|
Даосизм – это учение о Едином, Творящем Изменения. Само слово "Дао" может быть переведено как Путь или естественный ход, порядок вещей. Будучи Путём, Дао не имеет пола, но может проявлять себя и как мужское, и как женское. Слившийся осознанием с Дао начинает спонтанно следовать этому Космическому Порядку, тем самым делая свою жизнь лёгкой, естественной и гармоничной. Согласно учению даосизма, человек и Космос – одно. Так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам Великого Учителя, содержащимся в книге Ден Мин Дао "Хроники Дао", где в художественной форме изложены реально происходившие события. "Вначале мы должны убедиться, что именно Дао является основой всей Вселенной. Мы можем начать с наблюдений. Так, в мире физических явлений мы обнаруживаем порядок. В регулярном цикле движения звёзд, планет и времён года мы разглядим космологию. Ни один серьёзный мыслитель не решит, что за этим всем ничего нет. Мы должны идти дальше: что оживляет все эти предметы? Откуда они взялись? Кто-нибудь может ответить, что это боги создали Вселенную и управляют ею. Однако этот ответ нельзя считать удовлетворительным, ибо можно спросить: Откуда взялись сами боги? Кроме того, из священных текстов и простых легенд мы знаем, что даже боги не свободны от причинности. Следовательно, в нашем поиске основной силы Вселенной мы должны признать, что за богами стоит нечто – некая сила, которая сама по себе связана с причинно-следственными взаимосвязями вещей. Обратите внимание: я сказал сила. Вселенную нельзя уменьшить до простой материи. Как бы мы ни измельчали камень, он не будет отвечать ни за жизнь, ни за движение, ни за время или измерения. Ничто — ни природа, ни боги, ни материя – не является конечной тканью, из которой состоит Вселенная. В Священном Писании сказано: Бытие возникло из Небытия. Исследуйте это. Единственно возможным, совершенно неуменьшаемым источником возникновения Вселенной может быть Небытие. Только оно может быть неуменьшаемым. В начале было Ничто. Из этого Ничто возникла случайная мысль. Мысль вызвала движение внутри неподвижности, и от этого движения пошли бесконечные круги. Движение породило ци, или дыхание жизни. Дыхание сгустилось, образовав пять стихий: металл, воду, дерево, землю и огонь. Эти стихии символизируют материю. Потом Инь и Ян упорядочили этот хаос. Дыхание знало, что такое вдох и выдох; поэтому Вселенная была организована по принципу двойственности, ибо движение и развитие могут возникнуть только из взаимодействия и напряжения между абсолютными противоположностями. Взаимодействие между всеми этими вещами и породило в конце концов богов, человечество и мириады остальных явлений. Итак, первичная мысль была своего рода камнем, упавшим в пруд с идеально неподвижной поверхностью. Всё, что произошло после этого, можно назвать Дао. Из этого следует, что Дао не является совершенно неуменьшаемой сущностью, поскольку под это определение подпадает только Ничто. Дао – это лишь одна из теней, которые отбрасывает Ничто; можно даже сказать, что Дао и Ничто находятся в очень тесном взаимодействии. В процессе изменений и трансформаций Дао – помните про бесконечные круги на воде? – возникли небо и земля и ещё десять тысяч вещей, которые всё ещё неотделимы от Дао. Слова не являются мистическим источником познания. Я могу лишь намекнуть, указать вам путь. Вы должны воспринимать всё сами. Не воспринимайте ни мои слова, ни даже изречения просветлённых как достаточную замену собственного опыта. Когда я говорю всё это, я описываю то, что видел во время медитации. Вот почему святые говорят: Мудрый познаёт небо и землю, не выходя из своего дома. Если вы хотите обрести такую мудрость – занимайтесь медитацией". Цель даосизма заключается в обретении бессмертия. И сам поиск бессмертия видится трояко: обретение долголетия в этой земной жизни; приобщение к небесным святым, порывая тем самым с человеческим миром; и