Христианство (православие)
Греция, Византия, Русь

Учение Христа, излагаемое апостолом Павлом и пришедшее в Россию из Византии, известное как православие, изначально состояло из двух аспектов: полный отказ от привязанности ко всему материальному и мирскому; практика исихазма, конечной целью которой было достижение внутреннего безмолвия, позволявшего проявить через себя Свет, названный в честь горы, на которой произошло преображение Христа, Фаворским.

Исторически исихазм зародился в византийском монашестве, и в 681 году на VI Вселенском соборе в Константинополе он после периода гонений официально был признан Византийской православной церковью. Наибольшую известность практика получила в XIII – XIV веках благодаря инокам святой горы Афон.

На Руси воплотителями этих идей стали Сергий Радонежский (ок.1321 – 1391), митрополит Киприан (1390 – 1406), к ним присоединился основатель учения “нестяжателей” Нил Сорский (1433 – 1506) и его ученики, “заволжские старцы”. И уже затем свою вторую жизнь это учение получило при Серафиме Саровском.

В 1782 году Никодим Святогорец (1748 – 1809) издал в Венеции сборник текстов об исихастской “чистой молитве” – “Добротолюбие святых отшельников”. Первое издание “Добротолюбия” в России было осуществлено в 1793 году. В 80-е годы XIX века появилось ещё одно значительное произведение – “Откровенные рассказы странника духовному своему отцу”. Это рассказ простого орловского крестьянина о дивном опыте использования метода исихазма.

Внутреннее безмолвие, или внутренний покой, тишина, на греческом языке называется “исихия”.

В широком смысле оно подразумевает особые стороны православного мировоззрения и вероучения те, что связаны с представлением об “обожении” подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца, о чём апостол Павел писал: “Бог есть Свет и нет в нем никакой тьмы” (1 Ин1:5) и о чём Христом в Нагорной проповеди был сказано: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф 5:8).

В основе практики исихазма лежит понимание того, что поскольку любой поступок Иисуса становится для христианина образцом, которому ему следует подражать, то и таинство преображения на горе Фавор тоже ложится в основу трансцендентного образца духовного совершенствования (см. Мф 5:48; Ин 17:23-24).

И таким образом, подражая Христу, святой (проводник Света) оказывается достоин того, чтобы благодаря божественной благодати преобразиться уже в этой жизни; во всяком случае, именно так поняла Восточная церковь тайну горы Фавор.

Посмотрим, кем был Иисус для ранних христиан? Это был их Спаситель. В каком смысле “Спаситель”, как это нужно понимать? Не только в том дело, что имя Иисус переводится как “Спаситель”. В том смысле Иисус Христос – Спаситель, что Он дал спасительное Учение. Вспомните притчу о блудном сыне: Он дал людям Учение о возвращении к Отцу и воссоединении с Ним...

“И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был Свет истинный, который просвещает всякого... приходящего в мир” (Ин 1:5, 9).

Согласно практике исихазма, в каждого из нас с момента зачатия вкладывается искра Божья, и наша задача – усилить светимость этой искры настолько, чтобы этим божественным сиянием осветилось всё наше тело, озарив тем же Светом всё вокруг. А сделать это можно только за счёт осознания и усиления своей связи со Светлым Духом.

Возвращение к Отцу и воссоединение с Ним получило название “обожение” или теозис.

Максим Исповедник писал о теозисе, что поднявшийся, восшедший к Богу достигнет цели, “...весь оставаясь в душе и в теле человеком по природе и весь в душе и теле став богом по благодати”. Теозис (обожение, преображение) потенциально доступен каждому человеку.

“Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги”? (Ин 10:34).

“Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – все вы” (Пс. 81:6).

И поскольку сейчас мы живём в тот период, когда наука и духовные традиции начинают быстро продвигаться друг к другу и смыкаться воедино, когда учёные опытным путём получают точно такие же результаты, что за тысячи лет до них без помощи каких-либо технических приспособлений уже были досконально изучены и исследованы многочисленными духовными подвижниками, постигавшими все эти факты внутренне, интуитивно, то в настоящее время и вышеприведённые слова Христа “Я сказал: вы боги” также нашли своё научное обоснование и подтверждение.

В “Российской газете” от 26 января 2001 года в рубрике “Моё второе я” опубликована статья Максима Зарезина “Умная молитва: когда рассудок молчит, душа разговаривает”, в которой рассказывается о том, что наконец учёные подтвердили наличие у человека потенциальной возможности раскрытия своей изначальной божественной природы и возможности непосредственного внутреннего общения с Богом без каких-либо посредников.

В статье говорится, что доктор биологических и кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейропсихофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева Валерий Слезин, помимо трёх уже известных, открыл ещё одно – четвёртое состояние сознания. Вот как он сам говорит об этом: “До последнего времени наука знала три состояния – бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре головного мозга. Теперь нам известно ещё одно”.

Открытие заключается в том, что в момент вхождения человека в это четвёртое состояние, кора головного мозга оказывается отключённой и человек воспринимает информацию напрямую, минуя мыслительные процессы. В этот момент человеческое сознание обращается к Духу и становится его проводником. Именно такому духовному общению и учил Иисус учеников. Это называется “говорить духом”, действовать и говорить по наитию, интуитивно.

“Ибо не вы будете говорить, но Дух [Сознание] Отца вашего будет говорить в вас” (Мф 10:20).

“Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать. Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам” (Лк 21:14-15).

“Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям... (Лк 12:11-12), “...не заботьтесь наперед, что говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой” (Мк 13:11).

Довериться такому божественному потоку – значит следовать естественному ходу вещей. В христианстве это звучит в словах Христа, когда он говорит, что во всём следует Воле Единого.

