Отец Серафим

-

"И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею" (Лк 9:29).

"...И преобразился перед ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Мф 17:2).

"Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!

Отец Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть...

– Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза ? Смотрите просто и не убойтесь – Господь с нами!

Я взглянул после этих слов, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите – не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающуюся сверху, и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?" (Журнал "Наука и Религия", 1991, N 7, статья "Одеяние Духа").

На своём опыте Серафим Саровский показал, что опыт Иисуса повторим и, как вы уже прочитали выше, именно стяжание Света являлось подлинно духовной целью первых христиан – обретение Светозарного Тела, преобразующего их земную плоть в Духовный Свет...

И именно этот опыт – опыт Огненного Крещения Святым Духом, о котором Христос говорит как о признаке второго рождения – рождения от Духа, Серафим Саровский и считал наиважнейшей, первостепенной задачей всех христиан. Об этом он говорил Мотовилову во время их встречи. В тот раз, встретившись с отцом Серафимом, Мотовилов услышал: "Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чём состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ спрашивали... Но никто, – продолжал отец Серафим, – не сказал вам о том определённо. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством, и говорили вам: высших себе не ищи. Но они не так говорили вам, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чём действительно эта цель состоит. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения её. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего [Духа Света]".

Но что понимал отец Серафим под Святым Духом Божиим и что означает стяжание Его? Об этом отец Серафим сказал: "...ещё скажу вам, чтобы вы яснее поняли, что разуметь под благодатию Божию и как распознать её и в чём особливо проявляется её действо в людях, ею просвещённых. Благодать Святого Духа есть Свет [выделено мной.], просвещающий человека. И Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого на тех людях, которых он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните Моисея после беседы с Богом на горе Синайской. Люди не могли смотреть на него – так сиял необыкновенным светом, окружавшим его лицо. Он даже принуждён был являться народу не иначе, как под покрывалом..."

Мотовилов считал это откровением мирового значения, так как в нём отец Серафим отвечал на вопрос о смысле истинного существования человека. Обожение человека, воссоединение с Отцом, становление "Я и Отец – одно" и духовное преображение тела в Свет.

"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:27); "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин 1:5); "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш..." (Мф 5:48) – разве это не о становлении человека Светом?

"...Чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:4).

Апостол Павел добавляет: "На это самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа" (2 Кор. 5:5); "И дал нам залог Духа в сердца наши" (2 Кор. 1:22).

Серафим Саровский ещё при жизни обрёл славу святого. По мнению Достоевского, именно святость есть спасение людей и надежда на лучшее будущее: "...он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит, наконец, правду на земле, и будут все святы, и будут любить друг друга, и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети Божии, и наступит настоящее царство Христово...".

В книге Ксении Разумовской "Великие пророки о России" приводится ряд других случаев, когда отец Серафим обращался Светом: "Об этом благоговейном свете, исходившем от Серафима Саровского, рассказывает послушник Иоанн (Тихонов), навестивший старца в монастыре: ...в это время он склонился несколько вперёд, голова его с закрытыми очами поникла долу; и простёртою дланию правой руки он одинаково [размеренно] водил против сердца. Лицо его постепенно изменялось и издавало чудный свет, и наконец до того просветилось, что невозможно было смотреть на него. На устах и во всём выражении его была такая радость и восторг небесный, что поистине можно было назвать его в это время земным ангелом и небесным человеком. Во время таинственного своего молчания он как будто что-то созерцал с умилением и слушал что-то с изумлением...".

А вот свидетельство А. П. Еропкиной, которая после беседы с великим старцем, когда он ей рассказывал о Царствии Небесном, записала: "Лицо его было необыкновенно... сквозь кожу у него проникал благодатный свет... в глазах же выражалось и спокойствие, и какой-то особенный душевный восторг. Надо полагать, что он, даже во время этих описаний своих созерцаний, находился вне видимой природы – в небесных обителях".

Отец Серафим, говоря о капитале материальном, преходящем, указывал: "Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный".

"Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (Гал. 6:7-8).

Есть замечательные слова о том, что в земных условиях исихасты воссоздают в своём сердце тишину и чистоту неба. "...Потому что тьма проходит и истинный свет уже светит" (1 Ин 2:8).

дополнительно

предыдущий текст оглавление следующий текст




Hosted by uCoz