высшая цель – слияние с Вечным Космосом, или Высшей Реальностью. Исконный подход к обретению бессмертия состоит в медитации и называется небесным, поскольку практикующий адепт сливает жизненную энергию в собственном теле с Космической Энергией Вселенной в одно органическое Целое. В данном контексте медитация и созерцание означает ощущение единства с Дао – основой развивающейся Вселенной. Высшая форма медитации – сосредоточение на Абсолютной Реальности, на Неизменном. Поэтому относительно медитации в даосизме существует большое многообразие методов. Когда даосы говорят о внутренней тишине, они называют это "цзинцзо" (безмолвное сидение) или состояние паузы – слово, встречающееся в их священных текстах, повествующих о духовном совершенствовании, — они подразумевают под ним дзэн. В китайских буддистских текстах цзинцзо – это "цзочань" (яп. – "дзадзэн") и означает сидячую медитацию. Практикующий принимает позу полулотоса либо лотоса, чтобы дать возможность циркуляции жизненной энергии (иначе – сперматической эссенции) внутри его тела по так называемому малому небесному кругу. Затем он аккумулирует свою жизненную энергию в первом энергетическом центре тела, расположенном в нижней части живота, именуемом "гуань-юань" (первая застава). Когда же он выпестует свою энергетическую жемчужину, – а это может занять целые месяцы или годы, – адепт переправляет её в энергетический центр в области солнечного сплетения, в "жёлтый дворец" ("ху-антин"). На третьей стадии своей медитационной практики он переправляет пылающую жемчужину энергии в энергетический центр, к своему третьему глазу, известному как "тянь-му" ("небесный глаз"). Проходя через все эти этапы духовной практики, он представляет визуально, как его жемчужина жизненной энергии начинает обретать облик его собственного тела (он называет его "небесным младенцем"), представляющего его сознание, пребывающее в астральном теле. Когда младенец полностью разовьётся и станет астральной копией адепта, тот передаёт своё сознание этой копии и выходит из тела через макушку головы. Теперь адепт в своём астральном теле может направляться куда угодно, перемещаясь с невероятной скоростью, – ведь материальные предметы ему уже не помеха. Он может, если пожелает, вернуться в своё физическое тело или оставить его и стать небожителем. Если же адепт стремится к более возвышенной цели – единению с Космосом, – он не преобразует свою жемчужину энергии в небесного младенца, а позволяет ей разлиться по всему телу по так называемому большому небесному кругу. Свой третий глаз он употребляет на то, чтобы смотреть внутрь себя, а свое психическое ухо – чтобы слушать внутренние звуки. Достигнув духовного развития, он ощущает, как все клеточки его организма пронизаны золотой, лучистой энергией, а душа гармонично и естественно слита с Космосом. Вот как знаменитый даос, живший в VII веке, Люй Дунбинь описывает собственный космический опыт переживания высшего дзэн: "В тишине проступает необъятность, нестеснённость и свежесть сознания, будто бы опьянённого струями благодатного дождя при виде совершенного согласия тела и природы, расцветает всеми цветами радуги золотой дождь, и всё наполняется совершенным покоем, полная луна на небе, вся огромная Земля открыта простору и свету, ум и тело чисты и свободны, золотой дождь всё ослепительней... в полной тишине всё до конца проявляется перед взором, окутанным мягкой белизной, будто глаза приходится открывать в пелене облаков... оглядываясь на тело, замечаешь, что его нет, а всё вокруг – чистая мягкая белизна, внутреннее и внешнее стало прозрачным". Духовный экстаз, описанный даосским святым Люй Дунбинем, демонстрирует опыт окончательного просветления. Ниже дается пример такого просветления у христианской святой Марины де Эскобар: "Когда в глубоком экстазе Бог внезапно приобщает душу к своей несказанной сущности и когда он наполняет её своим светом, он являет ей в