“...Ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно” (Ин 8: 28-29); “Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела” (Ин 14:10).

Об этом же говорит и апостол Павел: “Уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20).

Как же была открыта эта возможность духовного общения?

Для этого вновь обратимся к тексту статьи: “Записав электроэнцефалограмму священников и иноков Александро-Невской лавры во время молитвы, обнаружил, что в молитвенном состоянии отсутствует электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга, – она была полностью отключена, притом, что человек находился, что называется, в здравом уме и твёрдой памяти. Примечательно, что, по свидетельству священников, они нередко во время службы теряют чувство времени и трёхчасовая литургия проходит для них как один миг”. А далее Слезин отмечает, что “молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее нам известных. Причём во время молитвы на энцефалограмме появляется дельта-ритм биотоков мозга, какой наблюдается у новорождённого младенца. В этой связи учёный вспоминает слова Спасителя: Будьте как дети!”.

Как нам известно, у новорождённого ребёнка ещё отсутствует внутренний диалог, и это является причиной того, что, ещё ничего не разделяя, ребёнок способен воспринимать весь мир Единым Целым и себя единым целым со всеми людьми.

А поскольку данная статья посвящена православной практике достижения внутренней тишины – исихии, то далее автор говорит о “пустоте безмыслия” (отсутствии внутреннего диалога, когда говорит уже не внешний человек, а внутренний, как называет его апостол Павел (см. 2 Кор. 4:16; Еф. 3:6-19; Еф. 4:21-24; Рим. 7:22), или, иначе говоря, когда в человеке впервые начинает говорить его душа): “Открытие петербургских психофизиологов позволяет уже на рациональном уровне лучше понять воззрения заволжских старцев, их молитвенный метод (имеется в виду Иисусова молитва). Так, преподобный Нил Сорский говорил, что спасение состоит в том, чтобы блюсти ум в сердце, устранив все помыслы. А пять столетий спустя Валерий Слезин с помощью современных приборов выяснил, что при чтении молитвы появляется сознание как бы вне мозга”.

Макарий Египетский оставил такую запись: “Ныне после крестного знамения благодать так действует и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек и радуется о целом мире”.

И далее в статье говорится: “Крещение Руси в значительной степени свелось к замене языческих богов христианскими святыми во главе с единым главным Богом. Этот новый Бог был грозен в своей непостижимости и универсальности, но существовал сам по себе, а его чада – сами по себе. Исихазм рушил эту стену, и потому русские с таким вдохновением ринулись в образовавшийся пролом... Идя по их стопам, православные верующие способны обрести возможность нравственного и даже физического оздоровления. Исследования профессора В. Слезина показали: когда при молитве происходит полное исчезновение корковых ритмов, человек отходит от психотравмирующей действительности, от накопленных за прожитые годы негативных стереотипов, разрушающих иммунную систему. <...> Посредством молитвы человек способен нейтрализовать эти негативные факторы, которые уходят на второй план и могут даже стереться.

Как заметил известный византолог Г. Прохоров, исихасты нащупали какую-то скважину в глубине человеческой души. По учению исихастов, человек, возлюбив Бога, способен посредством молитвы приобщиться к божественной благодати и возвыситься до самого Бога. Многие подвижники исихазма видели славу Божию в виде ослепительного и неописуемого света, подобного тому, что апостолы увидели на горе Преображения – Фавор”.

Потому и было сказано Христом: “Я сказал: вы – боги, все вы”. Каждый из нас потенциально имеет в себе возможность восстановить утерянную связь с Отцом. И потому апостолом Павлом было сказано, что наши тела – храм Бога Живого и Дух Божий (Я Есмь Присутствие) живёт в нас.

“Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ...Храм Божий свят; а этот храм – вы” (1 Кор. 3:16-17).

Практика начинается с простых слов. Есть два варианта Иисусовой молитвы. Первый: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, и второй: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”.

Слово “милость” означает любовь, поэтому, произнося слово “помилуй“, мы имеем в виду: наполни нас этой любовью, как ребёнок просит своего родителя о милости и ласке... При этом мы точно так же вкладываем любовь и в своё сердце и в свои слова. И одновременно внутренне вслушиваемся в возникающее ощущение. Не думаем о нём, не придумываем его, а просто слушаем, как если бы мы обладали внутренним слухом и зрением. Снова обращаемся к своему сердцу и вслушиваемся в него... Здесь очень важно не думать ни о чём. Потому это и называется внутренней тишиной, что слышать мы начинаем только тогда, когда успокаиваются наши мысли. Сердце, как совесть, говорит интуитивно и очень тихо...

Количество произнесения обращений любое, в идеале оно бесконечно. Исихасты повторяли обращение к Иисусу сначала “умом”, причём очень подолгу, занимая этим целые дни. Ведь повторяемые вами слова очень просты и идут прямо к вашему же сердцу.

Сначала молитва проговаривалась устами. Затем, по истечении некоторого времени и при достаточном усердии практикующего, она становится “умным (умственным) деланием”, т. е. проговаривается мысленно автоматически, независимо от контроля и усилий человека. Всё, что остаётся, – это сохраняющееся внимание на ней, внутреннее осознание её присутствия.

Всё, что вам необходимо, – это не думать о том, чтo вы говорите и кaк вы это делаете, а полностью сконцентрироваться на возникающем в теле и сознании состоянии глубокого внутреннего покоя, наблюдая телом за этим состоянием, запоминая телом его, впитав его в себя, а не думая о нём. И когда вы, по мере успокоения внутреннего диалога, станете способны видеть внутренний несотворённый Свет, то каждая клетка вашего организма станет способна воспроизвести и сохранить его внутри себя. Ваше тело обретёт возможность из плотского, плотного стать хотя ещё физически зримым, но уже состоящим из совершенно другой энергии – более духовной, тонкой.

