Мусульманство (суфизм)
Иран, Ирак, Индия

Религиозный исламский деятель, шейх Хаким Мойнуддин Чишти, так описывал цель мусульман: "Каждое священное писание и каждый пророк изначально говорят об одном и том же: мы созданы мудрым и любящим Создателем, и главная цель нашего существования – попытка найти путь к Нему. Назначение нашей жизни заключается в обретении союза [единства] с Богом"1.

Мусульмане верят, что они живут благодаря дыханию Аллаха, и высшая цель ислама – это возврат к Богу – Аллаху, слово, переводимое на русский язык как "Единый".

Значение имени Мохаммед (в другом произношении Мухаммад) – космический человек. В отношении людей это означает – человек с космическим сознанием.

Главная цель мусульман – воссоединение с Аллахом. Каковы же методы ислама в достижении этой цели? Доктор Мир Валиуддин, выдающийся мыслитель, сказал, что после очищения души и тела следует освободить "сирр", т. е. объединить бренное с божественным. Это достигается с помощью муракаба, или созерцания, когда душа верующего озаряется.

Под муракаба подразумевается ощущение, что все дела человеческие находятся под неусыпным вниманием Аллаха.

Аллах, согласно высказыванию Идрис Шаха, представлялся суфиям в виде Света, освещающего всю Вселенную, пребывающего в сути всех вещей и постоянно озаряющего человеческие сердца. В качестве примера он приводил стих из Корана: "Аллах – это Свет небес и земли. Его Свет подобен сиянию светильника в темнице. Светильник горит в кристалле, как сияющая звезда".

Вспомните слова Христа: "Царство Божие внутри вас есть".

И достичь Его можно только через созерцание.

Особое внимание медитации (созерцанию) уделяют адепты суфизма.

На важность созерцания в исламе явно указывает и сам пророк Мохаммед: "Один час созерцания превысит шесть лет богослужений" (Хадис – Предание).

Поэтому медитация, или созерцание – это необходимая для мусульман дисциплина, когда они практикуют путь возвращения к Богу. Созерцание осуществляется одновременно на двух уровнях: внутреннем и внешнем. Внешнее созерцание означает отвращение пяти (органов) чувств от всего земного и непроявление тщетных и бессмысленных эмоций на людях и в одиночестве. Внутреннее созерцание подразумевает ограждение души (сердца) от внешних влияний и никчёмных мыслей о прошлом или будущем, целиком сосредотачивая сердце на Боге. Во время этого состояния следует избегать не только суетных мыслей, но и молитвы, так как всё мирское понижает уровень созерцания. Достижение состояния глубокой внутренней тишины, когда в человеке не остаётся ничего, кроме Бога.

Предположение, что суфизм, как духовное братство и глубинное духовное течение, возник из Ислама или другой религии, не совсем верно, хотя суфизм и можно назвать духом Ислама так же, как и чистой сущностью всех религий и философий. Поэтому суфии никогда не испытывают вражды или предубеждения к последователям иных верований. Они способны сразу увидеть и оценить во всём самое лучшее, глядя сквозь то нежелательное, с чем они могут прийти в соприкосновение.

Имеются различные мнения о происхождении слова "суфий". Одни считают, что оно происходит от "Суфа", что значит "чистый" (чистый от невежества, ханжества, догматизма, эгоизма и фанатизма, так же как и от кастовых, вероисповедных, расовых, национальных и религиозных различий), поскольку суфии веруют в Бога как в Единое Существо и Абсолютное Проявление Его природы, единых во всех и в каждом. Другие возводят происхождение слова "суфий" к греческому "софия" ("мудрость"), и есть те, кто связывает его происхождение с еврейским каббалистическим выражением "эйн соф" ("абсолютная бесконечность").

Истинный суфий подобен совершенному божественному зеркалу, отражающему весь мир без единого искажения.

Цель суфия – личный контакт с Богом, независимо от вероисповедания.