единый миг сокровеннейшие тайны. И душа проникается беспредельностью и неизъяснимым величием – она погружается в бескрайний океан, являющий собой Бога, одного только Бога. И в нём не сыскать ни брега, ни дна". Не менее красочно и подробно описан опыт медитации в книге "Хроники Дао": "Всё было тихо. Только полная тишина могла дать достаточное спокойствие, чтобы привлечь божественное. Сайхун отвернулся от всех своих эмоциональных порывов, внутреннего диалога, даже от того, что он считал своей обязанностью. Он закрылся от воспоминаний, бестолково бродивших внутри сознания. Он полностью отрешился от всяких следов и теней собственной жизни, чтобы заглянуть внутрь себя. Сайхун размышлял о том, может ли человек ощущать свою собственную судьбу и в состоянии ли он победить намерение, исходящее из высшего источника. Юноша сел и скрестил ноги. Спина автоматически выпрямилась, принимая положение, ставшее привычным за эти годы. Нейтральная темнота кельи сменилась ощущением приятного спокойствия. Внутренний диалог с самим собой уступил место взгляду внутрь. Внутренний взгляд перешёл в созерцание. Постепенно его привязанность к событиям дня ослабевала. Созерцание сосредоточилось на мягком ритме приливов и отливов его дыхания. Он обратил внимание на эту пульсацию: показалось даже, что он слышит шум движущейся крови, слышит, как энергия движется по нервам. Сайхун никак не управлял этим движением. Вскоре он погрузился ещё глубже внутрь себя, и осознание проникло за пределы физических функций. То, что корни духовности находятся в физическом теле, оказалось правдой. Можно было даже сказать, что тело и дух неразделимы. Духовность зарождалась там – среди мягких внутренних полостей, внутрителесной жидкости, вязкой крови. Сайхун посмотрел внутрь своего тела: оно было совершенно прозрачным. В конце концов, медитация совсем не походила на полную неподвижность. Тело всегда находилось в движении: сердце стучало, кровь стремилась по сосудам, электричество держало нервы в постоянной готовности, по меридианам циркулировала энергия, внутренние органы согласно пульсировали, и лёгкие, даже замедляя свой ход, всё равно дышали. Человек никогда не переставал двигаться и изменяться. Человеческое существо представляет собой космос – мистическое движение вперёд, соединённое со священным равновесием. Потом Сайхун заглянул глубоко внутрь себя. Он полностью погрузился в созерцание своей внутренней сущности. Внутреннее стало всем. Внутреннее и внешнее слились в единое целое. Погружаясь всё глубже внутрь себя, Сайхун достиг совершенного понимания. Внутреннее и внешнее стало одним целым в пространстве бесконечности. Теперь он был точкой фокуса, острием всего космоса. Местом, где сама бесконечность сливалась в единую массу движения и познания. Ци превратилась в пять стихий, в Инь и Ян, в человеческое существо. Он стал микрокосмом вечности. Сайхун мысленно представил себе созвездие Большой Медведицы: тишина. Космическое пространство. Время и пространство накладываются друг на друга змеиными кольцами, теряя свою определённость. Что же находится там, за этой двойственностью? Большая Медведица спускалась. Человечество стало микрокосмом Вселенной. Ничто больше не являлось реальным; каждый объект был на равных со всем остальным. В одном содержалось всё. Органы были планетами. Центры психической энергии были сверхновыми. Точки на меридианах – звёздами, а сами меридианы – путями в небесный рай. Большая Медведица опустилась на Сайхуна. Он звал её к себе; он желал этого. Он вошёл в созвездие, и оно подняло юношу дальше самых высоких облаков, через тонкую пелену лазурного неба в черноту космоса. Вокруг был полный мрак, если не считать россыпи звёзд. Вселенная представлялась ночью, но свет дня взрывался внутри её, заливая собой складки черного бархата. Он висел там, во тьме; он парил в космосе. Вокруг царила полная тишина. Он спроецировал звёзды внутрь себя и теперь