Это касается обещания Христа людям, что к концу времён многие из них достигнут полной победы духа над материей, когда тело каждого совершившего Переход преобразится и безмерно наполнится Светом.

Но как это возможно?

В основе этого опыта лежит принцип голограммы, когда каждая отдельная клетка организма способна отразить и содержать в себе информацию обо всём теле, поскольку любая клетка содержит в себе ДНК, а именно в неё и записывается вся получаемая сознанием информация. И если сознание (дух) становится способным внутренне воспринимать Свет (Светлый Дух или Световую Энергию), то этот опыт сознания становится достоянием каждой клеточки тела и чем сильнее внутренний Свет, тем скорее всё тело постепенно получит возможность осветиться. Вспомните Серафима Саровского во время его беседы с Мотовиловым.

Преображение преподобного Серафима Саровского


“Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их” (Мф 13:43).
“И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их...” (Откр. 22:5).

Практика удивительно проста. И если практиковать её, как написано выше, наступит момент, когда ваше сердце откликнется на неё и окажется преисполненным любовью ко всему миру, и с этого момента вы начнёте во всём ощущать живое проявление Единого, начнёте воспринимать весь мир как Одно Целое, а вслед за этим навсегда изменится ваше к нему отношение.

Эти перемены есть не что-то внешнее, а появляющееся в вас ваше новое осознание, которое есть не что иное, как дух, или, как говорит апостол Павел, Светлый Дух, который проницает всё и находится как вовне, так и у вас внутри. Отсюда и высказывание, что “нет ничего тайного, что не стало бы явным” (Мф 6:6). Отец, Духом пребывая в вас, следит за каждым вашим движением. Подобно тому как мать вынашивает в себе ребёнка.

Воссоединение же с Отцом – это такая преданность ребёнка Отцу, когда сознание обоих становится как одно, сливается воедино. “Я и Отец – одно”, “...да станут и они совершены во едино, чтобы там, где Я, и они были”.

В этот период наше сердце действительно начинает чувствовать и осознавать присутствие Христа, присутствие Его сладкой и тёплой Любви... И даже на окружающий мир мы начинаем смотреть Его глазами...

Что при этом происходит? Мы сонастраиваемся с той Силой, которая нас всех создала, и если мы, сонастраиваясь, входим с ней в резонанс, она способна начать вести нас по жизни, а мы способны начать за ней идти. Здесь даже вопрос не веры, а доверия к ней. И тогда вы поймёте, что означают слова: “...ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой...” (Ин 8:28).

Интересно, что в исихазме имела место попытка совмещения практики Иисусовой молитвы с дыхательными упражнениями. Так, Никифор Исихаст советует одновременно со вдохом через ноздри перевести “дух” (т. е. сознание) из головы вниз, как бы по “дороге, которую избирает дыхание, чтобы достичь сердца. Когда дух будет там, то почувствует, радость пришедшую следом... Знай, что при этом... ты не должен допускать никакого размышления, ни занятия, кроме молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!”.

Предлагалась также такая техника: на вдохе “поток” молитвы “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...” опускается в “сердце”, а на выдохе“...помилуй мя!” ощущается как излучающийся по всему телу Свет.

Но хотя сочетание Иисусовой молитвы с дыханием не обязательно, всё же какой-то один из этих двух вариантов или оба могут явиться импульсом, ведущим к тому, что результаты практики станут проявляться значительно быстрее.

А чтобы человеку сохранить достигнутое состояние, которое могло тускнеть и теряться в результате ослабления духовных усилий, Симеон Новый Богослов предлагал практикующему исихазм подвижнику поступать так: посредством Иисусовой молитвы“...отвлеки свою мысль от всего земного... и отыщи... то место сердца, где сосредоточены все способности души, ...тогда – о чудо! – ...увидишь, что вокруг сердца распространяется божественный свет”1.

Практика на этом не заканчивалась и продолжалась на ещё более тонком уровне.

Теперь, после очищения “духовного сердца”, с помощью специальных приёмов постепенно очищается и высветляется весь организм: он должен стать настолько чистым, чтобы выглядеть как прозрачный для духовного видения. И “когда он [человек; в данном контексте речь идёт о теле] станет [как бы] пустым – он наполнится светом... ” (Евангелие от Фомы, 65).

Очистивший себя подобным образом духовный подвижник становится способен видеть Божественное Сознание, но не телесными глазами, а зрением своего осознания, духовным зрением. Он начинает видеть духом.

“Светильник [же] тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло” (Лк 11:34).

“Если же все тело твое светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием” (Лк 11:36). В этот момент происходило то, о чём говорил выше апостол Павел, – слияние с Духом Света, Светлым Духом.

Святой Дух – и несотворённая энергия: исихазм рассматривает оба эти явления как одно, полностью их отождествляя. Именно через него передаётся благодать, переживаемая как соприкосновение со Светом.

Пройдёт ещё немного времени, и станет ясно, что высказывание основателя православной церкви апостола Павла, обращённое к коринфянам, – это не пустые слова: “...Храм Божий свят [светел]; а этот храм – вы” (1 Кор. 3:17).