Главное достижение суфиев в том, что они на много веков опередили современные знания и утверждали, что истинная природа Реальности (Аллаха), как это следует из Корана, – это Свет, а проявленная физическая материя – это сгустки (кванты) Света.

В суфийском трансе мастер узнавал, что Реальность значительно богаче и сложнее, чем это воспринимается и осознаётся человеком в обычном состоянии сознания через его сильнейшим образом ограниченное восприятие.

Обычное восприятие человека ограничено порогами пяти органов чувств и психологическими установками воспитания, образования, жизненного опыта и социальными нормами. Восприятие же и способности человека в суфийском единении с Аллахом принципиально отличаются от этого. Как и представители всех остальных учений, перечисленных в этой книге, высшие Посвящённые могли ходить по воде, растворяться в воздухе, знать всё и обо всём и делать ещё многое другое, что остальным людям казалось необычным.

Мудрецы, имевшие широкий кругозор и высшее понятие об Истине, скрывали свои верования от непосвящённого большинства людей и углублялись в духовную жизнь для высшего достижения неземной радости и покоя, начиная с тех пор, как на Земле появились люди. Хотя они жили в разных частях мира, говорили на разных языках и с самого рождения своего исповедовали разные веры и духовные учения, они узнавали и любили друг друга вследствие общности их понятий. Независимо от вероисповедания они называли друг друга суфиями. И встречая представителей других традиций, они всегда легко могли распознать собратьев по духу.

Не существует множества истин, Истина едина. Как не существует множества основ духовных традиций, основа у всех одна. Но как сказал об этом суфийский мистик Инайят-хан, "Истину можно уподобить воде фонтана, которая бьёт вверх одной струёй, а вниз падает многими каплями в разное время и на разные места. Не всякий может согласиться с мыслью, что различные истины произошли от одной Истины, ибо слишком трудно понять это, и нужно великое просветление, чтобы это постичь. Посредственный ум ограничен столь узкими рамками в мире многообразных форм, что, естественно, не может видеть существование и глубокое значение этого явления, выходящего далеко за пределы его ограниченной рассудочной деятельности.

Разные народы в разные времена применяли разные методы, называемые религиями и философскими системами. Источник же всех религий един и всегда един и постоянен, хотя учения разных религий и кажутся, на первый взгляд, совершенно различными, несогласными друг с другом. Со времени появления на Земле рода человеческого из-за различий в верованиях среди людей возникали предрассудки, ненависть и слепая вражда. Имено это составляет значительную часть мировой истории и стало весьма важным явлением в жизни.

Мудрец знает, что главной основой всех религий и верований является одно – Хакк (Истина).

Суфий чтит Бога с самоотвержением и любит Его, чтобы утонуть в Нём. Он непрерывно хранит мысль об Истине и во всём видит Истину, а потому у него нет предубеждения против кого бы то ни было. Суфии проявляют нежную любовь ко всякому живому существу и, реализуя гармонию в своей жизни, всегда пребывают в полном согласии с Абсолютом"2.

По свойствам коспомолитичной гармонии доктрин, по скромности, простоте и высоте мыслей при равновесии отдельных его частей – это мировая мудрость. Суфизм есть религиозная философия любви, гармонии и красоты. Цель его – раскрывать душу человека до тех пор, пока красота Мироздания не сделает его способным достичь совершенства и стать, насколько это возможно выражением Божественной гармонии. Поэтому во многих случаях суфии реализовали в себе величайшее совершенство, какое только доступно людям.

Методом суфизма стало мгновенное озарение, которого способен достичь человек с помощью определённой психотехники. На языке суфизма такое озарение называется "бака" – "пребывание в божественной сущности", когда субъект не замечает и не чувствует ничего, кроме объекта, и полностью сливается с ним. Именно такое состояние можно назвать апофеозом Любви. Мансур аль-Халладж выразил это чувство следующими словами: "Я Тот, кого люблю, а Тот, кого люблю, – это Я". Вспомните слова Иисуса: "Я и Отец – одно" (Ин 10:30).

Суфии верят, что Иисус, достигнув стадии человеческого совершенства, обрёл полное единение с Божественным, и воспринимают его вознесение как продвижение к более высокой области Бытия.

