Непротивление
злу насилием :)
К книге "Айкидо - путь
мира".
"Дао не борется, но побеждает" Лао Цзы "Дао дэ Цзин".
Одной из
человеческих иллюзий, которая стала одной из причин критики христианства были и
остаются слова приписываемые Иисусу: «Ударившему тебя по щеке подставь и
другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад» (Луки
6:29,30).
Таким образом,
избитые, нищие и голые как будто должны были бы стать тем идеалом святости,
который явился бы прекрасным образцом подражания для остальных. Так ли это?
Очень многих эта идея
отпугивала, но другим та же самая идея показалась настолько привлекательной,
что они готовы были день и ночь отпускать пощёчины тем, кто был значительно
добрее и светлее их самих, а при попытке воспротивиться их действию мгновенно
прятались за этой цитатой, прикрываясь ею, как щитом. Для тех же, кто не
унимался, использовали ещё и такую фразу: «Бог терпел и Вам велел».
В результате мученичество,
побои и претерпевание надругательства над собой, человека стали постепенно
приучать воспринимать как некую заслугу. И это несмотря на то, что искалеченное
тело (названное в Новом Завете не иначе как храмом Бога) вряд ли могло после
этого по-прежнему оставаться хорошей и главное надёжной опорой для духа, то
есть для дальнейшего восприятия мироздания и сонастройки с ним.
Ведь для чего было дано
человеку тело? Разве не для того, чтобы в плотной, уязвимой для любых внешних
воздействий форме, он научился с ними гармонично взаимодействовать, становясь
как всё более осознающим, так и столь же всё более неуязвимым? И вот как об
этом облачении духа (сознания), в человеческое тело, с целью его дальнейшего
эволюционирования, развития, говорит следующая фраза из Библии: «И сделал
Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21)?
«Разве не знаете, что вы
храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает
Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1-е Кор. 3:16,17).
Или другой текст: «Не знаете
ли, что тело ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от
Бога, и вы не свои? … Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших,
которые суть (не ваши, а) Божии» (1-е Кор. 6:19,20).
То же самое мы читаем и в
«Деяниях Апостолов», где апостол Павел говорит: «Не в рукотворных храмах Бог
живёт».
Таким образом, поскольку
тело становится вместилищем того высшего, ради чего оно и было создано,
становясь вместилищем того светлого и божественного, что может быть нами
постигнуто в жизни.
И вряд ли мы будем успешны в
своей практике, если будет сами небрежны к своему телу, являющемуся надёжным
храмом для нашего сознания (духа) или позволим грубо экспериментировать над ним
другим. Нам вовсе нет необходимости быть слабыми, непротивление злу насилием
вовсе не лишает нас возможности становиться и быть по-настоящему сильными и
телом, и духом.
И тут мы подходим к
ключевому вопросу, но как же быть, если говорится о необходимости непротивления
злу насилием? Как быть, когда в ответ на насилие, применение ответного насилия
строго запрещено? Вполне оправданный вопрос.
Но только кто сказал, что
при попытке насилия в отношении вас вам обязательно необходимо сопротивляться и
отвечать насилием на него ? Разве нельзя то же самое сделать без насилия и
сопротивления?
Разве не в этом заключается,
к примеру, главный принцип дзю-до (переводится с яп. как «путь гибкости»):
поддаться, чтобы победить ? Когда основатель этой системы самозащиты однажды
зимним вечером прогуливался по своему саду, он увидел, как тонкая ветка дерева
всё более и более прогибалась под тяжестью падавшего на неё с ночного неба
снега и вдруг, наступил момент, когда снег просто и легко соскользнул с неё.
Именно тогда в его голове промелькнули слова: поддаться, чтобы победить. Разве
это не интересно, победа через смирение ?
Дальше появилось айки-до,
основной идеей которого также было: отход человека от своего эго, смирение и,
благодаря этому, синхронизация с самой вселенной. Путь недеяния. В поединке всё
происходит как бы само собой.
Это то, о чём Лао Цзы, автор
старинного даосского трактата «Дао Дэ Цзин» пишет: «Дао не борется, но
побеждает». Когда, благодаря полной синхронизации сознания и тела с
окружающим миром, человек подвергшийся нападению, достигает полной победы над
нападающим, абсолютно не сопротивляясь и абсолютно не прикладывая никаких
особых усилий.
Где же здесь ответное
насилие и сопротивление злу ?
Человек в этот момент,
полностью синхронизировавшись со всем окружающим представляет собой саму вселенную
и тот, кто шагает в этот могучий поток с целью навредить ему, пусть не
удивляется, когда его вдруг начинает плющить и колбасить, и бросать из стороны
в сторону, и тем сильнее, чем активнее и сильнее было само нападение. Вот когда
налицо действие закона причинно-следственных связей. Закон, благодаря которому
существует и развивается вся вселенная.