И тогда вам раскроют свой смысл слова, означающие этап начавшегося воссоединения со своей подлинной природой, с тем, что апостол Павел называет “внутренним человеком”, со своим Высшим “Я”, в котором вы и Отец снова соединяетесь воедино. Время, когда начинается ваш путь возвращения к Отцу: “Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону... когда вы сделаете образ вместо [другого] образа [образ человеческий смените на Я Есмь Присутствие Единого], – тогда вы войдете в Царствие” (Евангелие от Фомы, 22). В тот день, когда ваше осознание сольётся с Осознанием Отца, произойдёт встреча там, где Он давно ожидает вас. “В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас” (Ин 14:20). Ученики Христа, следующие по его стопам на этом пути, говорили: “Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека...” (Еф. 2:14-15). Новый человек – это человек, воссоединившийся в своём сознании с Отцом, достигший этого. О нём говорит Христос как о победившем, как о превзошедшем всё мирское, вознёсшемся над всем мирским.

Как мы только что говорили выше, осознание обоих, Отца и сына, становится как одно, сливается воедино.

Мы ещё встретимся на страницах этой книги с тем, насколько хорошо этот опыт удавался многим людям.

Ведь обращаясь к людям, Иисус просил их воссоединиться, став Едино с Отцом, как Он:

“...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах” (Еф. 1:18, 20); “Я победил мир” (Ин 16:33); “Побеждающему [как и я] дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его” (Откр. 3:21); “Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир” (1 Ин 5:4).

Разве не об этом говорит ученик Иисуса Иоанн? “...Еще не открылось, чтo будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему” (1 Ин 3:2).

Вспомните, как часто вам приходилось слышать про указанный в Евангелии знак того, что исчезла преграда, граница между внутренним и внешним, между Богом (Единым) и человеком – разорвавшийся в Храме занавес (см. Мф 27:51). После чего человечеству было дано время это осознать. Путь открыт. “Станьте, как Я”.

Кто следующий? Кто пойдёт следом? Кто вернётся к Источнику всего сущего и нырнёт в него, слившись с Ним?

Наиболее ярко в России этот опыт был реализован Сергием Радонежским, Амвросием Оптинским, Серафимом Саровским и многими другими подвижниками, тела которых от воздействия практики духовно преображались и начинали интенсивно изливать вокруг себя этот несотворённый Свет.

Если вы внимательно читали Новый Завет, то не могли не обратить внимания на слова Христа, обращённые к человеку, занятому собиранием земных богатств и благ, которые станут совершенно бесполезными, когда он, покинув тело, отойдёт в мир Духа: “Советую тебе купить у Меня... белую одежду, чтобы одеться...” (Откр. 3:18).

Какую одежду имел в виду Христос? Как мы увидим, этой одеждой является Свет, и Он говорит об одежде, сотканной из Световой Энергии!

И Новый Завет содержит неоднократные упоминания об этом, например: “Одежды же его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить” (Мк 9:3).

Тканые одежды от воздействия на них Духа стали столь блистающими, что ученики Иисуса не могли на него больше смотреть, но также они, наблюдавшие это со стороны, видели теперь не только одежды Христа, но и всё его преобразившееся в Свет тело.

Когда мы снова открываем и перечитываем Новый Завет, то видим, что именно о необходимости повторения этого опыта каждым христианином пишут идущие вослед за Христом ученики. О становлении Светом, о преображении человека в Свет!

“В усердии не ослабевайте; духом пламенейте...” (Рим. 12:11).

“Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного...” (1 Пет. 4:12).

“...Тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все” (Флп 3:21).

“Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... потому что не хотим совлечься, но облечься [в небесное жилище]...” (2 Кор. 5:1, 2).

“...Чтобы смертное поглощено было жизнью“ (2 Кор. 5:2, 4).

“На это самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 5:5; 1:22).

“Иисус сказал: Я дам вам то, чего не видел глаз, и то, чего не слышало ухо, и то, чего не коснулась рука, и то, что не вошло в сердце человека” (Евангелие от Фомы, 17).

“Я и Отец – одно” (Ин 10:30); “...как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да станут совершены во едино... чтобы там, где Я, и они были...” (Ин 17:21, 23-24).

И слышавшие это ученики восприняли Его слова совершенно буквально. “Мы все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор. 3:18).

Заметьте это: “Как в зеркале... преображаемся в тот же образ...”

“И когда молился, вид лица Его изменился...” (Лк 9:29).

“И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет” (Мф 17:2).

“Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою! Что же не смотрите на меня?

Я отвечал:

– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!

Отец Серафим сказал:

– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И, приклонив ко мне голову, тихонько на ухо сказал:

– Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его! Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моём мысленно помолился Господу Богу и сказал внутри себя: “Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего Святаго, Которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться им во свете великолепной славы Твоей”, и вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим? Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь милость Свою, это уж благодать Божия благоволила утешить сокрушаемое сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией. Что же, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь – Господь с нами!

Я взглянул после этих слов, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите – не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающуюся, сверху, и меня, и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда?” 2

Что удивительней всего в этом переживании? То, что его апогеем становится чудесная метаморфоза: созерцающий Свет сам становится Светом. Симеон Новый Богослов об этой чаемой трансформации говорит так: “...да живут богоугодно все христиане, да приближаются к огню божества и возгораются от него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреди, как боги”.

Давайте обратим внимание на слова отца Серафима, обращённые к застывшему перед ним в изумлении Мотовилову: “...никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно этому! Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, а посмотрите-ка, ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: “Теплотою Духа Святого согрей мя!” Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мороза, будучи одеваемы, как в тёплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную. Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем...”

”...Господь ищет сердца, преисполненные любовью к Богу и ближнему, – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей пренебесной славы. Сыне, даждь Ми сердце твоё! – говорит Он. – А всё прочее Я сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие. Господь заповедует ученикам Своим: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам”3.

“Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14:17).

“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф 5:3).