сам являлся такой же звёздной проекцией. Он был космическим телом, ничем не хуже планеты. Метеором. Или даже солнцем. Но было и более глубокое состояние. Он всё ещё оставался телом. Почему он оставался тут, а не там, далеко? Его тело расширилось, словно бесшумно взорвалось. Совершенный телесный механизм разлетелся, выстрелив себя в тысячи разных направлений. Тело исчезло, но намерение осталось. Память, далёкая, зыбкая – странный обломок индивидуальности – всё ещё мчалась сквозь пустоту. Но вот растворился и этот обломок. Растворился за пределами звёзд, планет и измерений, за пределом калейдоскопа реальностей, пронизав бесчисленные слои миров. Всё. Осталась лишь великая Пустота. Сайхун сидел в пещере, ощущая себя крошечным и хрупким созданием. Кем он был? Просто маленькой искрой, которая была всем и ничем. Тут из глубины его подсознания возникло нечто, о чём когда-то давно говорил его старый учитель: У совершенного человека чистое сердце. К такому человеку даже в болоте грязь не пристанет. Жестокие ураганы могут разрушить горы, сильные ветры способны взмутить четыре океана, но совершенный этого не боится. Он парит сквозь облака, плывёт над солнцем и луной, преодолевая рамки мира. Жизнь и смерть не могут разрушить его единство с миром. Его сердце принадлежит всему вокруг, но сам он не принадлежит ничему. Последний проблеск памяти сознания растаял в ослепительном свете". Даосизм – это метод обучения, приведения самого себя в состояние гармонии с Дао – или даже больше: это процедура объединения с самим Дао. Мудрые говорят: "Дао вечно, и тот, кто им владеет, не погибнет, когда его тело перестанет существовать". Но не бывает простых способов. Все люди разные, и Дао никогда не бывает неподвижным. Различные способы жить должны быть приспособлены под индивидуальные потребности и судьбы каждого человека. Вот почему в "Семи Бамбуковых Табличках" насчитывается 3060 способов самосовершенствования. Даосизм – это многоуровневая духовная система. Там, где другие религии пытаются определить границы своей веры, отсекая все остальные верования, обширные, всё увеличивающиеся горизонты даосизма охватывают Вселенную целиком. Один из наиболее фундаментальных его принципов основан на философии и заключается в том, чтобы воспринимать человечество и весь мир таким, каковы они есть. "Даосизм – одна из немногих религиозно-философских систем, постулатом которой является не только духовное бессмертие человека, но и возможность для него путём определённых психофизических практик достичь бессмертия физического. Древние даосские трактаты по яншэн, техникам вскармливания жизни, полны рассказов о восьми бессмертных, восьми мастерах, подобно Иисусу Христу вознёсшихся на Небо в своём физическом теле" (У Вэйсинь. "Секреты цигун-терапии"). К таким практикам относится практика Золотого Цветка. Если два иероглифа, составляющих слово "Золотой Цветок" (Цзинь Хуа), написать один над другим, то станет очевидным, что в скрытом значении это выражение включает в себя слово "Свет". Практика Золотого Цветка пришла в Китай из Персии, так как в период династии Тан в Китае было много персидских храмов. В свою очередь, в Персии она получила распространение благодаря несторианской ветви христианства. Давая трактовку иероглифу "Дао", составитель информационного обзора для желающих заниматься Чжун Юань цигун, даваемом в нашей стране мастером Сюи Мин Таном, пишет: "Если рассмотреть Дао с позиции древней китайской культуры, то из написания иероглифа и последовательности его начертания следует целая философия: горизонтальная линия означает весь мир, Космос в целом; два штриха над ней говорят о том, что этот Космос состоит из двух частей – Инь и Ян; правый нижний блок означает я сам, а вся правая часть – голова; левый блок – часть иероглифа идти, движение. На основании этого философский смысл понятия Дао можно трактовать следующим образом: человек является порождением