|
А теперь поговорим о Едином Свете, пребывающем в сердце всех существ. Начнём с христианства. "Разве не знаете... Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3:16). "...Вы храм..." (1 Кор. 3:16). "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Свет истинный ...просвещает всякого ...приходящего в мир" (Ин 1:5, 9). "...Храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3:17). А теперь узнаем, как об этом же говорят мусульмане. Суфии утверждали, что истинная природа Реальности (Аллаха), как это следует из Корана, – это Свет. "Аллах – это Свет небес и земли [выделено мной.]. Его Свет подобен сиянию светильника в темнице; светильник горит в кристалле; кристалл как сияющая звезда... масло... готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает... [Сам будучи этим светом, пребывающим во всём] Аллах сведущ о всякой вещи!" (Сура Свет, 24:35). Таким образом, суфиям Аллах представлялся Светом, освещающим всю Вселенную, пребывающим в сути всех вещей и постоянно озаряющим все человеческие сердца. А ведь это один к одному то же самое, что содержится в Новом Завете. "Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:17, 19). "Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть [не ваши, а] Божии" (1 Кор. 6:20). А теперь совершим маленький экскурс в Индию. Что говорит индуизм? "Я Атман, который обитает в душе каждого смертного существа [выделено мной.]. Я есть начало, сама жизнь и конец всего". По знаменитому выражению из Брихадараньяка-упанишады (4, 3, 7), "Атман идентичен личности, что живёт в сердце у человека в форме света в сердце". Чхандогья-упанишада (3, 13, 7): "Свет, что сияет по ту сторону этого Неба, по ту сторону всего сущего, в высочайших мирах, за которыми уже нет более высоких, есть на самом деле тот же свет, что сияет внутри человека". "Это безмятежное существо, поднимаясь из его тела и достигая наивысшего света, является в своём собственном обличье. Это и есть Атман [Прообраз всего живого], ибо термин Атма означает светящуюся основу каждого живого существа". "Внутренняя Атма... излучает свет; она свидетель; она неподвижна; она чиста и священна; она вечна; она неделима; она самопроявлена; она есть покой и бесконечность; она сама мудрость. И эту Атму нужно осознать как собственную сущность!" Она осознаётся, как только исчезает неведение относительно своей подлинной природы... Мы уже говорили об этом, когда рассматривали мусульманство и христианство, давайте добавим к этому и слова, которые заключает в себе индуизм. "Он – свет светов. Он вне всякой тьмы. Он – знание, объект познания и цель знания; и Он пребывает в сердце всех существ" (Бхагавад-Гита, 13:17). Разве вас не затронуло то общее, что есть между этими традициями? Сравните с высказыванием Иоанна: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир [выделено мной.]" (Ин 1:9). "Все чрез Него начало быть... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его [выделено мной.]" (Ин 1:3-5). Что говорит об этом зороастризм? Точно так же, как доктрина Упанишад уподобляла Атман внутреннему Свету, в одной из глав "Большого Бун-дахишна" душа отождествляется с хварно, со "Светом Славы", "чистым излучением, которое лежит в основе Творения". Так же, как христианство, зороастризм, рассказывая о Фраваши (Мировой Душе), говорит о том, что каждый из нас олицетворяет собой образ и подобие Божие, Вечное, Бессмертное Начало. В самой глубине человеческого существа есть это Сияющее Светом Бессмертное Начало – Сияющий и Неразрушимый Свет, не связанный ничем из того, что ограничивает тело и душу человека. Сияющее Светом Бессмертное Начало, которым мы все наделены с безначальных времён и в котором мы все – Одно. То же самое мы находим и в учении манихейцев, согласно которому внутри нас, словно узница, живёт драгоценная искорка Света, частица Отца Величия. Помните – "Царство Божие [Царство Света] внутрь вас есть"? Ауробиндо в одной из своих работ цитирует Риг Веду: "Он открыл истину, Солнце, пребывающее во тьме" (Риг Веда, 3.39.5). И вновь это говорит о том, что Свет Вечной Жизни пребывает внутри нас. Давайте взглянем на герметизм. В герметизме ученик должен был соединить со Светом своё первоначальное видение, являющееся его отображением, логос, находящийся в нём. Гермесу позволено понять Свет как Жизнь, пребывающую в его собственной природе, и сдружиться с ним. В учении кахунов (кахуны – Стражы Тайны) говорится: "А оле ое е ике и на по опо о хай". Это означает, приблизительно: "Не суди других. Ты не знаешь их подспудной духовности. Дух Божества живёт в каждом из нас". "...И исполнились все Духа Святого... У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имущества своего не называл своим, но всё у них было общее" (Деян. 4:31-32). И вновь о Свете, о том, как он сближает всех нас, делая наше сознание единым. "Свет есть Божественный Разум, который всё содержит своим могуществом и заключает в себе прообразы всех существ" (Corpus Hermeticum VIII (IX). Текст: Р. 56-59; Pat. 48a, 48b). И ещё о кахунах, о том, что они говорят о кане. Кане, Высшее "Я" – корень чистой духовной сущности, наша "божественная искра". Та часть нас, то наше духовное бытие, которое было всегда и пребудет вечно. Тот самый Свет внутри каждого приходящего в мир, о котором напоминает нам Новый Завет. "Поймите и вразумитесь. Прежде чем Земля стала быть, вы уже пребывали у Творца и знали друг друга до начала мира. Вы знали доселе лишь осколки своей звезды, теперь вы видите Целое. Мириадами подобных звёзд, целою цепью звёзд-душ движется по мирам славы Единое и Множественное. Помните, как осенней ночью вспыхивают падающие звёзды? Подобно тому в мире Творца ежесекундно рассыпаются и падают звенья одной цепи – души-звёзды. Они рассыпаются на осколки, как порванная жемчужная нить, как капли дождя, осколки-звёзды падают в миры творения. Каждую секунду на внутреннем небе появляется новая звезда: это, воссоединившись, душа-звезда поднимается к Богу из миров смерти. Видите два потока из этих звёзд – нисходящий и восходящий? Вот истинный дождь над нивой Великого Сеятеля". "Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошёл от самого себя. Он пребывает в их образе. Если вам говорят: Кто вы? – скажите им: Мы его дети и мы избранные Отца живого" (Евангелие от Фомы, 55). Как сказал Мейстер Экхарт, "в душе есть нечто превосходящее её тварную природу".
|
|
| |||