|
Однажды в одной из книг встретились и запомнились такие слова: "Единственный путь единения с Духом – это найти его в себе. Это единственный путь, следуя ему, вы соединяетесь с бесконечной силой Вселенной". На ритуалистическом уровне в индуизме не счесть богов и богинь, но на философском уровне все они есть проявления одного верховного божества, называемого Брахманом. Ниже следует отрывок из Упанишад – священной книги индусов: "До сотворения Брахман существовал, не проявляя себя. Из непроявленного он сотворил проявление. Из себя он сделал себя. Поэтому он существует сам по себе". В "Бхагавад-Гите" Брахман говорит устами Шри-Кришны: "Люди, чья проницательность притупилась из-за мирских страстей, установили тот или иной ритуал или культ и обращаются к различным божествам под воздействием своих врожденных влечений. Но не важно, какое божество верующий выберет для поклонения. Если у него есть вера, я делаю её непоколебимой. Наделённый ниспосланной мной верой, он поклоняется этому божеству и получает от него всё, о чем молит. В действительности даю только я". Брахман проявляется в каждом существе как Атман: "Я Атман, который обитает в душе каждого смертного существа. Я есть начало, сама жизнь и конец всего". И так же как представители всех учений о Свете, являясь одним из тех, кто подобно Шакьямуни, Иисусу, Мохаммеду и многим, многим другим полностью реализовал свою божественную человеческую природу, Сатья Саи Баба в "Сутра Вахини", обращаясь к искателям Пути, говорит: "Брахмана нельзя увидеть. Брахман – это то, что позволяет глазам видеть и ушам слышать. Он может быть познан только через предельное устремление в очищенном уме и при концентрации мысли. Никакие другие средства не смогут помочь". Одним из способов достичь Бога, или Брахмана, является йога, которая означает союз с Богом, или единство с Божественным. Цель йоги – достичь состояния единения с Брахманом, Высшей Реальностью, что достигается посредством дхьяны, иначе медитации. Многочисленные, но разрозненные методы и принципы медитации Древней Индии, многие из которых упомянуты в Ведах, впервые упорядочил в IV веке до н. э. Патанджали, приобретший известность как прародитель йоги. Есть много видов йоги: хатха-йога, бхакти-йога, мантра-йога, янтра-йога, раджа-йога и т. д. Раджа-йога считается высшей и учит познанию Бога через медитацию. Патанджали, отец йоги, выделяет восемь этапов совершенства: 1. Яма – воздержание от злых дел. 2. Нияма – соблюдение чистоты, целомудрия, дисциплины, размышления и посвящение себя Богу. 3. Асана – статическая поза. 4. Пранаяма – контроль за дыханием. 5. Пратьяхара – направление сознания внутрь. 6. Дхарана – сосредоточение. 7. Дхьана – медитация (созерцание). 8. Самадхи – Просветление. Первые пять этапов связаны с моральной и психической подготовкой, а три последние касаются развития сознания (духа). Развитие сознания, т. е. способности не только наблюдать, но и осознавать делаемое, начинается с сосредоточения, которое ведёт к медитации, медитация же – к Просветлению. Указание на то, что среди других йогических методов наилучшим считается медитация (дхьяна), содержится в "Йога-сутрах" Патанджали, в которых мы читаем: "Форма поклонения, которая заключается в созерцании Брахмана, превосходит ритуалистическое поклонение с материальными жертвоприношениями". Другие йогические практики – укрепляющие упражнения в хатха-йоге, управление дыханием в пранаяме и преданность богу в бхакти-йоге – являются подготовительными, наподобие культивирования нравственной чистоты и духовных практик в других духовных традициях. Медитация в йоге довольно богата философскими построениями и методами. Следующий отрывок взят из классического труда – Патанджали "Йога-сутры". "Йога есть прекращение деятельности [дословно – потока, развёртывания] сознания... которое достигается благодаря практике и бесстрастию... Оно [бесстрастие] – сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности [т. е. направленности], рефлексии [т. е. содержательности], блаженства и самости. Другое сосредоточение, при котором остаются только бессознательные формирующие факторы (санскр. – сансара), предваряется практикой, обусловливающей прекращение деятельности сознания... Или сосредоточение достигается вследствие упования на Ишвару [т. е. Господа]. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдох и выдох вызваны рассеянным состоянием сознания. В целях их устранения существует практика работы с сознанием, опирающимся на одну сущность. Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку [вспомним христианское: "Для чистых все чисто" (Тит 1:15)]. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания. Либо же сверхчувственная деятельность относительно соответствующих объектов при своём возникновении также вызывает ментальную стабильность..." Когда мы читаем у апостола Павла: "Смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор 4:18), нам это кажется трудным для понимания и уж тем более кажется невероятным, что в этих словах Павел рассказывает о своём опыте созерцания (медитации), осознанности. Но давайте посмотрим, как о том же говорит Свами Парамананда: "Ключ к сосредоточению – стремление удержать внимание на одном предмете... Когда осознание [дух] уравновешено и хорошо сконцентрировано, становится видимым Высшее Я человека... Это означает ощущение единства с Богом. Высшая форма созерцания – сосредоточиться на Абсолютной Реальности, на Неизменном". "Когда ум сосредоточен, йогин достигает состояния самадхи. Приложив самадхи к определённому объекту, исключив из сферы сознания всё остальное, он достигает состояния санъямы, которая открывает ему доступ к невероятным способностям. Благодаря овладению ею возникает свет мудрости... Благодаря санъяме... возникает знание прошлого и будущего... Благодаря санъяме на внешней форме тела при устранении её способности быть воспринимаемой в результате прекращения контакта между органом зрения и светом возникает невидимость". Но обретение подобных сил в действительности представляется несущественным, если сравнить с благородной целью йоги, связанной с достижением единения с Брахманом. А для этого йогину следует выйти за пределы своего сознания, чтобы соприкоснуться со своим Атманом. Санъяма служит выполнению именно этой великой задачи. После этого Атман освобождается и душа соединяется с Брахманом. И подобно Богу в христианстве, Аллаху в мусульманстве, в Упанишадах Брахман или Атман также отождествляются со Светом. Как говорит Брихадараньяка-упанишада (1, 3, 28), "от не-бытия поведи меня к бытию, от темноты поведи меня к свету, от смерти поведи меня к бессмертию". В индуизме мы встречаемся с тем, что Высшее Начало вновь предстаёт перед нами как лучащийся Свет, творящий всю Лучистую Вселенную, в которой мы сами предстаём как светящиеся существа, реализующие внутри себя свою подлинную природу. Об этом же говорят и Упанишады: "В начале кальпы Брахма пробуждается и создаёт миры – небесный, человеческий и демонический. В конце кальпы Брахма засыпает, и миры обращаются в хаос [пралайя]. Все существа, которые не достигли освобождения в течение кальпы [и не осветились], поглощаются Брахмой". Согласно традициям тибетского буддизма, рассказывающего о переходе от Человека-Света к нынешним представителям рода человеческого, вначале люди были бесполы и лишены сексуальных желаний; они обладали внутренним светом и испускали лучи. Точно такое же воспоминание мы находим в индуизме. Согласно традиции индуизма, сохраняемой в Дигханикайе (1, 2.2), "когда Мир был разрушен, уцелели только лучезарные существа, которые звались Аббассара: у них были эфирные тела, они летали в воздухе, излучали свой собственный свет и жили беспредельно долго". Следовательно, Свет идентичен Бытию и бессмертию. Высшее знание несёт с собой изменение способа существования. По знаменитому выражению из Брихадараньяка-упанишады (4, 3, 7), "Атман идентичен личности, что живёт в сердце у человека в форме Света в сердце. Это безмятежное существо, поднимаясь из его тела и достигая наивысшего света, является в своём собственном обличье. Это и есть Атман [Первообраз]". "Он – свет светов. Он вне всякой тьмы. Он – знание, объект познания и цель знания; и Он пребывает в сердце всех существ" (Бхагавад-Гита, 13:17). Сравните с высказыванием Иоанна: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин 1:3-5). Иоанн, здесь цитирует Ветхий Завет. И то же самое мы, только чуть выше, видели в Коране у мусульман: "Аллах – это Свет небес и земли. Его Свет подобен сиянию светильника в темнице. Светильник горит в кристалле, как сияющая звезда". Упанишады (священные тексты) особо подчёркивают мысль о том, что Бытие