и частью Космоса, поэтому его развитие должно идти согласно с общими космическими законами. В процессе своего бытия, развиваясь, Человек должен изменяться, двигаясь к пониманию того, что Космос един, поэтому всё в нём взаимосвязано – во всём Космосе существуют единые законы и правила и для природы, и для общества. Они должны стать понятными и очевидными Человеку как части Космоса, они должны соблюдаться каждым человеком в отдельности и обществом в целом. И когда человек осознает это и примет в своё сердце, он станет гармоничным и целостным подобно Космосу и сможет работать в Космосе где угодно, в любой точке пространства и времени, выполняя свою Человеческую и одновременно Космическую Задачу. Именно в этом смысле Дао – это Путь, ПУТЬ РАЗВИТИЯ Человека от простого существования к осмыслению и пониманию, к прозрению, и, наконец, к полному слиянию с Дао". Вот как описано в "Хуайнаньцзы" единство природы человека и Космоса: "Вселенная и Космос – это человеческое тело, в пределах шести сторон устройство то же, что в человеке... В древности человек имел единый с Вселенной эфир...". Далее приведём две цитаты из Энциклопедии "Религии мира". "Согласно практике учения о Дао, мир един, между небом и землёй нет непреодолимой границы и, соблюдая определённые правила и законы, можно пересечь её и при жизни. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из жизнеописаний праведников, святых и мудрецов". "Бессмертные-сянь – это люди, которые благодаря внутренней алхимии или пилюлям бессмертия и особому образу жизни обрели вечную весну. Они могут обладать сверхсилами и обычным человеческим обликом, и непосвящённый может не признать в скромном, убелённом сединами старце великого бессмертного. Сяни, как говорится в трактате Канон великого покоя (2 в.), властвуют над ветрами и дождями, способны летать, изменяются вместе с четырьмя сезонами года. Одним словом, они представляют собой некую очеловеченную проекцию Дао". Дао и даосизм является духовным учением, содержащим в себе принципы, по которым живёт природа. Чжуан-цзы, один из самых ярких представителей даосизма, говорил так: "Тот, кто познал дао, непременно постигнет закон природы, постигший закон природы непременно овладеет умением соответствовать положению [вещей]; овладевший умением соответствовать положению [вещей] не станет вредить себе из-за вещей, человека совершенных моральных качеств огонь не может обжечь, вода – утопить; ни холод, ни жара не могут причинить ему вреда; ни птицы, ни звери не могут его погубить"1. Что же такое Дао? Являвшийся основоположником даосизма Лао-Цзы, живший в Китае в VI-V веках до н.э., сказал об этом так: "Всё возникает из того, что нельзя ни назвать, ни описать, потому что оно выше понимания человека; для удобства его называют Дао". Сам Лао-Цзы более известен людям по трактату "Дао Дэ Цзин", в котором говорится, что всё произошло от Дао, чтобы затем, совершив кругооборот, снова вернуться к Дао. "Имя Лао-Цзы прекрасно передаёт саму суть мудреца. Оно может быть переведено и как мудрый старец или старый мудрец и как старый ребёнок, ибо иероглиф цзы имеет столь полярные значения. Эта игра слов легко объяснима уже из основных понятий самого Дао Дэ Цзина, где истинный мудрец описывается уподобившемуся младенцу и, таким образом, завершившим процесс обратного развития и самораскрытия, поскольку он сочетает в себе мудрость старика и свежую незамутнённость чувств малого дитя. Он воспринимает мир вне каких-то культурных установок, а в его первозданном, неприукрашенном виде. Его обратное развитие доведено до предельной стадии, а граница всякого предела – пустота. Именно поэтому дикие животные не нападают на такого мудреца, а свирепому воину некуда вонзить своё оружие" (Энциклопедия "Религии мира"). Мирча Элиаде в труде "Мефистофель и андрогин" пишет: "Обращаясь к Китаю, мы видим, что и там опыт света означает выход за пределы профанического