|
Это учение реформировало зороастризм. Данное учение получило название по имени своего основателя Мани. Мани был парсом из секты мандеев, чьё название означает "чистые". Членов этой секты называли "хале хевари", т. е. "одетые в белые одежды". Облачение в белое одеяние символизировало собой чистоту нематериальной души. Ученики Мани выводили его имя из санскритского слова mani, что означает "драгоценный камень", или из сирийского слова mana, означающего "сосуд", "вместилище". В сочетании этих слов имя Мани звучит как "сосуд драгоценности". Принимая во внимание, что возрастание воздействия со стороны внешней среды или окружения на человека приводит к необходимости задействовать бoльшие силы и бoльшее количество энергии, что в свою очередь приводит к развитию навыков и способностей, которыми подвергнутый такому воздействию прежде не обладал, учение манихейцев говорит о том, что вся история мира развивается через конфликты, ввиду чего проявляемое в мире зло уже само по себе может стать двигателем прогресса, а спасение рода человеческого зависит не от слепой веры, а от веры основанной на познании (гносисе), которое, в конце концов, и сделает из человека, по выражению самого Мани, "спасённого спасителя". Правителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия. По мысли манихейцев, наш материальный мир является творением Князя Тьмы, но в груди у него, словно узница или заноза, живёт драгоценная искорка Света, частица Отца Величия. Помните – "Царство Света внутрь вас есть"? Таким образом, наш мир – "смешанный". Задачей, поставленной перед человеком Отцом Света, является стремление освободить эту искорку посредством нескольких очищений, в конце которых дух и материя вновь должны разделится, как в изначальные времена, Свет будет отделён от Тьмы, но уже окончательно. Поэтому цель манихейства – победа духа над материей и торжество Отца Света. Таким образом, в основе космогонии, манихейцев лежит идея о поединке двух Царств и постоянно меняющемся соотношении сил в их взаимодействии. Согласно манихейской космогонии некогда эти два Царства находились в полном равновесии, поскольку оба представляют собой обязательные, необходимые и абсолютно равноправные элементы Мироздания. Но однажды равновесие было нарушено – Тьма вторглась в Царство Света, и началось долгое противостояние, которое, естественно, отразилось и в человеческих душах. Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Правитель Царства Света вызвал своего единородного сына, Первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с мировым злом. По другой версии, были посланы два духовных начала, фактически воплощения самого Отца Величия – Мать Жизни и Первочеловек. Первочеловек вооружился пятью священными силами, или чудесными элементами: светом, ветром, огнём, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах Первочеловек вызывает себе на подмогу пять светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых соответствует одному из элементов Света. Но Первочеловек не учёл коварства и подлости, на которые способен Князь Тьмы, и он был усыплён, а пять священных элементов поглощены Тьмой. Окончательной победы над злом достичь не удалось: пять священных элементов остались в плену Царства Тьмы, и теперь они – в ожидании освобождения... Вокруг "запертых" частиц Света и строилась вся космогония манихеев. Эти пять светлых элементов отождествляются с пятью элементами, из которых состоит физическое тело. Человек как таковой – существо противоречивое, дуальное, по мнению манихеев: ведь его душа (светлое начало) заперта в оковах плоти (тёмного начала). Задача человека – освободить своё тело от тёмных элементов. Окончательное спасение людей должно произойти через отделение от Тьмы частиц Света. В продолжение этого Алексей Маслов в очерке "Манихейство: учение о Царстве Света" пишет: "Истории о спасении Первочеловека лишь благодаря полному осознанию того, что он находится во Тьме, суждено бесконечно повторяться на этой земле. И здесь важно не само падение человека в бездну Тьмы, не его сон, а то осознание своей затерянности в Царстве Тьмы и желание выйти на Свет, которое, в конце концов, должно проявиться. Именно в сочетании призыва Духа Живого и ответного клича Первочеловека – этих двух священных актов – и заключается, по манихейскому учению, основа спасения человека. А это означает, что человек должен воззвать о спасении. Дух Живой ответно воззовёт к нему, но сам человек должен правильно, искренне ответить на призыв, поверить в спасительную силу посланца. Таким образом, человек, посвящённый в учение Мани, рассматривается как сын, прямой наследник божества-Отца. Под воздействием злых чар он впал в сон, забыл о своём священном, божественном истоке, о том, что он рождён в Царстве Света, о своей миссии на этой земле – спасении мира от Тьмы. Но под влиянием проповеди манихеев человек способен осознать своё падение, воззвать о помощи со всей чистотой и искренностью, на которые способен, и в конце концов услышать ответный клич от Духа Живого. И тогда посланец подаст ему свою правую руку и отведёт человека в Царство Света, как это случилось с Первочеловеком"1. Это можно было бы выразить так: Царство Света подобно зеркалу, каждый последующий шаг к нему вызывает встречное отражение. Начиная с X века надёжными защитниками манихейства становятся южные славяне, жившие между Чёрным морем и Адриатикой. Его адепты, числом в 10 000, называли себя богомилами, т. е. друзьями Божьими; в Болгарии и Югославии ими оставлено множество монументальных памятников. Продолжателями этой традиции стали христиане-катары ("чистые"), о которых мы уже говорили выше.
|
|
| |||