|
Мирча Элиаде говорит, что "в христианстве вследствие крещения человек оказывается озарённым [просветлённым] и поэтому крещение Духом Святым визуализируется как огненная эпифания. А коль скоро Свет Преображения, замеченный апостолами на горе Фавор, представляет собой видимую форму божественности Христа, христианская мистическая жизнь также, по логике вещей, должна проявляться в виде световых явлений. Этот вывод был самоочевиден для египетских монахов-аскетов. В Книге о Рае сказано, что монах лучится светом Благодати"1. Авва Иосиф объявляет, что нельзя быть монахом, если не станешь весь пылающим, как огонь. Один из братьев, посетивший в пустыне авву Арсения, заметил его в окне кельи похожим на огонь. Больше всего монах лучился светом во время молитвы. Когда Пизентий изнурял себя молитвой, вся его келья озарялась. Авва Иосиф простёр однажды руки к небу, и его пальцы стали как десять пылающих факелов. Он обратился к одному из монахов и сказал: "Если хочешь, стань весь как из пламени!" Над тем местом, где молились отшельники, виден был величественный столп Света. Когда авва Сисой умирал, отцы сидели вокруг него, и тут "его лицо просияло, как солнце. И он им сказал: Вот идёт аббат Антоний. Чуть погодя он сказал: Вот идёт хор пророков – и его лицо засияло ещё ярче. Потом он сказал: Вот идёт хор апостолов – и сияние его лица стало еще вдвое ярче". Под конец Сисой "испустил дух, и это было как вспышка молнии". Пожалуй, нет надобности приводить ещё примеры. Добавим лишь, что христианская секта мессалиан зашла в поклонении мистическому Свету так далеко, что измеряла степень совершенства души по её способности воспринимать в видении Иерусалим – город Света – или славное одеяние Господа. Для христиан-мессалиан конечной целью было экстатическое единение души со Светоносным Телом Христа.
|
|
| |||