Шейх Рузбихан так говорит об этом: "Взгляните на суть дела. Когда тело его обратилось духом, его внешняя форма полностью стала душою, и он исчез из мира праха. Как могла бы случайность повредить ему? Не ведаешь разве, что когда всё это завершилось, Иисус вознёсся в небеса?"3

Притягательность суфизма состояла в безграничной самоотдаче Богу. Суфий Аль-Халладж утверждал возможность личного контакта влюблённого суфия с объектом любви – Аллахом (растворение в Едином в состоянии безграничной и всепоглощающей любви к Единому Возлюбленному – Аллаху).

Этот идеал совершенства у суфиев именуется – Бак, в исламе – Наджат, в боне – Дзогчен, в буддизме – Нирвана, в христианстве – Спасение, в индуизме – Мукти. Это – наивысшее состояние, какого может достичь человек. Все древние пророки и мудрецы испытали его лично и поведали о нём миру. Это наивысшее состояние – Бак есть естественное состояние Бога. Со временем его может достичь каждый человек, сознательно или бессознательно, до или после смерти. "Каждое существо исходит от Бога и будет обратно привлечено к Нему" (Коран).

Мирча Элиаде в своей работе "Мефистофель и андрогин" проводит параллель между результатом, достигаемым практикой суфиев, и православной практикой – исихазмом: "Огни зикра (объединения) не угасают, и его свет не исчезает. <...> Ты всегда видишь восходящие и нисходящие огни; огни вокруг тебя светлы, очень горячи и пылают. Проявления зикра на этой стадии, – пишет он, – можно сопоставить с великими озарениями в византийских традициях исихастов".

Сравним описания духовного опыта единения с Богом, приводимые мусульманским святым шейхом Рузбиханом и православным исихастом Григорием Синаитом.

Шейх Рузбихан пишет:

"По мере того как влюблённый возвышается в любви, любовь, возвращаясь к своему истоку, окрашивает влюблённого в свои цвета, перемещая его в присутствие Возлюбленного, чтобы мог он парить, подобно святым ангелической сферы, с серафимами, чьё оперение – неслыханной красоты, в эмпирейских высотах возвышенных существ, таких как Хызр, Илия и Иисус, когда их человеческие качества стали Божественными Атрибутами, их субстанция стала эфирной".

А вот что говорит Григорий Синаит:

"Кто очистит свой ум слезами, душу свою ещё здесь, на земле, воскресив Духом, и плоть свою посредством разума сделает светозарным и огненным отображением Божественной красоты, – тот почти становится сожителем ангелов ...ибо телом нетленным будет тело земное, преобразившееся неизречённым образом из тела душевного в тело духовное, так что, оставаясь материальным, оно будет вместе с тем и небесным, но богоподобной тонкости. Таким образом, каковым оно создано вначале, таковым и воскреснет, чтобы всецелым приобщением Божества быть сообразным образу Сына Человеческого"4.

Как видим, конечный опыт практиков всех традиций един, как Един сам Бог, наполняющий всех их.

Суфий, достигший состояния божественного экстаза, уже не разделяет мир на верных и неверных, на добро и зло. Он постигает самую основу мира, а эта основа – Единое (Бог).

Различные стадии зикра у мусульманских мистиков сопровождались различными видениями: то семь цветных огней, которые последовательно видит внутреннее око аскета на стадии сердечного зикра, то изливающийся свет, которого добиваются во время интимного зикра, – Свет этот воистину божествен и негасим. И тот и другой зикр могут сопровождаться объективным свечением тела.

Достижение высшей стадии – "хаки-кат" ("Истина") – выражается в угасании всех интересов, кроме жажды божественного, в окончательном освобождении от рабства плоти, в самоотречении и потере своего "я", которое исчезает в Боге, растворяется в Нём. В Лучезарном Сущем, Едином и Неделимом.


«Темы»
Свет в Суфизме

предыдущий текст оглавление следующий текст




Hosted by uCoz