Нищие материально просят милостыни и возрастают в материальном, а не имущие в себе силы духа просят Отца, чтобы Он дал им его, и возрастают в богопознании, или, иначе, в познании своего Высшего “Я”, в познании своей Изначальной Природы: “И будете сынами Всевышнего” (Лк 6:35); “...не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?” (Ин 10:34); “Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего – все вы” (Пс. 81:6).

Потому что извечно Единое Высшее “Я” присутствует в нас самих: “Царство Отца внутри вас”, и все прилагающие усилие входят в него (Лк 16:16).

“И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него” (Лк 11:9-13).

Как проявляется нисхождение Духа Святого в жизни христиан?

Григорий Палама, фессалоникийский архиепископ и исихаст, утверждает, что видение несотворённого Света сопровождается объективным свечением святого. “Тот, кто участвует в божественной энергии... сам в некотором роде становится светом; он един со Светом и вместе со Светом видит воочию всё, что остаётся сокрыто от тех, кто лишён этой благодати”4.

Палама, главным образом, основывался на мистическом опыте Симеона Нового Богослова. В “Жизни Симеона”, написанной Никетием Стефатосом, есть несколько исключительно точных указаний, касающихся описания этого опыта.

В первом случае “однажды ночью, когда он был на молитве и его очистившийся разум слился с Изначальным Разумом, он увидел Свет, извергнувший внезапно сверху из выси небес на него свою яркость, Свет чистый и огромный, всё освещающий и такой ясный, что стало светло как днём. Этот Свет озарил и его самого, и ему показалось, что весь дом вместе с кельей, в которой он был, исчез и в мгновение ока обратился в ничто, а сам он оказался увлечён в воздух и совершенно забыл о своём теле”.

При другом случае “сверху словно засверкал Свет утренней зари... он понемногу усиливался, всё больше и больше озарял воздух, и сам он почувствовал, что вместе со своим телом отдалился от земных вещей. Поскольку Свет продолжал блистать всё сильнее и сильнее и превращался над ним в некое подобие солнца в полуденном блеске, он заметил, что сам находится в центре Света и весь исполнен радости и слёз из-за кротости, которая теперь затопляла всё его тело. Он увидал, как Свет небывалым образом соединяется с его плотью и мало-помалу проникает во все его члены... И вот он увидел, что этот Свет мало-помалу затопил полностью всё его тело, и сердце, и внутренности, и превратил его самого в огонь и свет; и как это было только что с домом, так и теперь Свет заставил его потерять чувство формы, положения в пространстве, плотности, внешнего облика его тела”.

Вот как Симеон Новый Богослов говорит об этом Свете: “Свет, духовно созерцаемый в отдалении, Свет, внутри нас внезапно обретающийся...” 5.

Однажды Оптинскому старцу Нектарию показали икону Преображения, где яркость Фаворского Света оттенялась различными затемнениями. Этот приём вызвал возражения старца. Он сказал как свидетель: “Когда загорается этот Свет, каждая трещинка на столе светится”6.

“Если тело должно вместе с душою участвовать в неизреченных благах будущего века, несомненно, что оно должно в них участвовать, по мере возможного, уже теперь... Ибо тело тоже имеет опыт вещей Божественных, когда страстные силы души оказываются не умерщвлёнными, но преображёнными и освящёнными”7.

“Будучи светом, являющим Божество, благодать не может не восприниматься нами. Мы не можем не чувствовать Бога, если наша природа находится в состоянии духовного здоровья. Бесчувственность внутренней жизни есть состояние ненормальное. Нужно научиться распознавать состояния своей души, а также судить о явлениях жизни мистической. Поэтому преподобный Серафим Саровский начинает свои духовные наставления следующими словами: “Бог есть огнь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовём Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника”. Благодать даёт знать себя как радость, мир, внутреннее тепло, свет”8.

“Что же чувствуете вы теперь?” – спросил меня отец Серафим. Сказал я: “Необыкновенно хорошо”. “Да как же хорошо-то? – спросил он, – что же именно-то?” Я отвечал: “Чувствую такую тишину и мир в моей душе, что никаким словом то выразить не могу”. “Это, ваше Боголюбие, тот мир, – сказал отец Серафим, – про который Господь сказал ученикам Своим: “Мир Мой даю вам, не яко же мир дает...” “Мир”, по слову апостольскому, “всяк ум преимущий”... Что же ещё чувствуете? – спросил меня отец Серафим. Я сказал: “Необыкновенную радость во всём моём сердце”. И батюшка отец Серафим продолжал: “Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченною радостью; ибо Дух Божий радостотворит всё, к чему бы Он ни прикоснулся... Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле. Вот и вы, батюшка, довольно поплакали в жизни вашей на земле, и смотрите-ка, какою радостью утешает вас Господь ещё в здешней жизни! Теперь нами, батюшка, дело, чтобы, труды к трудам прилагая, восходить нам от силы в силу и достигнуть меры возраста исполнения Христова... Вот тогда-то теперешняя наша радость, являющаяся нам вмале и вкратце, явится во всей полноте своей и никтоже возьмет её от нас, преисполняемых неизъяснимых пренебесных наслаждений”.

Этот рассказ об одном опыте содержит в своей простоте всё учение восточных отцов о “гносисе”– познании благодати, которое достигает своей наивысшей ступени в видении Божественного света. Этот свет наполняет человеческую личность, достигшую единения с Богом. Это уже более не экстаз, не преходящее состояние, которое восхищает, отрывает человеческое существо от его обычного опыта, но сознательная жизнь в свете, в непрестанном общении с Богом.

