ПРЕОБРАЖЕНИЕ

 

 

“Преобразился ecu на горе, Христе

Боже, показавый учеником Твоим славу Твою...”
Происходит Преображение.
Преображаюсь я и все, что окружало
меня, Свет ! Море Света! Как легко и нем!
Во мне просыпаются неисчерпаемые силы!
Вижу, так ясно и отчетливо! Преображение...

И.Экономцев.
священника

 

“...показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный...” —тропарь Преображения Господня несет в себе великий смысл. Это и сообщение о том, что Спаситель показал апостолам Свет присносущный “якоже можаху”, то есть только в той мере, в которой они могли увидеть и воспринять его, бережно не превышая меру немощного человеческого восприятия. И в то же время: “да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный”, — надежда, мольба о том, чтобы это событие свершалось не единожды, а постоянно, по мере сил человеческих.

Увидевший Нетварный Свет, познавший блаженство инобытия человек — как некогда Адам, изгнанный из рая, тосковал о нем и искал его — тоже тоскует и мятется без него, ищет и зовет его, уже не имея другой цели земного существования, как созерцание Божественного Света. Каждый человек, созданный по образу и подобию Божию, хотя бы в сотой, тысячной доле повторяет земной путь Спасителя; Его жизнь отражается в каждом из нас, и если кто-то избежал своей Голгофы по милости Божией, то благодать Преображения дается каждому. Каждому ниспосылается счастье увидеть, почувствовать, осознать и пережить его в глубине себя, услышать среди суеты мира Глас Божий, ощутить сияние неземного Света. Не об этом ли говорил Спаситель ученикам перед тем, как идти на Голгофу, на Тайной Вечере: “Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна” (Ин. 15,11).

Свидетели Преображения, апостолы Петр, Иаков и Иоанн, почувствовав сияние благодати, уже не хотели возврата к земной жизни: “Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии” (Мф. 17,4; Лк. 9, 33).

Человек, видевший Нетварный Свет, преображается; он уже не такой, каким был раньше. Тайна внутреннего Преображения освещает и освящает новый путь человека, переводит его в другое измерение. И все молитвы, составленные человечеством, по сути своей — молитвы о внутреннем Преображении, инстинктивное, безоглядное стремление к источнику присносущного Света, к своей прародине, стремление вернуться к первозданному состоянию постоянного Богообщения, к источнику Жизни вечной.

По сути, все молитвы о прощении грехов — это плач Адама о своем грехопадении и изгнании, тоска по общению с Живым Богом. И тот, кто прощен, вновь сподобляется Божественной благодати. Прощение может быть получено только через раскаяние о содеянном, и Спасителем был этот путь дан человечеству. Глубоко символична евангельская молитва слепого: “Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя” (Лк. 18, 38). Человек слеп, он не видит Бога, но он чувствует Его близкое присутствие, чувствует, что не останутся без ответа его мольбы, верит, что есть надежда на спасение, на исцеление, и кричит, вопиет в надежде быть услышанным: “Помилуй мя !” И совершается Преображение—слепой прозревает: “Вера твоя спасла тебя”. Мир преображается, становится видимым; жизнь перешла для этого человека в другое измерение.

Молитва сродни восхождению на гору Преображения — гору Фавор. “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного” — как ступени восхождения к Фаворскому Свету. Уже в VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили песнопения, которые ныне поются вдень праздника Преображения. Но самая сокровенная молитва — та, что творится в глубине сердца. Только там, в месте, сокрытом от мира, в тишине, возможно прикровенно, очень лично, вдали от посторонних глаз ощутить присутствие Непостижимого Бога.

Неразрывно связанное с идеей безмолвной молитвы греческое слово “исихия” означает “покой, безмолвие, отрешенность”. Взыскуя встречи с Богом, люди отрекались от мира, уходили в пустыни, в отдаленные монастыри и в безмолвии начинали свой путь к утраченному когда-то Фаворскому Свету. На Святой горе Афон исихасты-молчальники появились с XI века. Монах Ксерокерского монастыря в Константинополе Симеон так описывает исихастскую практику: “Затвори двери твоей кельи, сядь в углу и отвлеки мысль твою от всего земного, телесного и скоропреходящего. Потом склони подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око твое на пупок свой. Далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать, и отыщи глазами приблизительно то место сердца, где сосредоточены все способности души. Сначала ты ничего не увидишь сквозь тело твое, но когда проведешь в таком положении день и ночь, тогда, о чудо, увидишь то, чего никогда не видел, увидишь весьма ясно, что вокруг сердца твоего распространяется Божественный свет...”

На Соборе 1341 года архиепископ Фессалоникийский, святитель Григорий Палама, выступавший защитником исихазма, высказал свои воззрения: “Бог по существу Един, но в Нем много энергий. К числу таких энергий относятся Благодать Божия и божественное озарение. Это озарение было в Адаме до падения, но через преступление Адама оно утеряно. Оно потом было явлено на Фаворе, дабы мы знали, чем были и чем будем. Только это озарение дает человеку возможность усовершаться по подобию Божию. Достойным Бог подает боготворящую благодать, которая есть самобытный свет. Этот свет, это “брашно ангелов” есть слава естества Божеского и красота будущего века. Ее можно видеть телесными очами”.

Этот путь был открыт нам Спасителем через Свое Преображение, дарующее нам надежду на изменение, спасение и Богообщение. “Бог устроил этот мир, — пишет Григорий Палама, — как некое отображение надмирного мира, чтобы нам через духовное созерцание его как бы по некоей лествице достигнуть оного мира. К некоторым из подвизающихся благодать приходит навстречу немедленно и подает им полноту обручения, дает отведать от обещанных наград и как бы протягивает человеколюбивую руку, поощряя их и укрепляя к дальнейшим подвигам, у других благодать ожидает конца сдвигов, приготовляя во всяком случае венцы за их терпение”.

По Своей неизреченной милости Бог дает каждому человеку неизмеримо больше, чем тот в состоянии принять, и эта преизобилующая благодать вводит человека к состоянию Богоуподобления. Бог—Творец, и Своему творению, человеку, дает дар творчества, безмерно укрепляет и приумножает его силы. И вот тогда возникает тайна создания слабым земным человеком творений невиданной силы духа. Такое возможно только в преображении человека, в его соединении с Божественной энергией. “Каждый человек, который достоин этого, по разному приобщается к великому дару Духа”.

Учение исихастов о преображении человека, о созерцании Фаворского света открывает новые грани творческих способностей человека, но высшая цель творческого акта человека — преобразиться, приблизиться к Богу, отдалившемуся от людей после их грехопадения. “Кто очистит свой ум слезали, — пишет преподобный Григорий Синаит, — душу свою еще здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным отображением Божественной красоты, — тот почти становится сожителем ангелов (...), ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизреченным образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости. Таким образом, каковым оно создано в начале, таковым и воскреснет, чтобы всецелым приобщением Божества быть сообразным образу Сына Человеческого”.

 


Преображение преподобного Серафима Саровского.

По свидетельству Н. Мотовилова

 

Елена Перстнева "Наука и религия" 8'99



Библиотека "Тело Света"
www.telo-sveta.narod.ru/libr.htm





Hosted by uCoz