существования. Когда человек достигает высшей степени душевного покоя, – пишет Чжуан-Цзы, – он излучает небесный свет. Тот, кто развил в себе этот небесный свет, видит внутреннего Человека [Истинное "Я"]. Только посредством этой духовной практики человек может достичь вечности". Здесь мы вновь обнаруживаем тот же опыт, что имеется в христианстве и в других духовных традициях. В христианстве о внутреннем человеке говорит апостол Павел (см. 2 Кор. 4:16; Еф. 3:16; Рим. 7:22), поэтому приведём ещё несколько выдержек из работы М. Элиаде. "Некоторые психофизиологические техники, выработанные – или систематизированные – в неодаосизме, придают большое значение опыту разных видов внутреннего света". Человек созерцает, "как солнце через уста входит в сердце и озаряет всё сердце изнутри, так, чтобы оно стало таким же блистающим, как солнце; на некоторое время их оставляют вместе и чувствуют, как сердце согревается". В этом примере реальное солнце не играет никакой роли, но его образ интериоризируется и проецируется в сердце, чтобы пробудить в нём внутренний Свет. Во время медитации, отчасти подобной медитации йогов (дыхание должно быть ритмичным), веки опускаются, и глаза уже не смотрят вовне, но озаряют внутреннее пространство. Именно тогда человек обнаруживает Свет. "Следует отметить, что эти техники не подразумевают ни помощи, ни даже присутствия божества. Свет от природы помещается внутри человека, в его сердце. Этот свет можно пробудить и заставить циркулировать посредством мистической космо-физиологической процедуры. Другими словами, тайна жизни и бессмертия тела вписана в саму структуру Космоса и, соответственно, также и в структуру микрокосма, каковым является человек". "Итак, расцветание Золотого Цветка знаменуется опытом света. Как только оказываешься в покое, свет глаз начинает лучиться, так что всё, что перед тобой, озаряется сиянием, словно внутри облака. Если открыть глаза и поискать тело, то ничего не найдёшь. Это зовётся: "В пустой комнате появляется свет". Это весьма благоприятный знак. Или, когда предаёшься созерцанию сидя, плотское тело начинает ярко сверкать, как шёлковое или нефритовое. Оставаться сидя кажется трудно; чувствуешь, как тебя словно подымает ввысь. Это зовётся: Дух является и теснит к Небу. Со временем опыт делается столь напряжённым, что в самом деле воспаряешь". Ещё одно добавление для полноты впечатлений и понимания того, куда ведёт даосизм. С этой целью вновь обратимся к Энциклопедии "Религии мира". "Подлинный облик Дао – за пределами понятий истинности и ложности. Однако доступ в мир Дао открыт не каждому, а лишь тому, кто способен слиться с ним, уподобиться его свойствам, освободиться от страстей, от пут вещей [...будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф 5:48)]. Таких людей называют обрётший Дао, воплотивший Дао, а тех, кто усовершенствовался настолько, что как будто бы и не покидал своего корня, т. е. Дао и его обители, Чжуан-цзы называет естественным человеком, бессмертный дух в бессмертном теле. Этот долгий и тяжкий путь каждый должен осилить в одиночку, и отваживается на него не всякий, и не всякому, как говорит Чжуан-цзы, открываются врата Неба". О даосской космологии мудрец высказался так: "Дао создаёт один. Один создаёт два. Два создаёт три. Три есть Мать всех вещей". Великая мудрость, заключённая в этих словах, становится очевидной, когда мы понимаем, что Дао означает Великий Предел, "один" означает космос, "два" – инь и ян, а "три" – положительный, отрицательный и нейтральный энергетические заряды. Даосизм указывает путь к Великому Пределу, иначе говоря, к обретению бессмертия. Нравственность – первая и неотъемлемая часть пути к бессмертию. Затем ищущий бессмертия должен медитировать на Пустоту. Медитируя, он соединяет свой ум и дыхание, устраняет все эмоции и заботы и сосредоточивает свой ум на Пустоте. Пустота – это то, что было до появления сущего, это