Преображение тварной природы, начинающееся уже в земной жизни, есть обещание нового неба и новой земли, вхождение твари в вечную жизнь до смерти и воскресения. Немногие, даже среди самых великих святых, достигают этого состояния в земной жизни. Пример преподобного Серафима тем более поразителен, что он воскрешает в довольно близкую к нам эпоху святость отцов пустынников первых веков христианства”9.

В “Житии и подвигах преподобного Сергия Радонежского” среди многих чудесных событий из жизни святого есть и рассказ блаженного Симона. “Однажды, когда святой игумен совершал божественную литургию, блаженный Симон видел, как небесный огонь снизошёл на Святые Тайны в минуту их освящения, как этот огонь ходил по святому престолу, озаряя весь алтарь, обвиваясь около святой трапезы и окружая всего священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься Святых Тайн, божественный огонь свился как бы некая чудная пелена и вошёл внутрь святого потира...

Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал; но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись Святых Христовых Тайн, он отошёл от святого престола и спросил Симона: Чего так устрашился дух твой, чадо моё? – Я видел благодать Святого Духа, действующую с тобою, отче, – отвечал тот. Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовёт меня из этой жизни, – заповедал ему смиренный авва”.

“Иисус сказал: Тот, кто напился из уст моих, станет как я. И также я стану им, и тайное откроется ему” (Евангелие от Фомы, 112).

О других духовных дарах, которые приобретает подвижник, практикующий исихазм, мы узнаём из записей, сделанных учеником Сергия Радонежского, иноком Епифанием. Описывая опыт проявления духовной силы, которую обретали подвижники, он пишет о том, как однажды зимой некий селянин, у которого тяжко захворал сын, на руках понёс его к преподобному, но по дороге мальчик скончался. Обессиленный крестьянин, оставив тело у дверей обители, отправился домой, чтобы приготовить всё необходимое к погребению. Когда же он вернулся за телом, то обнаружил сына в келье преподобного живым. Сергий строго запретил крестьянину рассказывать об этом, не видя в сём своей заслуги, но скрыть происшедшее от братии было невозможно. Слава св. Сергия как чудотворца многократно подкреплялась исцелениями недужных и бесноватых (невменяемых, одержимых ).

Вы помните подобные действия Христа, а также тот случай, когда Он произнёс: “Не плачьте, она не умерла, но спит” (Лк 8:52); “И возвратился дух ее, она тотчас встала” (Лк 8:55).

У вас может возникнуть вопрос: откуда же появляются у людей такие способности? На это ответил апостол Павел: “...возрастая в познании Бога [духом], укрепляюсь всякою силою по могуществу славы Его” (Кол. 1:10-11).

Потому что “соединяющийся с Господом есть один дух с Господом... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” (1 Кор. 6:17-19). Подвижник в своём сознании всё больше воссоединяется с Единой Силой, Единым Духом Вселенной (Светлым Духом, представляющим собой Осознание Бога-Отца). Чем меньше в нём остаётся от собственного человеческого “я”, тем больше в нём проявляется Я Есмь Присутствие Единого. А как мы знаем, Единое Всесильно. Отсюда те возможности, которые покажутся человеку непрактикующему чем-то запредельным. Для подвижника же это часть навыков, приобретённых им вследствие продолжительного опыта духовной практики, практики расширения осознания – раздвижения духовного горизонта... Потому что “чем выше летает чайка, тем дальше она видит...”

Когда спросили преподобного Серафима Саровского, нет ли у современных христиан какого-нибудь недостатка препятствующего им приносить те же плоды святости, какие изобиловали раньше, преподобный ответил, что им недостаёт только одного – собственной решимости.

Как пишет в книге “Мой исихазм“ Юрий Линник, “Бог есть Свет... В том и тайна старчества, что тут достигается кажущееся недостижимым: живое, без всяких посредников, соработничество человека и Бога – их сотворчество во имя спасения мира. ...Это Преображение, которое переходит в теозис – обожение человека. Да, да! Человек становится Богом, исполняя первый завет Христа. Ведь он сказал со всей определённостью о нас, людях: как ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они будут в нас едино (Ин 17:21). Или слова Христа надо понимать метафорически? Старцы знали: во всё сказанное Спасителем заложен прямой смысл – тут нет ничего условного или приблизительного. Суть евангельского предсказания они поняли однозначно. И осуществили его: воссоединились со Святой Троицей – напитались её Светом”.

На своём опыте Сергий Радонежский, Серафим Саровский и другие подвижники показали, что опыт Иисуса повторим, и, именно стяжание Света являлось подлинно духовной целью первых христиан – обретение Светозарного Тела, преобразующего их земную плоть в Духовный Свет...

Раскрывая Православие как учение о Свете, святой Макарий Египетский говорит, что “огонь благодати, возжжённый Святым Духом в сердцах христиан, заставляет их сиять как светильники перед Сыном Божиим. Этот Божественный огонь, соразмерный воле человеческой, то оживляется и сияет ярким светом, то уменьшается и не даёт больше света в сердцах, омрачённых страстями. “Невещественный и божественный огнь освещает души и искушает их... Сей огнь действовал в апостолах, когда возглаголали огненными языками. Сей огнь облистал Павла гласом, и просветил его ум, омрачил же у него чувство зрения, ибо не без плоти видел он силу оного света. Сей огнь видел Моисей в купине. Сей огнь в виде огненной колесницы восхитил Илию с земли... И ангелы, и служебные духи причащаются светлости сего огня... Огнь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил”. Это – Божественные энергии, “лучи Божества”, о которых говорит Дионисий Ареопагит, творческие силы, пронизывающие мир и делающие познание о себе вне тварного как свет неприступный, в котором обитает Святая Троица. Энергии, сообщаемые христианам Духом Святым, не представляются уже как внешние причины, но как благодать, внутренний свет, изменяющий природу путём обожения: “Бога называют светом не по Его существу, но по Его энергии”, –говорит святой Григорий Палама. Поскольку Бог проявляется, сообщается, может быть познан, – Он Свет. Если Бога называют Светом, так это не только по аналогии со светом материальным. Божественный свет не имеет аллегорического или абстрактного значения: он – реальность, данная в мистическом опыте. “Это опытное познание Божества даётся каждому по его мере и может быть различным по степени, в зависимости от достоинства тех, которым он дается”10.

