здесь ни дьявола, ни смерти, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная, и все едиными будут. Как возгласил Господь: “Других овец Я приведу, которые не этого двора, и тех Мне подобает привести” (27). И будет единое стадо и пастырь единый — Христос Иисус, Господь наш, Ему же слава с Отцом и Духом Святым вовеки. Аминь.

Комментарии

1. Упоминание о беседе Иоанна с Христом после его распятия и вознесения указывает на гностическую ориентацию памятника. Гностики и их последователи считали, что важнейшая часть учения Христа была передана людям именно во время посмертных видений. Особым почитанием у европейских мыслителей гностического толка пользовались сочинения, которые традиция связывала с именем Иоанна Богослова.

2. Имеется в виду преображение Христа на горе Фавор, описанное в христианском каноне.

3. В гностических сочинениях видения часто разъясняются только “голосом”: божественный собеседник невидим.

4. Необычайно большие книги, в которых записаны тайны мира, упоминаются в стихах о Голубиной книге, в наследии духоборцев и других произведениях русского устного народного творчества. Об устном бытовании публикуемого апокрифа свидетельствуют характерные для фольклора повторы вводных грамматических конструкций.

5. Пс. 88:45—46. Все библейские цитаты перефразированы автором апокрифа. Видимо, они воспроизводились на память. Частые ссылки на псалмы Давида могут объясняться не только популярностью Псалтыри на Руси, но и близостью публикуемого памятника к кругу стихов о Голубиной книге, где Давид —один из главных персонажей.

6. Согласно ветхозаветному апокрифу, праведник Енох при жизни был взят на небо.

7. Пс. 50:21.

8. Автор апокрифа расходится здесь с каноническим представлением о воскресении “во плоти”.

9. Мф. 22:30; Лк. 20:35—36.

10. Пс. 102:14—16.

11. I Фее. 4:17.

12. Здесь цитируется не Псалтырь, а Книга Исаии (Ис. 40:4—5).

13. Мф. 24:30.

14. Пс. 138:8.

15. Перечислены все девять “чинов” (уровней) христианской небесной иерархии.

16. “Страх божий” понимается как священный трепет перед божеством.

17. Мотив сошествия на землю “Небесного Града”, известный по каноническому Апокалипсису, занимал центральное место и в духовных стихах неофициальных направлений русского христианства.

18. Евр. 1:10—11.

19. Мф. 8:12. “Сыны царства”: имеется в виду царство “князя мира сего”, то есть Сатаны.

20. Возможно, Пс. 20:10.

21. Пс. 9:18.

22. Пс. 48:15.

23. Пс. 106:6.

24. Рим. 2:12.

25. Подразумевается “Царствие Небесное”, которое придет на смену царству зла.

26. Соединение двух цитат: Пс. 36:29 и Пс. 67:4.

27. Ин. 10:16.

Перевод и комментарии Е. ЛАЗАРЕВА

“Падут ли семь печатей ?”

Апокалипсис в религиозном и светском сознании: несколько гранен вечной темы

Н. ГАВРЮШИН, кандидат философских наук Институт истории естествознания и техники АН СССР

Наивность и мудрость предчувствия Не только христианской культуре свойственны представления о конце света. Например, племя нагуа в Центральной Америке жило в напряженном ожидании гибели “пятого Солнца”. В Древней Индии период между созданием Вселенной и ее разрушением исчислялся в 4 320 000 000 солнечных лет. Считалось, что к концу времен Солнце, Луна и все планеты соберутся в созвездии Овна.

Византийским ученым, испытавшим влияние египетской традиции и античного стоицизма, “великий год” представлялся равным 1 753200 солнечным годам, а точку конъюнкции планет они полагали между 30° созвездия Рака и 1° созвездия Льва. Но эти числа, разумеется, слишком велики, чтобы создать драматические настроения, которые не раз захватывали наших предков...

Необычное северное сияние, отмеченное летописцем 8 ноября 1490 года, последовавшая за ним зловещая комета, которую видели новгородцы в январе 1491-го, и, наконец, почти полное для этого города солнечное затмение 8 мая 1491-го очень многим казалось последним подтверждением книжных расчетов, по которым в 1492 году исполнялось ровно 7000 лет “от сотворения миру”. В Древней Руси “семь небес” (по числу известных тогда планет) и “семь веков” (то есть тысячелетий) подсказывали красивую своей симметричностью, обусловленную “священным” числом 7 космологическую модель. Вера в неизбежный конец света именно в тот год, не имевшая, однако, никакой поддержки в Священном писании, была настолько распространена, что пасхалию на восьмую тысячу лет не рассчитывали до последнего дня седьмой...

Крушение этой арифметической модели не подорвало доверие к самой идее. В XVI веке на Руси повсеместно утвердилось убеждение, что Москва будет последним оплотом православия, “третьим Римом” до второго пришествия Христова — “четвертому же Риму не бывати”. Согласно писанию, второе пришествие должно быть предварено появлением Антихриста. Церковный раскол XVII века способствовал развитию в старообрядческих кругах учения о том, что “рождение” или “царство” антихристово относится к 1666 году, когда на соборе произошло “повреждение веры”.

С этого времени образ Антихриста (его связывали и с патриархом Никоном, и с царем Алексеем Михайловичем, и с Петром I) не сходит с горизонта русской историософии.

 

Страшный Суд: это понятие означает | в христианском богословии заключительную фазу апокалиптических свершений. Русский мыслитель Николаи Федорович Федоров был глубоко убежден: нельзя представлять Страшный Суд по образу и подобию государственных судебных процессов, что было характерно для средневекового восприятия, в частности, для так называемого католического “юридизма”.

Тексты Евангелия, по Федорову, не оставляют ни малейшего сомнения в том, что основное отношение Бога к людям есть не отношение суда, но любви; грех является нарушением нормы, но рассматривается не как необратимая и неискупимая вина, а как болезнь, от которой есть исцеление. Говоря об этом, известный русский философ С. Л. Франк поясняет (совершенно в духе Федорова): “Любовь пропорциональна не заслугам любимого, а его нужде или опасности его потерять. Несчастному, естественно, дается больше любви, чем счастливому, потому что он в ней больше нуждается...”

Иначе говоря, как подчеркивает Федоров, пророчество в Священном писании (в том числе и апокалиптическое) условно. Он ссылается на апостола Петра: “Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2 Пет. 3:9).



Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm





Hosted by uCoz