изначальность беспредельности. Возврат к Пустоте означает возврат в первозданное состояние. Чжуан-цзы знакомо чувство восторга перед мощной силой "Творящего изменения" – так он называет Дао. "Как в огромном плавильном котле, переплавляет Великий Мастер формы. Неистощима его фантазия, и никогда он не повторяется в своих творениях". Чжуан-цзы с любопытством предвкушает будущее: завершив жизнь в одной форме, он готов умереть – "заснуть" и затем пробудиться в неведомой новой области вечного покоя, где сняты противоречия, где нет вечного движения противоположностей, их перелива из одного в другое, которое и называется в человеческом мире жизнью. Чжуан-цзы считал, что между жизнью и смертью нет непереходимой грани. Для "достигшего", "естественного человека" трансформации возможны всегда: рассеять энергию (ци) или собрать в форму, перейти из одной формы в другую – это ему доступно в принципе, ведь он составляет с Дао одно, он растворён в нём, и, значит, он тоже обладает способностью творить изменения, перевоплощаться. Чжуан-цзы приводит примеры "достигших", демонстрирующих возможности внутренней трансформации без видимых внешних изменений. В стране, "где господствует Дао, не знают, что полезно, а что вредно... не знают любви к жизни и ненависти к смерти... жизнь и смерть – одна ветвь". О себе Чжуан-цзы также упоминает как о "достигшем": "Я расслабляю тело, – говорит он, – прогоняю чуткий слух и острое зрение, отделяюсь от формы, отхожу от знания и сливаюсь со всепроникающим Дао". Таково учение бессмертных... "Каждый человек потенциально обладает различными способностями, – пишет Лю Гуань Юй в книге Даосская йога, – в нём сосредоточены силы и знания. По мере эволюции он открывает в себе новые силы, способности и качества; приобретает теперь способность изменять окружающие условия и влиять на них; может победить внешнюю и внутреннюю природу, а также перейти в состояние Сверхсознания. Если разбить тёмный плафон, закрывающий лампу, она осветит всю комнату. Подобно этому, разбив тёмную телесную оболочку постоянной медитацией, уничтожив неведение и его отрицательные влияния (отождествление себя с телом) и поднявшись выше сознания тела, вы познаете Высший Свет, находящийся везде и во всём". Следовательно, высшая цель даоса – достичь бессмертия, и основной метод – медитация, с помощью которой душа возвращается к Пустоте, достигая единения с Космосом. Один из современных мастеров даосизма, Мантэк Чиа, в книге "Дао – пробуждение света" даёт описание нескольких этапов, которые проходит человек на пути обретения Тела Света. "В соответствии с традицией даосизма высшей целью даосской внутренней алхимии является фактическое преодоление смерти посредством трансмутации физического и энергетического тел в тело бессмертия. На достижение этого уровня бессмертия, известного как истинное физическое бессмертие, уходит больше всего времени. Формирование и развитие тела бессмертия 1. Заронить в благодатную почву семя бессмертия Алхимические техники Первого уровня просветления Кань и Ли воссоединяют женское и мужское начала в нашем существе. За счёт этого происходит зарождение тела души. Затем тело души становится как бы няней, взращивающей тело Духа. Тело души – только семя, однако оно может быть трансформировано в аспект тела бессмертия в случае, если за время жизни человек не успел взрастить тело Духа. При таком варианте самоосознание может и не прерваться, однако вырваться из цепи перевоплощений в этом случае человеку всё же не удаётся. Преодоление обусловленности необходимости вращения в круге рождений и смертей становится реальной возможностью только для того, кто за время жизни в земном воплощении успел развить тело Духа и сформировать интегральное тело бессмертия. Образование няни, или тела души – это инь-фаза развития бессмертного тела, именуемая также инь-телом, или "фазой зародыша". Чтобы взрастить полноценную душу, необходимо её