“Тело не должно препятствовать мистическому опыту. Презрение к телесной природе чуждо православному подвижничеству. Тело, по выражению апостола Павла, должно стать телом духовным”11.

Преподобный Григорий Синаит, практиковавший исихазм, пишет: “Кто очистит свой ум слезами, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным отображением Божественной красоты, – тот почти становится сожителем ангелов... ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости. Таким образом, каковым оно создано вначале, таковым и воскреснет, чтобы всецелым приобщением Божества быть сообразным образу Сына Человеческого”12.

“И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе...” (Мк 9:1).

“Говорю вам тайну, [“сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его” (Кол. 1:26)] : не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся” (1 Кор. 15:51-52).

Но почему? Потому что, говоря о мире, люди говорят о мире духовном и мире плотском. При этом если мы говорим, что материя является чем-то плотным, то, говоря о Духе, мы говорим о том, что Дух бесплотен, т. е. нематериален. Соответственно и тела могут быть как плотские, плотные, материальные, так и духовные, ставшие чистым осознанием, нематериальные, преисполненные Духом, Светом.

Именно об этом апостол Павел писал: “Не всякая плоть одинакова, есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных... сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное [небесное, богоподобной тонкости]” (1 Кор. 15:39-40, 44).

“Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал. 6:7-8).

Внутреннее состояние всё большей телесной одухотворённости воспринимается сознанием как всё более увеличивающееся состояние разуплотнённости тела, его прозрачности, тонкости того материала, из которого оно создано.

Для этого стоит ещё раз вернуться к словам Григория Синаита: “Кто очистит свой ум, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным... ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное так что оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости”.

И чем более прозрачным будет восприниматься ваше тело, тем меньше вы станете уставать, потому что Единое – это Нескончаемый Источник Энергии.

И постепенно дух в вас начнёт постигать Дух, находящийся повсюду, потому что сказано: ”Дух проницает всё и глубины Божии”. А поскольку мы говорим о том, что Отец пребывает Духом в своём Творении, то мы имеем полное право сказать, что в этом случае Дух является не чем иным, как Его Космическим Сознанием, а раз так, то и наше сознание в момент единения с Мировым Духом также становится космическим.

Вы перестанете быть одиноко сияющим светлячком, вы начнёте проникать в Океан Света Вселенной.

Постепенно вы начнёте становиться Пространством, а Пространство начнёт приближаться к вам и наполнять своей Силой, Светом и Пустотой.

Как все семь цветов являются проявлением белого цвета, так и Пустота не означает превращения ни во что. Стать пустым – значит перестать разделять, т. е. стать Единым Целым. “Я и Отец – одно”; “...соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду... дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека...” (Еф2:14-15).

“Да станут и они... как Мы... чтобы там, где Я, и они были...” (Ин 17:21-24).

“...Не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее [недвойственность]?” – спрашивает Христос (Лк 11:40). “...Храм Божий свят; а этот храм - вы” (1 Кор. 3:17).

Мы привыкли считать, что всё это очень сложно. Об этом Максим Исповедник говорит так: ”наше мышление... ещё не выходит за пределы двойственности”. В действительности же, по мнению Максима Исповедника, “Бог непостижимо прост”.

Царство Божие у вас внутри. И всё, что нужно, – это войти в него.

И поэтому Царство Света подобно зеркалу: каждый шаг к нему вызывает встречное отражение.

“...Посему сказано: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос... И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом” (Еф. 5:14, 18).

Потому что “если тело твое все светло [преисполнено духом] и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием” (Лк 11:36).

“Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф 5:16).

“Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники [сердца ваши] горящи и вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему” (Лк 12:34-36).

И ещё об одном свойстве исихастов – способности прозревать будущее, о чём основатель православной церкви апостол Павел говорил: “...постигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто... пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение...” (1 Кор. 14:1-3).

“Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший” (1 Кор. 12:29-31).

О проявлении этого духовного дара архимандрит Киприан пишет: “Добытийственные бездны мироздания и неразъединённая целость мира открывались подвижникам благочестия”13.

Макарий Египетский так рассказывает о своих прозрениях: “Иногда также являлось как бы светоносное некое одеяние, какого нет на земле в веке сём”. В такие “молниевидные ризы” на горе Фавор облёкся Иисус Христос. Но Макарий видит в них обычного человека: это ли не знак того, что тот полностью раскрыл своё богоподобие? Не видел ли Макарий то, о чём говорит в своём “Откровении” Иоанн, описывая будущее преображение планеты и человечества?

“И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их...”(Откр. 22:5).

“Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца...” (Мф 13:43).

“И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет” (Откр. 21:23-25).

“Ибо кого Он [Бог] предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы он был первородным между многими братиями” (Рим. 8:29).

“ ...Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу... Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями” (Евр. 2:10-11).

“Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино... чтобы там, где Я, и они были...” (Ин 17:23-24).

В этом и есть суть учения Христа: восхождение – вознесение – обретение Светозарного Тела, преображение человеческого тела в Духовный Свет.

