Интегральная йога Шри Ауробиндо
Индия

"О Огонь, ты Посланник между землей и небом" (Риг Веда, 3.3.2).

"О Огонь, когда ты хорошо разожжен нами, ты становишься всевышним, ростом и расширением нашего существа" (Риг Веда, 2.1.12).

"Всё ваше тело – от кончика одного крыла до кончика другого – есть собственно мысль, воплощённая в форме, доступной вашему зрению. Разорвав путы, сковывающие вашу мысль, вы разорвёте и путы, сковывающие ваши тела... Вам следует понять, что чайка есть ничем не ограниченная идея свободы, воплощение образа Великой Чайки, и всё ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это только мысль" (Бах Р. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон").

"Нет ничего более неизведанного, чем тело, – зачем лететь на Марс и Луну, когда вся вселенная тут? И все тайны всех вселенных кроятся в единственной маленькой клеточке вашего существа", – говорит ученик Шри Ауробиндо – Сатпрем.

"Сила полностью становится Сознанием, она полностью вспоминает себя. Вспомнить себя – значит вспомнить всё, потому что это Дух в нас вспоминает Дух, находящийся повсюду. Всё вокруг – это Сознание, ибо всё – есть Бытие, или Дух", – так объяснял это основатель интегральной йоги Шри Ауробиндо.

"Мир – это лишь игра его бытия, знания и блаженства", – продолжает он в своей книге "Час бога. Йога и её цели". – "Сама материя, как вы поймёте однажды, нематериальна, это не субстанция, а форма сознания, воспринимаемая чувственным познанием".

Подобно многим другим, Индия сейчас говорит о пралайе, конце света, но это тот конец, за которым следует новое начало.

Уже было пять пралай до нашей сегодняшней Земли. Шестая попытка – наша Земля. Шесть эволюций творения. Творение не стоит на месте, оно постоянно обновляется, как уже сейчас, в наши дни, наряду со старым человечеством нарождается новое, грядущее ему на смену.

Ученик и продолжатель дела Шри Ауробиндо – Сатпрем, так описывает новое человечество: "Это Сила йоги, это Сознание-Сила, о которой говорил Шри Ауробиндо. Это именно она выковывает сверхчеловека, и она выкует супраментальное существо, и в этом самоотречении она выкует самую себя".

"Следуй светящейся нити, протянутой через срединный мир. И она выведет тебя" (Риг Веда, 10.53.5).

"Ведь если следовать за нитью, если терпеливо восходить и восходить с помощью хорошо известных методов йоги, то попадаешь в великие царства, очень освежающие человека, в пространство покоя и света, во внезапность спонтанного знания, в океан свободы, где над пеной скользит смеющаяся чайка, попадаешь в глубокую прозрачность, где улыбается такая древняя нежность, а иногда попадаешь в высочайшие бездны, где все растворяется, как в вечной любви. Там ничего не нужно знать: всё попросту ЕСТЬ. И это всё, что есть. И всё охвачено и утешено навсегда.

Если люди хотя бы чуть-чуть вдохнули этого воздуха, они, несомненно, стали бы жить лучше. Это в пределах достижимого, и не так уж высоко, как мы думаем", – пишет Сатпрем в книге "Кто будет после Человека? Но главное: Как будет после Человека?".

Далее он приводит пример описания этого опыта, данного самим Шри Ауробиндо: "Золотой Свет спустился в мой мозг. И засияли в солнечном свете серые отделы ментала... Твой Золотой Свет спустился в моё горло. И все мои слова отныне стали божественной песней... Слова опьянены бессмертия вином".

Давайте, оставаясь в рамках темы, немножко отвлечёмся и, скажем ещё несколько слов о вине Божественной Мудрости.

Ведь как тут не вспомнить Омара Хайяма, одного из известнейших суфиев, посвятившего столько бессмертных строк как этому небесному напитку, так и самому опьянению Божественным Светом и слиянию с Ним. Это и явилось поводом к тому, что их называли "опьянённые суфии", свидетели Истины.

Основателем школы "опьянённых суфиев" был известный шейх из Хорасана Абу Йазиду ал-Бистами. Вино Божественной мудрости являлось четвёртой формой познания Божественного, а экстатические высказывания представителей этой школы получили название Шатхийат.

Вино Божественной Мудрости – именно это вино воспевали суфии. Опьянение любовью к Единому.