проявляется посредством Чистого Света и что человек знакомится с Бытием благодаря опыту сверхъестественного Света. Как говорит Чхандогья-упанишада (3, 13, 7), – "свет, что сияет по ту сторону этого Неба, по ту сторону всего сущего, в высочайших мирах, за которыми уже нет более высоких, есть на самом деле тот же свет, что сияет внутри человека. "В момент смерти, – сообщает далее Чхандогья-упанишада (8, 6, 5), – душа подымается ввысь по лучам Солнца. Она приближается к Солнцу, Двери Мира. Те, кто знает, могут войти, но для тех, кто не знает, дверь закрыта". Разные школы йоги упоминают о явлениях внутреннего Света. Комментируя "Йога-сутру" (1, 36), Вьяса говорит о сосредоточенности на "лотосе сердца", посредством чего возможно прийти к опыту Чистого Света. Мирча Элиаде так характеризует опыт, свойственный индуизму: "Для индийской мысли свет, увиденный в мистическом откровении, – это синдром трансцендентности здешнего мира, мира непосвящённых, существующего по законам обусловленности, и достижения другой сферы существования – сферы чистого Бытия, божественного начала, высшего знания и абсолютной свободы. Вот почему она переживается на опыте как яркий белый свет, который вначале ослепляет, а затем человек исчезает в нём, растворяется бесследно. ...Тот, кто встречает Свет и узнаёт себя в нём, достигает трансцендентного существования, которое мы не в силах себе вообразить. Мы можем понять только то, что для нашего мира он навсегда умер, а также что он умер для всех остальных миров, в которых возможно после-существование". Помните, как подобным же образом опыт слияния с Единым описывался в традиции суфизма, где, как мы говорили достижение высшей стадии – "хаки-кат" ("Истина") – выражается в самоотречении и потере своего "я", которое исчезает в Боге, растворяется в Нём? В 12-й книге "Махабхараты" Вишну является окружённый сиянием, сравнимым с излучением тысячи солнц. И текст добавляет: "Проникая в этот свет, смертные, изучившие йогу, достигают окончательного освобождения". Речь идёт, следовательно, о знании трансцендентного порядка, так как получивший это знание усваивает новый, высший способ существования. "Когда, обретая знание, я человека становится единым со всем сотворённым, то как может пребывать он в смятении или печали, если во всём видит он единство?" (Иша-Упанишада) Вышеприведённое высказывание можно было бы дополнить словами Элиаде: "Опыт света означает, по преимуществу, встречу с высшей реальностью. Во всех этих обстоятельствах разрывается пелена иллюзии и невежества. Человек внезапно оказывается ослеплён Чистым Светом, то есть погружается в Бытие". Из этой всеиндийской метафизики Света вытекает несколько следствий, а именно: адекватное проявление божества происходит посредством Света; те, кто поднялся на высокую ступень духовности, способны испускать Свет. С определённой точки зрения можно сказать, что мир непосвящённых, обусловленный мир оказывается преодолён и что дух вырывается в область Абсолюта, которая является одновременно областью Бытия и областью священного. Брахман, равно как и Будда, и Аллах, равно как и любые другие обозначения Единого, – это одновременно знак священного и знак Бытия, знак высшей реальности, акт, посредством которого человек осознаёт реальность Всеединства, реальность Всеединства Бытия. При этом осознание Всеединства Бытия – точно так же, как осознание идентичности Брахмана и Атмана в Упанишадах, – это мгновенный акт, сравнимый со вспышкой молнии. О том, что образцовая теофания представляет собой ослепительный поток Света, известно каждому читателю "Бхагавад-Гиты". Вспомните знаменитую 11-ю главу, в которой Кришна является Арджуне в своем истинном обличии, суть которого – огненная масса. В "Махабхарате" и в пуранах Харивамша рассказывает о путешествии Кришны, Арджуны и одного брахмана к Северному океану. Кришна приказывает волнам отступить, и все трое пересекают океан, идя словно между двух водяных стен. Они приходят к величественным горам, и по приказу Кришны горы отступают. Наконец, они проникают в область тумана, и лошади останавливаются. Кришна бьёт туман своей чакрой (острым диском) и рассеивает его – и тогда Арджуна и брахман видят необычайно сверкающий Свет, в котором растворяется Кришна. Позже Кришна открывает Арджуне, что этот Свет был его истинным "Я". В той же 12-й книге "Махабхараты" рассказывается история о трёх мудрецах. Они прибывают на Шветадвипа – таинственный "белый остров" индийской мифологии (на Руси эта земля была известна, как Беловодье, в буддизме её называют Шамбалой). Приближаясь к нему, они проходят ряд испытаний, после чего начинают различать каких-то людей, белых, как луна. "Сияние, исходившее от каждого из этих людей, – уточняет текст, – было похоже на блеск Солнца в миг, когда близится миг распада Вселенной". Образ Шветадвипы подтверждает тождество Света духовному совершенству: эта страна "белая", потому что населена совершенными людьми. Таким образом, как отмечает Элиаде, "согласно индуистской традиции, не только божества неизбежно оказываются светозарными или показываются своим поклонникам в виде световых эпифаний, но и люди тоже испускают свет, если отказываются от системы обусловленности, характерной для профанов, то есть если они овладели высшим знанием и достигли области свободы. Для индийской мысли свобода связана с знанием: тот, кто знает, кто постиг профанические структуры Бытия, тот в жизни достиг освобождения, тот уже не подвержен воздействию космических законов; отныне ему дана божественная спонтанность, он уже не движется, как люди-автоматы, согласно причинно-следственным законам, а играет, как боги – или как языки пламени". Мы говорили о том, что цель индуизма – единение Атмана с Брахманом. В индуизме любое материальное проявление иллюзорно. Следовательно, высшая цель для индуса – очистить свой дух и освободиться от иллюзий (майя), чтобы Атман соединился с Брахманом, Высшей Реальностью. Поэтому, как уже говорилось, йога и означает не что иное, как союз (единство) с Богом, а человека, достигшего единения с Брахманом, в индуизме называют двиджива – дважды рождённым. Сравните со словами Иисуса: "Истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие: Рождённое от плоти есть плоть [материя], а рождённое от Духа [Света] есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам [обратившись Светом] родиться свыше " (Ин 3:3-7). Говоря о христианстве, мы уже упоминали, что апостол Иоанн был тем человеком, который первым ввёл в него понятие "гноcис" – "познание": "...да познаем Бога" (1 Ин 5:20). В индуизме то же самое понятие звучит на санскрите как "джняна" – "познание", имея прямое отношение к джняна-йоге. Там же существует и термин "Атма", означающий светящуюся первооснову каждого человеческого существа. В связи с этим Сатья Саи Баба – человек, достигший полного слияния с Божественным Началом и ныне, подобно многим другим, приводящий к этому остальных, в своей книге "Джняна Вахини. Поток Божественной Мудрости", говоря о способности человеческой души излучать из себя Свет, описывает это следующим образом: "Когда невежество исчезает, духовная сущность, Атма, в каждом человеке начинает излучать присущее ей сияние. ...Когда золото плавят в тигле, оно излучает необычное жёлтое сияние. Откуда исходит этот свет? От золота или от огня? Происходит вот что: как только огонь сжигает шлак, проявляется сияние, присущее золоту по его природе. Огонь – только инструмент, с помощью которого снимается шлак. К золоту в тигле огонь ничего не добавляет. ...Следовательно, можно заключить, что сияние даёт не огонь, а внутренняя природа вещества, внутренняя Атма... она излучает свет; она свидетель; она неподвижна; она чиста и священна; она вечна; она неделима; она самопроявлена; она есть покой и бесконечность; она – сама мудрость. И эту Атму нужно осознать как собственную сущность!" Она осознаётся, как только исчезает неведение относительно своей подлинной природы... Сознание, достигшее полного единения с Брахманом, становится способным проявлять различные чудесные силы (сиддхи), поэтому Парамаханса Йогананда объясняет природу чудес следующим образом: "Йог, достигший с помощью углублённой медитации слияния своего сознания с Создателем, ощущает космическую сущность как свет (колебания жизненной энергии); для него нет разницы между космическими лучами, образующими воду, и лучами, образующими сушу. Отбросив материальные ощущения, свободный от трёх измерений пространства и четвёртого измерения – времени, мастер без труда перемещает своё (эфирное, духовное) тело сквозь лучистую субстанцию земли, воды, огня и воздуха"1. Уже при жизни становясь небожителем...
Индуизм о Теле Света
|
|
| |||