“...Еще не открылось, чтo будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему” (1 Ин 3:2).

“Побеждающий облечется в белые [Светозарные] одежды” (Откр. 3:5).

“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих” (Откр. 7:9).

“Бог есть Свет”. Выступая на Соборе 1341 года в защиту исихазма, Палама сказал: “Бог по существу Един, но в Нём существует много энергий. К числу таких энергий относятся Благодать Божия и божественное озарение. Это озарение было в Адаме, но через преступление Адама оно утеряно. Оно потом было явлено на Фаворе, дабы мы знали, чем мы были и чем будем”14.

“И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко” (Откр. 22:10).

“...Потому что тьма проходит и истинный cвет уже светит” (1 Ин 2:8).

Христианство – это учение о физическом бессмертии тела и души.

Именно об этом говорит Новый Завет. На первый взгляд, это звучит странно... Но давайте откроем его, и вы сами это увидите.

Сначала ответим на несколько вопросов.

Смертен ли Творец Мироздания? Если он вечен, то смертен ли Христос, говорящий: "Я и Отец – одно"?

И разве не говорит Иисус, обладая сознанием Христа и являющий собой идею бессмертия: "... да будут едино, как мы" (Ин 17:22)? Именно это выделенное в Новом Завете курсивом слово "как" говорит о том, что Он желает не частичного, а полного взаимоподобия с Ним. Разве Он не ожидает от христиан полного уподобления ему?

И, поскольку Он совершенен, то ждёт, что точно так же будут совершенны и все последовавшие за Ним:

"Станьте совершенны, как совершенен Отец ваш..." (Мф 5:48); "...чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак. 1:4). Но ведь, как мы видели, одно из совершенных качеств Отца – бессмертие.

Иоанн: "Еще не открылось, чтo будем, когда же откроется, будем подобны Ему..." (1 Ин 3:2).

И разве не о том же слова апостола Павла, знакомые каждому, кто читал Новый Завет: "Тело наше преобразит так, что станет сообразным славному телу Его..." (Флп 3:21). Разве речь здесь не о полном преображении нашего физического тела?

"Говорю вам тайну ["сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его" (Кол. 1:26)]: не все мы умрем, но все изменимся..." (1 Кор. 15:51).

"Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою" (1 Кор. 15:53-54).

А ведь ранее мы уже приводили слова Григория Синаита: "Кто очистит свой ум, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным... ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости".

Заметьте, что уже только в этих цитатах из Нового Завета речь идёт о полном преображении тела. Не о посмертном преображении, а при жизни. Преображения, которое делает тело бессмертным.

Именно такой была цель всех первых христиан – прижизненное физическое преображение тела в Свет. Ведь не случайно римляне, преследовавшие их, надевали на их тела тканые одежды, пропитанные горючим составом, и поджигали.

"И просияют праведники в Царстве Отца их", – очевидно, так говорили они, повторяя слова Иисуса. Ведь Иисус и его ученики обещали людям и учили их: "Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную [нетленность]" (Гал. 6:7-8).

"Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17).

"...Во Христе [Первообразе]... живут не по плоти, но по духу..." (Рим. 8:1).

"...Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас.

Если же кто Духа Христова [осознания своей Первоприроды в себе] не имеет, тот и не Его [но живущий по плоти – от мира]" (Рим. 8:9); "Их конец – погибель, их бог – [их] чрево, и слава их в сраме: они мыслят о земном. ["как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня"(Рим. 11: 8)]; "Потому что все ищут своего..." (Флп 2:21).

"Наше же жительство [здесь и сейчас] на небесах [не от мира сего, в неописуемом мире Духа, в небесном], откуда мы ожидаем и Спасителя..." (Флп 3:21).

"...Еще не открылось, чтo будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему" (1 Ин 3:2).

"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного..." (1 Пет. 4:2).

"...Тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Флп 3:21).

"...Чтобы смертное поглощено было жизнью" (2 Кор. 5:4).

"Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и это есть победа, победившее мир знание наше" (1 Ин 5:4), – пишет Иоанн. Так же говорит и Павел (Еф. 3:17): "Чтобы нашли [Первообраз] Христа внутри себя путем знания" [не веры, как это обычно переводится. Потому что греческое слово pistis означает "знание"].

"Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин 4:4).

В сущности, всю эту идею полного духовного и физического преображения можно свести к нескольким положениям:

"...Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим. 6:9).

"Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11).

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими..." (Рим. 8:28-30).

"Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11:16, 36).

Апостол Павел так сказал об этом в своём "Послании к Римлянам": "Кого Он [Бог] предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями"(Рим. 8:29).

Первородным между многими. Об этом будущем множестве полностью уподобившихся Христу, также ставших, как Он, «Я и Отец – Одно», "да будут едино, как мы", как видим речь идёт не о простой человеческой или духовной солидарности учеников, а о духовном состоянии именно поэтому апостол Павел говорит как о становящихся "сонаследниками Христу" (Рим. 8:17).

Как о полностью раскрывших в себе образ Христа.

"Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы..." (Евр. 3:6).

"Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете, вы от Бога, и вы не свои?" (1 Кор. 6:17, 19).

Потому что "если тело твое все светло [преисполнено духом] и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием" (Лк 11:36).

"Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин 8:31-32).

"Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:3-4).

"...Ибо проходит образ мира сего" (1 Кор. 7:31).

Именно таким описывается образ нового мира и новое преображённое человечество, о котором апостол Павел говорит:
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся;
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие.
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою”.
“Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (1 Кор 15:51-55).


Тело Света в христианской традиции

предыдущий текст оглавление следующий текст




Hosted by uCoz