Этот же принцип был положен
и в основу так называемого «русского стиля» (школа Кадочникова), основой
которого стала система самозащиты В. А. Спиридонова, названная им – самоз. В
отличие от других основоположников самозащиты Ощепкова, Харлампиева и
Ознобишина этот человек не обладал богатырским здоровьем. Напротив, получив
тяжёлое ранение, Спиридонов был вынужден делать ставку на технику и ловкость, а
не на грубую физическую силу.
Система Спиридонова во
многом напоминала айки-до, тот же основной принцип не мешать противнику
атаковать, и в определённый момент нейтрализовать, используя его же собственную
силу. Тактика поединка строилась исключительно от обороны. Главное же в этой
системе — научиться работать расслабленно. Очень непросто заставить себя не
напрягаться, особенно когда перед тобой вооружённый противник. Но если это
удаётся, то, используя технику Спиридонова, можно за считанные секунды
обезвредить вашего оппонента. В большинстве вариантов работы против оружия,
оно, оставаясь в руках нападающего, оборачивается против него самого.
В системе Спиридонова вообще
нет атаки как таковой, и соответственно психика настроена лишь на ответное
действие. В то время как бросок или же удар чаще всего настраивают на атаку.
Техника русского стиля не
требует ни каких-то суперфизических возможностей, ни больших затрат энергии.
Глядя со стороны на поединок, создаётся впечатление, что соперник просто
поддаётся, подыгрывает. Партнёр, начав атаковать, перестаёт принадлежать себе.
Превращается как бы в марионетку, все нити от которой в руках владеющего
русским стилем.
Сегодняшним уровнем этот
стиль во многом, как уже говорилось, обязан А. А. Кадочникову. Именно он довёл
его до высочайшего совершенства и надёжности.
Основа русского стиля -
постоянное выведение противника из равновесия.
Владея русским стилем, даже
обессиленные раненые могут побеждать противника. В школе Кадочникова старики
"заваливают" здоровых молодцев. Используют энергию, силу самих
нападающих, а своей расходуют минимум.
Все приёмы стиля Кадочникова
основаны, в первую очередь, на законах механики, знаниях системы рычагов,
устойчивости стержней и тому подобных понятиях. В ходе тренировок ученики
постигают как с помощью лёгкого движения обратить себе на пользу усилия
соперника.
Понятно, что "русским
стилем" нельзя заниматься на досуге — это образ жизни, образ мышления.
И вновь продолжим затронутую
выше тему искусства поединка без усилий - айки-до.
Духовное мастерство заключается
в следующем: эгоистичное «я» становится «я», свободным от эго. Например, в Пути
фехтования фехтовальщик становится неуязвим, когда прекращает думать о победе,
поражении, получении преимущества, о произведении на противника устрашающего
впечатления или о пренебрежении к нему.
Дзэнский монах Такуан
(1573—1645) (духовный наставник Ягю Мунэмори (1571—1646), мастера фехтования
Дома Токугава), писал в своем коротком трактате «Истинный и чудесный меч
Тай-а»:
Как истинный мастер
искусства владения мечом, я не сражаюсь чтобы приобрести или потерять, не
озабочен победой или поражением, силой или слабостью; не делаю ни одного шага
вперед, и не отступаю ни на шаг назад. Враг не видит меня, и я не вижу врага.
Проникая туда, где небо и земля еще не разделились, где Инь и Ян
еще не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо.
Основа айки-до - полное и
постоянное осознавание практикующим окружающего его мира. Это и есть состояние айки.
Ай — возрастать,
согласовывать, объединять.
Ku —душа, сила разума,
жизненная сила, внутренняя энергия.
До — дорога. Путь — ведущий к
совершенству в искусстве на основе развития интуиции, развивающий мастерство на
основе практики полноты осознанности (духовности). Этот путь должен вести к
Большому Пути — Пути Великой Гармонии (Айки), духовной свободе,
доступной для всех.
Принцип Айки
подразумевает объединение, гармонию своей энергии Ku с целью
освобождения жизненных сил и их слияния с энергией вселенной. Способность
достижения этого состояния Гармонии дает возможность погасить агрессию до
момента её проявления или даже до того, как она будет задумана.
Достигнутое однажды, это
состояние позволяет освободиться от агрессивной оболочки боевого искусства,
естественно возвращая его на стражу Блага и Мира.
В конечном счёте физическое,
психологическое и духовное мастерство являются одним и тем же. Лишённое эго «я»
является открытым, гибким, податливым, подвижным и энергично действует в теле,
уме и душе. Будучи лишённым эго, «я» отождествляет себя со всеми явлениями и
людьми, наблюдая за ними не со своей (эгоцентрической), а с их точек зрения. И
каждая точка этой бесконечной окружности становится центром Вселенной.
Способность видеть существование в неэгоцентричной перспективе является
основополагающей для синтоистского самоотождествления с природой, а
также тем, что в буддизме называется интуитивной мудростью, наивысшим
выражением которой является не что иное, как сострадание.