День каждый услаждай вином – нет, каждый час:

Ведь может лишь оно одно мудрее сделать нас.

Когда бы некогда Иблис вина напился,

Перед Адамом он склонился б двести раз.

Приход наш и уход – загадочны их цели.

Все мудрецы земли осмыслить не сумели,

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдём отселе?1

Сейчас, когда вы знаете, что речь шла о вине Божественной Мудрости и любви суфиев к Единому, вы уже по-другому станете воспринимать эти стихи.

А теперь мы вернёмся к интегральной йоге. Нижеприведённые цитаты выстроены в такой последовательности, чтобы у вас сложилось наиболее полное представление о том преобразовании человеческого тела в Тело Света, как его описывал и как о нём говорил Шри Ауробиндо.

"Твой Золотой Свет опустился в моё сердце, выковывая вечностью Твоею мою жизнь... Твой Золотой Свет спустился к моим ногам, Моя Земля отныне стала твоей игровой площадкой и твоим жилищем".

"Потом появляется этот огонь. И это тоже не миф: Его пылающая масса видима, – говорит Веда, – Агни (Огонь) ширится светом и конкретным телом. Но вначале это тело является только маленькой искоркой; его пылающая масса, его колеблющееся пламя иногда вспыхивает и часто гаснет, и его нужно зажигать вновь и вновь. Это удушливый крик в ночи мира, потребность неизвестно в чём, которая всегда с нами...

Это внутренняя память, которая зовёт золотой луч, это Великое Вечное Солнце, которое порождает этот солнечный призыв.

И этот огонь, этот крик разрастается. И тогда это маленькое белое пламя начинает загораться в сердце: оно хочет любить, лечить, спасать, и оно движется ощупью сюда, туда, помогает ближнему, спасает, отдаёт себя и поёт что-то; которое хотело бы всё обнять, всё охватить и вместить целую жизнь в своём сердце".

"Тогда исследователь хочет ввести этот огонь, эту пылающую истину в каждый миг и в каждое движение, в свой сон и в свой день, в свою боль и свою радость, во всю свою жизнь, и чтобы всё было очищено, охвачено этим пламенем, чтобы наконец родилось что-то ДРУГОЕ, жизнь более истинная, более истинное существо. Он становится на путь сверхчеловека.

Теперь исследователь хочет ввести этот огонь в свою субстанцию и в своё сердце, он хочет, чтобы его материя отражала Истину, воплощала Истину, он хочет, чтобы это сияло как снаружи, так и внутри, – он становится на путь супраментального существа.

Поскольку в действительности это разрастающееся огненное Я, это пылающее тело, которое всё более и более становится похожим на наш божественный прототип, на нашего светового брата на высотах, который, кажется, переполняет нас со всех сторон и даже сверкает лучами вокруг вибрации уже оранжевой – это и есть то самое тело, которое сформирует супраментальное существо. Это будущая земная субстанция: более плотная, чем алмаз, и, однако, более флюидная, чем газ, – говорил Шри Ауробиндо, – Это духовная конденсация великой Энергии, прежде чем она превратится в материю. Нам предстоит соединить этот огонь с материей и осуществить переход или трансформацию этого мрачного и смертного тела в это пылающее и бессмертное существо".

"Процесс очень прост: нужно зажечь маленький огонёк, приближая и приближая его, внести луч в каждое действие, в каждое движение, каждое дыхание, каждую телесную функцию; вместо того, чтобы делать, как обычно, автоматически и механически, нужно помнить об Истине, делая это, хотеть Истины, вводить туда Истину. И всё сопротивляется, забывает, рассредоточивается, механизм бастует, заболевает, отказывается следовать процессу света. Нужно начинать сначала тысячи раз, пункт за пунктом, жест за жестом и т. д. Нужно вспоминать всё ещё и ещё. И потом вдруг, на маленькой точке тела, в этом лёгком проходящем дуновении есть что-то, что больше не вибрирует по-старому и не вращается больше, как обычно, и дыхание внезапно начинает следовать другому ритму; оно расширяется, наполняется Солнцем и, как будто переполненное радостью, вдыханием воздуха, дотоле незнакомого, никогда не вкушаемого, всё освежает, всё лечит, всё даже питает, как если бы мы всасывали нектар бессмертия.

Маленькая победа на секунду укрепляет нас для следующего открытия, для другой победы.

