Спонтанные опыты света у людей, далёких от духовных традиций

-

Мы уже ознакомились со множеством традиций, целью которых стало достижение состояния Тела Света. Но опыт приобщения к Свету не ограничивается только рамками вышеперечисленных духовных традиций, ниже мы рассмотрим ещё несколько интересных случаев с людьми, равнодушными к духовным традициям или почти ничего не знающими о мистической жизни.

Один из наиболее знаменитых канадских психиатров своего времени, д-р Р. М. Бьюк (1837–1902), в возрасте 35 лет пережил необычный опыт, который радикально изменил его взгляды на жизнь. Он полагал, что некоторые люди способны достичь высшего уровня сознания, которое он назвал "космическим". "Космическое сознание" – так называлась книга, которую он опубликовал незадолго до своей смерти.

Описывая произошедший с ним случай, он делает это в третьем лице: "Проведя вечер с друзьями за чтением поэтов – Водсворта, Шелли, Китса и более всего Уитмена, он вышел в полночь и долго ехал в кэбе (дело было в Англии). Им овладело состояние тихой, несколько расслабленной радости. Внезапно, без какого бы то ни было предупреждения, он оказался окутан облаком огненного цвета. На мгновение он подумал, что это огонь, что посреди города вспыхнул пожар, – но тут же обнаружил, что огонь в нём самом. И сразу же его охватило чувство экзальтации, чувство безбрежной радости, сменившееся неописуемо сильным интеллектуальным озарением. В его мозгу промелькнула мимолётная вспышка брахмического сияния, которое с тех пор озаряло его жизнь; на его сердце упала капля брахмического блаженства, навсегда оставив в нём привкус Неба. Он увидел, он узнал, что Космос – не мёртвая материя, но живое Присутствие; что душа человеческая бессмертна, что основной принцип мира есть то, что мы зовём любовью, и что каждому со временем обеспечено счастье. Он узнал – так он нам говорит – за несколько секунд озарения больше, чем узнал до того за месяцы и даже годы учения, и узнал много такого, чего не дало бы ему никакое учение".

На основе опыта, приобретённого им той весной, д-р Бьюк делает следующие обобщающие выводы: "Реализация космического сознания проявляется в таком чувстве, будто вы затоплены пламенем или розовым облаком, или, лучше сказать, чувством, будто само ваше сознание наполнено облаком или туманом. Это ощущение сопровождается чувством радости, доверия, торжества, спасения. Одновременно с этим опытом или сразу после него происходит неописуемо сильное интеллектуальное озарение. Мгновенность этого озарения можно сравнить только с ослепительной вспышкой молнии посреди кромешного мрака, заливающей светом окружающий пейзаж, прежде тонувший в темноте".

Здесь особенно следует отметить мгновенность происходящего озарения, которое во многих учениях уже уподоблялось вспышке молнии, а также эмоциональную насыщенность этого переживания и его тотальность.

Переживаются ли кем-нибудь подобные опыты сейчас? Наш современник У. Л. Уилмхерст, автор книги "Созерцания", пишет о том, что он пережил, когда в одной из деревенских церквей, где он тогда находился, запели Te Deum, и в этот момент он заметил, как в нефе, недалеко от него, сквозь щели стал проступать голубой дым. Когда он присмотрелся внимательней, он почувствовал, что то, что он принял за дымку, в действительности нечто более нежное и более разреженное, оно приобрело светимость и перешло в фиолетовый цвет, после чего он обнаружил, что способен видеть сквозь стену и наблюдать пейзаж по ту сторону церкви. Вот как он описывает дальнейший опыт: "Я видел одновременно всеми точками тела, а не только глазами. И несмотря на эту огромную силу восприятия, я не терял контакта ни с моим физическим окружением, ни с органами чувств. Я ощущал невыразимые покой и счастье. В тот же миг голубая светозарная дымка, поглотившая меня и всё бывшее вокруг, преобразилась в чистое золотистое сияние, невыразимый свет. Теперь казалось, что фиолетовая дымка была оболочкой или внешней границей этого золотистого света, исходившего из огромного и сверкающего шара, находившегося в центре. Но удивительнее всего было то, что эти лучи и волны света, это обширное пространство фотосферы и даже сам огромный центральный шар были наполнены очертаниями живых существ. Всё пространство было заполнено единым организмом, который, между тем, состоял из бесконечного множества отдельных жизней".

В этот момент он не сознавал, что вокруг существует материальный мир, но этот порыв длился лишь несколько секунд, потому что когда он очнулся, еще пели Te Deum. Следует отметить быстроту перехода от одного видения к другому, от ощущения материального света к восприятию чистого трансцендентного мира вне времени и пространства. Это похоже на внезапную мистическую инициацию, пропускающую отдельные этапы.

Возможно, кому-то из вас посчастливится также пережить это и испытать невыразимое счастье, от которого на сердце становится тепло и легко.