Такое мироощущение является
сутью айкидо. Однажды, когда он выступал с лекцией, основатель айки-до Мастер
Морихэй Уэсиба следующим образом пояснил смысл этого искусства:
«Айки-до не является
средством для уничтожения противника при помощи силы или смертоносного оружия.
Истинное бу-до (обучение пути воина) призывает к упорядочению
космической энергии, защищая мир во всем мире и воссоздавая и предохраняя
природу в ее истинных формах. Обучение бу-до равнозначно усилению в теле
и в душе человека любви коми — божества, которое порождает, сохраняет и
питает всё, что только существует в природе».
Большое внимание Уэсиба
уделял медитативным практикам, принятым в таких традициях, как Омото-кё, Сингон
и Дзэн.
Примечателен такой случай.
Однажды ему был брошен вызов морским офицером, учителем фехтования. Морихэй
Уэсиба выступил против него без оружия, но противник не смог даже коснуться его
мечом во время поединка. После поединка 0'Сэнсэй (яп. «Великий учитель»)
напился из колодца и прошел несколько шагов по саду. Внезапно он застыл
неподвижно, чувствуя, что земля качается под ним. Дождь из многочисленных
золотых лучей падал с неба и поднимался в то же время с земли. «Золотой туман
окутал меня и превратил мое тело в золотое. И сразу же мои ум и тело стали
легкими. Я начал понимать щебет птиц и познал разум Бога, Творца этой
прекрасной Вселенной.
В тот момент я получил
просветление и понял: источник Бу-до —это божественная любовь, защищающая все
живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам.
С тех пор я чувствую, что
вся Земля — мой дом, а Солнце, Луна и звезды — моё личное достояние. Я
освободился от всех желаний — не только от желаний положения, славы и
богатства, но и от желания быть сильным. Бу-до заключается не в том, чтобы
силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить
весь мир. Истинное Бу-до — в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во
всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе».
Именно это позволило ему
сказать: «В Айки-до нет ни формы, ни стиля. Движения Айки-до — это движения
Природы, и его секреты глубоки и бесконечны».
Морихей Уэсиба «АЙКИ-ДО
- истинное Бу-до» (фрагменты из книги):
Айки — это не приемы боя или
нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и
объединению всех людей в одну семью.
Секрет айки-до — в
том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой
Вселенной, Тот, кто постиг секрет айки-до, открыл Вселенную внутри себя
и может с полным правом сказать: «Я и есть Вселенная».
Когда кто-либо пытается
подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает
свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со
мной, он уже побежден. У времени нет меры «быстро» или «медленно».
Айки-до — это непротивление.
Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает.
Тот, у кого ум кривой и
раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.
Как же ты можешь выпрямить
свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей
в Природе?
Прежде всего ты вбираешь в
свое сердце сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех
уголках и во все времена Вселенной. «В любви нет противоречия. У любви нет
врага». Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не
согласуется с волей Бога.
Тот, кто не понимает этого,
не может быть в гармонии с Вселенной. Его будо — это будо
разрушения. Это не созидательное будо.
«Победа» для нас — это
победа над противоречивым умом в себе самих. Такова дарованная нам миссия.
Это не просто теория. Ты
должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой.
Мне достаточно даже стоять
спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит себе самим
своим намерением ударить. Я един с Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет
втянут в меня. Перед Уэсибой из айки-до нет ни времени, ни пространства
— только Вселенная как она есть.
У Уэсибы из айки-до
нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать будо означает
иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинного будо
нет ни противников, ни врагов. Истинное будо — в том, чтобы быть единым
со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.
В айки-до нужен такой
ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который
хочет быть сильным и тренироваться только для того, чтобы свалить противника.
Я спокоен, когда бы и как бы
на меня ни нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я
оставляю все, как есть, Богу. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему
все — не только, когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни.
Истинное будо — это труд
любви. Айки-до — это осуществление любви.
Я не ищу общества людей.
Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут
общества друг друга, говоря и делая глупости. Добрые и злые существа — одна
семья в этом мире. Айки-до отбрасывает любые привязанности; айки-до
не называет относительное добрым или злым. Айки-до поддерживает рост и
развитие всех существ и служит совершенству Вселенной.
В айки-до мы
овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Мы идем по
жизни с той же притягательностью нашего духа и пытаемся овладеть всей картиной
мира.
Понимай айки-до
прежде всего как будо, а потом — как путь служения делу создания Мировой
Семьи.
Истинное будо — это
любовная защита всех существ в духе примирения. Примирить означает позволить
осуществиться миссии каждого.
Быть на Пути означает быть
единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее,
это уже не Путь.
Тот, кто стремится изучать айки-до,
должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством айки и
практиковать ее. Ты должен понимать айки, практиковать его и постоянно
совершенствоваться. Начинай воспитывать свой дух прямо сейчас!
Айки-до — это не исправление других,
а исправление своего собственного сознания.
Как видим, если мы решим тренироваться, то, что в какой-то момент воспринимается злом, способно потерпеть поражение и без какого-либо ответного насилия и сопротивления ему с нашей стороны.