питать, воспитывать, обучать и тренировать. По достижении душой полноценного развития может быть положено начало формированию и развитию тела Духа. На взращивание его обычно требуется от четырнадцати до восемнадцати лет. Питанием для развивающегося в физическом теле тела Духа становятся все доступные человеческому существу виды тонких энергий – энергии растений, небесных тел, всех видов положительных ощущений. Многие из Мастеров достигали такого уровня развития, что могли преобразовывать плотную материю в материю тонкую, которую затем трансформировали в составляющие своего тела Духа. В момент смерти они трансмутировали значительную часть энергии, заключённой в материи физического тела, в сознании и в теле энергетическом, в составляющие тела Духа, но это отнюдь ещё не было формированием тела бессмертия. Масса физического тела при этом значительно уменьшалась и сразу же после физической смерти составляла не более двух третей прижизненной. Если такое случается, значит, человеку удалось преодолеть барьер смерти, сохранив непрерывность самоосознания, и в следующее воплощение он войдёт, сохранив память о предыдущем. 2. Слияние со светом: ян-фаза развития тела бессмертия Попробуйте скрестить собаку со змеёй... Исход подобной бесперспективной акции очевиден с самого начала. Чтобы слиться со светом Дао, нужно прежде самому сделаться светом, то есть пробудить в себе осознание того, что все мы воистину есть порождения света, были ими и пребудем вовек. Вибрационные характеристики полноценно развитого тела Духа идентичны характеристикам света Дао, потому слияние Духа с Дао – вещь очень простая и совершенно естественная. Стать единым с Дао. Со святым Духом... Или с Великим Духом... Суть дела не меняется, всё зависит только от принятой в той или иной традиции терминологии. Даосы иногда называют свет Дао внешним светом. Медитативные техники Второго уровня просветления Кань и Ли обучают человека видеть свет своего собственного Духа – внутренний свет – и соединять его со светом внешним. Слияние внутреннего и внешнего света есть начало второй фазы развития тела бессмертия – ян-фазы, или ян-тела. На этом этапе для дальнейшего становления бессмертного духа продолжается перевод материи-энергии физического тела в более тонкие состояния. Человек учится воспринимать и перерабатывать энергии всё более высоких уровней – энергии Высшей Сущности и Космических Сил, а также энергию разума самого Дао. В результате в нас пробуждается самоосознание нашей истинной вечной неразрушимой сущности. Осознавая себя как Дух, человек обретает способность совершать в теле Духа путешествия в миры Духа. Столкнувшись же с тонкими мирами, лежащими вне физического мира, человек утрачивает страх смерти и никогда более его не испытывает. 3. Высшее просветление Кань и Ли На этом уровне вся сущность физического тела трансформируется в тело бессмертия. После того как все элементы физического тела преобразованы в тонкую ци, остаётся то, что известно как тело Радужного Света. Когда Мастер, достигший такого уровня развития, покидает этот мир, все живые составляющие его физического тела полностью поглощаются внутренним огнём, превращаясь в невидимый для физического зрения тонкий радужный свет. Остаются разве что ороговевшие части – волосы, ногти и, может быть, тонкий поверхностный слой кожи. Присутствие смерти всё ещё необходимо на этом этапе – она подгоняет человека, не давая ему расслабиться. 4. Абсолютный контроль над пятью органами чувств, воссоединение Человека и Неба Это уровень развития, на котором Человек одерживает окончательную победу над смертью, обретая способность произвольно трансформировать физическое и энергетическое тела в тело бессмертия, путешествуя в нём в другие миры и возвращаясь обратно и вновь формируя здесь физическое тело". Это то, о чём писал апостол Павел: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою" (1 Кор. 15:51, 53-54).
|
|
| |||