В продолжение рассказа о том, как переживаются эти опыты людьми, далёкими от духовных традиций, можно привести пример из жизни Аллена Уорнера, автора книги "Момент Безвременья", где он описывает опыт, пережитый им во время слушания Седьмой симфонии Бетховена, в это время он не переставал осознавать, что слушает музыку. "Вдруг мне показалось, что я черпаю силу из безбрежного моря могущества, – пишет он, – и я испытал чувство растущего покоя. Свет, увиденный мной, стал более сверкающим, но не ослепительным и не пугающим. Я добрался до места, в котором уже не существовало времени и движения. Я растворился в Свете Вселенной, в Реальности, блистая, как огонь, оттого, что её познал, но в то же время не переставая быть отдельным существом и самим собой, растворился, как капелька ртути, в мире, но тем не менее существовал отдельно, как песчинка в пустыне. Покой, превосходящий понимание, и трепещущая энергия созидания находятся в Центре, там, где примиряются все противоположности". "Момент Безвременья" – книга названа так потому, что, как утверждает автор, весь этот опыт был пережит между двумя прозвучавшими нотами...

Не правда ли, это звучит неправдоподобно? Но тут есть два момента, позволяющих говорить о том, что Уоррен действительно находился в состоянии внезапного Просветления, пусть и непродолжительного... О том, что в эти мгновения он сознавал себя находящимся в состоянии познания подлинной природы ума, говорят следующие признаки: первый – это ощущение нахождения или существования одновременно во Времени и вне его; второй – яркое осознавание им того, что он – это он и в то же время растворён во Вселенной, состояние, при котором он обладал личным и надличностным сознанием одновременно. Вспомните, как ранее мы уже говорили о состоянии единства или совпадении познающего и познаваемого. Здесь он переживает это как центр, где прекращаются противоречия, а противоположности совпадают.

Не менее впечатляющ рассказ К. Х. М. Уайтмена, профессора математики Кейптаунского университета, об опыте, который он пережил в 28 лет. Ночью, но не во сне, ему привиделось, что он "расстался" с телом и очень быстро поднялся на большое расстояние. "Внезапно, без каких-либо иных перемен, глаза мои открылись. В вышине и передо мной, вокруг меня и во мне было сияние архетипического Света. Более реального света быть не могло, потому что этот Свет даёт возможность любому другому свету быть светом. Это не плоский, материальный свет, но творческий свет самой жизни, пронизанный Любовью и Пониманием и своей субстанцией порождающий все другие жизни... Как возможно описать Источник? Как описать направление, в котором он находился? Это направление было – вверх и вперёд, но не в геометрическом смысле и без соотношения с чем бы то ни было ещё; скорее, в силу своей архетипической природы направление это было абсолютным. То был Источник Жизни и Истины, поскольку из него вытекали все идеи жизни и истины, – но закреплённый в пространстве. И вот внезапно, хотя направление ничуть не переменилось, свет стал виден в одной-единственной точке, и в этой точке находилась Идея Двенадцати; не "двенадцати" чего-то, что может быть подсчитано и разделено на отдельные единицы, но Идея Двенадцати, которая входит во все наши понятия о двенадцати, непостижимая иначе, как в Божестве. И пересекая этот Свет насквозь, я даже добрался до архетипической идеи Отца. Но тут понимание и послушание начали бледнеть, и их место занял мрак разума, причина которого была в безверии "Я". На мгновение мне показалось, что я увидал на низшем уровне воплощение Идеи Семи: но было ли видение объективно или его подсказало воображение? Я не в состоянии был в этом разобраться. И тут же сознание вновь вошло в тело".

Как видим, опыт видения Света бывает и у не мистически настроенных людей.

При этом у опытов света всех типов, которые мы привели, есть один общий знаменатель: они выводят человека из его мирской, профанной вселенной или из его исторической ситуации и выталкивают его в качественно другую вселенную, в иной мир, трансцендентный и сакральный.

Вышеописанные опыты не являются фантазией и полностью совпадают с наблюдаемым в рамках духовных традиций, в которых, подобно опытам, описанным выше, по словам Элиаде, есть один "общий элемент: вселенная, которую человек открывает благодаря встрече со Светом, противостоит профанной вселенной или выходит за её пределы, поскольку имеет духовную природу, а значит, доступна только тем, для кого существует Дух.

У человека, пережившего опыт Света, коренным образом меняется онтологический статус – человек этот становится открыт для мира Духа".

Когда вы впервые повстречаетесь с этим опытом и всё начнёт словно расплавляться в мягком, золотом тумане, полностью становясь им, вы буквально почувствуете и ощутите, что он живой, и сами сможете убедиться, что и вы также состоите из золотого тумана, что всё вокруг – Свет, и наши тела, и всё вокруг соткано Им из Света по Своему образу и подобию. Удачи вам в этом!


о практике состояния "Тело из Света"


предыдущий текст оглавление следующий текст




Hosted by uCoz