И начинается работа во всех частях, во всех движениях, хочется, чтобы всё заполнилось Истиной и тем Солнцем, которое меняет всё. Тело начинает просыпаться и само начинает хотеть правды, Солнца, оно начинает зажигать огонь стремления там и здесь.

Процесс повторяется методично, бесконечно, до тех пор, пока сама материя под этим сознательным давлением не проснётся по зову сознания, как просыпается посев по зову Солнца, посеянные частицы сознания проникаются Солнцем, и в них начинает сиять Свет.

И тогда всё начинает прорастать вместе, неизбежно, непреодолимо под этим золотым притяжением.

Всё ближе и ближе загорается огонь, вибрация испускает лучи, клетки отвечают Приливу: тело входит в новое функционирование, истинное и сознательное.

Достоинством тела является его упрямое постоянство: если хоть раз оно что-то узнало, оно этого не забывает больше, оно повторяет свое функционирование двадцать четыре часа в сутки, день и ночь, с тем же самым упорством, с каким оно повторяло свои слабости.

Теперь оно начинает создавать другой поток в вены, другой ритм и другую песню, и пламя тела, которое создаёт как бы другое тело в теле, нечто вроде светового дублёра, который становится опорой, толкачом, если можно так сказать, старого тёмного тела. И этот световой дублёр в итоге должен будет заменить его или трансформировать.

Это будущее земное тело. Это сын тела, о котором говорили ведические Риши.

В итоге речь идёт о том, чтобы заменить автоматическую программу на солнечный код, а весь неумолимый рибонуклеиновый код – на призыв света".

"Так, освобождённое супраментальное существо сможет двигаться в своей собственной солнечной субстанции, флюидное, лёгкое, лучезарное".

"И жизнь снаружи будет подчиняться жизни внутри. Это будет конец искусственности".

"Я видел, как они пересекают сумерки одного века, Дети с солнечными глазами великолепной зари, Мощные разрушители барьеров мира... Архитекторы бессмертия. Тела, сверкающие светом Духа, Носители магического слова, мистического огня, Носители вакхического кубка радости. И они опрокинут наши стены".

"Он открыл истину, Солнце, пребывающее во тьме" (Риг Веда, 3.39.5). "Был Свет истинный, который просвещает каждого человека, приходящего в мир" (Ин 1:9). "Могучий ребенок во чреве, он назван сыном тела" (Риг Веда, 3.29.11).

Ибо "Дух в нас вспоминает Дух находящийся повсюду". И вспоминая, преобразует всё наше тело.

Как сказала об этом Мать, соратница Шри Ауробиндо, "надо не просто изменить какого-то человека. Надо изменить человека как вид, называемый гомосапиенс, – превратить его в нечто иное, как рыба превратилась в маленькую ящерицу, и, быть может, ещё радикальнее? Одеяние человека начинает серьезно устаревать".

Шри Ауробиндо, говоря о той, другой, движущей силе, о том, что он назвал "супраменталом", просто сказал своим рассуждающим ученикам:

"Если Сверхразум низойдёт в наше [Шри Ауробиндо и Матери] физическое, это будет означать, что он спустился в материю, и поэтому нет причины, почему он не сможет проявиться в садхаках [искателях]... По крайней мере, вы допускаете, что у меня есть материя, и вряд ли станете возражать, что материя во мне связана или даже составляет непрерывное целое с материей вообще?"

"Это всеобщее и пористое бремя наших старых клеток, но это и сопутствующая надежда на эволюционный прорыв, который освободит эти миллионы тел, человеческих или нет, от их привычки страдать и умирать.

На закате Эволюции I человечество становится способно достичь Эволюции II, обретая телесное бессмертие. Спасение – физическое, – говорила об этом Мать. И вся разница между ними, между телами двух эволюций только в том, что теперь материя преобразуется в свет, тот свет, который всегда в нас был, но оставался в латентном [скрытом] состоянии, когда мы лишь интуитивно могли догадываться об этом"2.

"Ты разбил на куски пустячный холм существа, потому что он не доставил тебе запертую сладостность жизни" (Риг Веда, 5.54.5).

"Говорю вам тайну ["сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его" (Кол. 1:26)]: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15:51-52).

Интегральная йога о Теле Света
(см. «Темы»)

предыдущий текст оглавление следующий текст




Hosted by uCoz