Что такое духовность?
Иногда можно слышать, что при упоминании слова
“духовность”, люди машут руками и говорят: “Да что вы, это не для нас, мы
обычные люди, нам некогда думать об этом и вообще это что-то очень далёкое от
нашей жизни”.
Но так ли это в действительности?
Давайте посмотрим, что такое духовность? Духовность это осознанность, полнота духовности это полнота осознанности. Соответственно, чем более велика наша способность действовать осознанно, а не просто автоматически, тем более духовными людьми мы и будем в жизни. Меньше осознанности в действиях, соответственно меньше и степень проявления духовности.
Помимо этого, духовность это заложенная в
каждого из нас сама способность к восприятию жизни в любом её проявлении.
Духовность / осознанность может быть минимальной, но её не может не быть вообще. Есть такое известное выражение “и
дух из него вышел вон”. Когда подобное происходит и дух высвобождается из тела,
тело падает, но способность к восприятию не исчезает, но осуществляется уже на
другом уровне и с другими возможностями. Но эта способность к восприятию всё
равно в нас остаётся. Собственно говоря, мы и существуем и воспринимаем самих
себя лишь потому, что сама эта способность в нас есть. При этом мы оказываемся
способны расширять диапазон нашего восприятия
до бесконечности, делая его всё более и более полным, вплоть до полного
осознания всеединства жизни, но точно также можем свести его и до минимума.
Поэтому той или иной степенью духовности обладаем мы все, поскольку каждый из
нас обладает способностью воспринимать и точно также каждый из нас обладает
способность расширять присущую ему способность к восприятию, как и
способностью свести её до минимума. В
первом случае мы можем говорить о всё более и более возрастающем состоянии
осознанности, то есть о расширении своего восприятия до наиболее полной по
своей осознанности картины мира, то есть говорим о знании, которое является
чистым восприятием, возникающем вне умозаключений и слов, но воспринимаемом
духовно, то есть как непосредственно переживаемый опыт внеинтеллектуального
знания о воспринимаемом. Во втором случае мы говорим о минимальном восприятии
сопряжённом с отсутствием полноты знания об общей картине мира, то есть с
присутствующим такому состоянию неведением. Полнота духовности / восприятия /
осознанности ведёт к восприятию мира как единого целого в самом полном смысле
этого слова, то есть рождает в сознании состояние реально и полно переживаемого
всеединства. Отсутствие в восприятии такой полноты приводит в восприятии мира к
ограниченности и в этом случае мир кажется поделённым на части. Таким образом,
через дух, как способность к восприятию мир проявляется как возможность
проявления мира в восприятии как во множественности, так и в его единстве.
Итак, дух - это присущая каждому человеку способность
к восприятию жизни, которая может быть как абсолютно полной и тогда мир
воспринимается единым целым, так и ограниченной и тогда мир кажется поделённым
на части. И, таким образом, дух, то есть присутствующую в нас способность к
восприятию, мы можем как минимизировать, так и развить. А значит род наших
занятий в повседневной жизни, как и социальное положение для развития духа
объективно не имеют абсолютно никакого значения, поскольку возможностью к
восприятию и работе с ним, наделены абсолютно все. И точно также в каждом из
нас есть душа - то, что воспринимает и
даёт возможность для дальнейшего развития нашего восприятия в ту или иную
сторону, то есть как в сторону всё большего восприятия всеединства, так и в
сторону восприятия обособленности, в соответствии с чем затем будет
меняться и наше положение в жизни.
Таким образом, нет людей в которых бы отсутствовал дух (способность к восприятию). Есть люди с его большей или меньшей степенью развитости, с той или иной степенью его раскрытости.
Итак, дух
– это заложенная в каждого способность к восприятию полноты жизни, а качество и
степень раскрытия человеком этой
способности есть степень его духовности.
В конечном счёте, наилучшим показателем уровня
духовности для человека является то, насколько и как он воспринимает своим
сознанием своё единство с миром, то есть то, насколько его сознание становится
способно воспринять состояние всеединства, что мир по своей изначальной
природе недвойственен и неделим.